Дело № 2а-27/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2018 года с. Сарыг-Сеп
Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе судьи Ак-кыс А.В., при секретаре Донгак Х.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №2 по Республике Тыва к А.Т.К. о взыскании задолженности по налогам (страховым взносам),
установил:
Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Тыва обратилась в суд с административным исковым заявлением к А.Т.К. о взыскании задолженности по налогам (страховым взносам), указывая в заявлении, что на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей А.Т.К. была зарегистрирована в МРИ ФНС России №2 по Республике Тыва в качестве индивидуального предпринимателя с идентификационным номером налогоплательщика (ИНН) №. Но, индивидуальный предприниматель на основании выписки из ЕГРИП прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения. В связи с неисполнением обязанности по уплате в срок данных платежей, должнику в соответствии со ст.ст. 45, 69 НК РФ направлялось требование об уплате налога (страховых взносов), пени штрафа от 29.10.2013 №, 17.03.2014 №, 29.05.2014 №, 29.10.2013 №, 07.03.2014 №, 07.03.2014 №, 07.03.2014 №, чтоб в предложенный срок плательщик добровольно уплатил сумму налогов (страховых взносов) в срок, должником оставлено без исполнения. Просит взыскать с А.Т.К. по требованию от 29.10.2013 №, 17.03.2014 №, 29.05.2014 №, 29.10.2013 №, 07.03.2014 №, 07.03.2014 №, 07.03.2014 № задолженность по налогам (страховым взносам) на общую сумму 8005,18 рублей в соответствующие фонды и бюджет.
Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, которое мотивировано тем, что срок пропущен по уважительной причине в связи с внедрением новой программы и администрированием страховых взносов с 01.01.2017 года.
Представитель истца - Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Тыва ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ответчик А.Т.К. не явилась в судебное заседание, является извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины её неявки не известны, в связи с чем, суд в силу ст. 150 КАС Российской Федерации рассматривает административное дело без их участия.
Изучив доводы искового заявления и административное дело, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1,2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее-контрольные органы), вправе обратиться в суд административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом и предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента – физического лица суда необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), в данном случае следует исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться этим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок по налогам, и руководствоваться этим положением этим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с физических лиц.
При этом в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) было указано, что ее положение применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Таким образом, в силу названных норм налоговый орган был вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (как физического лица, так и организации) недоимки и соответствующих пеней в течении шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Указанный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, а в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа, как к физическому, так и к юридическому лицу.
Из материалов следует, что за А.Т.К. числится задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по требованию № в пени в размере 1503,33 рубля; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по требованию № штрафов в размере 1000 рублей; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по требованию № штрафов в размере 1000 рублей; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по требовании № в размере 1098 рублей; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по требованию № в размере 1170 рублей; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по требованию № в размере 1098 рублей; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по требованию № в размере 1098 рублей и пени в размере 37,85 рублей. Итого на общую сумму 8005,18 рублей.
Указанные в требовании суммы задолженности по налогу, пени не уплачены.
29 ноября 2017 года Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Тыва ответчику А.Т.К. направлены вышеуказанные требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.05.2014 года на общую сумму 8005,18 рублей. Установлен срок оплаты 25.04.2014 года.
Между тем данных о вручении указанных налоговых уведомлений ответчику, а также направления и вручения ему уведомлений об уплате налога и пени за 2013, 2014 годы в сумме 8005,18 рублей в материалах дела не имеется. Не представлены такие сведения административным истцом и в судебном заседании.
Согласно выписки из ЕГРИП следует, что А.Т.К. . 25.03.2014 года прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (пункт 3).
Ввиду того, что сроки уплаты налога предусмотрены законодательством, невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков, если обязанность задекларирована (отражена в налоговой декларации) по завершении налоговой проверки, если по ее результатам выявляется нарушение налогового законодательства, а налога, исчисляемого налоговым органом, на дату исполнения обязанности по его уплате. При этом акт обнаружения недоимки является внутренним документом налогового органа, его несвоевременное составление никак не влияет на сроки направления требования об уплате налога, осуществляемого налоговым органом.
Таким образом, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации конкретного указания на срок, в течение которого налоговый орган должен выявить налоговую задолженность, не означает, что не ограничен во времени ее выявления.
С учетом вышеприведенных положений налогового законодательства, в рассматриваемом случае срок, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд, у налогового органа истек 25.10.2014 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления о необходимости уплаты налога, и поскольку доказательств получения ответчиком налогового уведомления об уплате налога и пени суду не представлено, иск в суд подан с нарушением установленных законом сроков, правовых оснований для взыскания начисленных сумм об уплате налога и пени не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Тыва к А.Т.К. о взыскании задолженности по налогам (страховым взносам).
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №2 Республике Тыва к А.Т.К. о взыскании задолженности по налогам (страховым взносам), отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья А.В. Ак-кыс