Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 ноября 2023 г. пгт. Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лапшиной Т.И.
при секретаре судебного заседания Корольковой Е.Л.
с участием старшего помощника прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Майковой А.С.,
истицы Поваровой Л.В.,
представителей ответчиков ГБУ РМЭ «Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Валиевой И.В. и Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл Сагнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Поваровой ФИО11 к ГБУ РМЭ «Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Министерству государственного имущества Республики Марий Эл, Министерству труда и социальной защиты Республики Марий Эл о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Прокурор Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Поваровой Л.В. обратился в суд с иском к ГБУ РМЭ «Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Министерству государственного имущества Республики Марий Эл, Министерству труда и социальной защиты Республики Марий Эл об обязании предоставить незамедлительно после вступления решения суда в законную силу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, применительно к условиям села Семеновка Республики Марий Эл, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах села Семеновка Республики Марий Эл.
В обоснование своих требований прокурор указал, что матери истицы Поваровой Л.В. – Кошкиной Д.Ф. в период ее работы в ГОУ РМЭ «Семеновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида» (далее - школа-интернат) было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу г. Йошкар-Ола, с.ФИО12 Республики Марий Эл. Совместно с ней проживали члены ее семьи – дочь Поварова Л.В. и сын Кошкин В.В. В 1989 г. Кошкина Д.Ф. умерла, в спорном жилом помещении остались проживать ее дети. Истица Поварова Л.В. с 28 октября 1986 г. по настоящее время зарегистрирована в указанном жилом помещении и другой недвижимости в собственности не имеет. Жилое помещение расположенное по адресу <адрес> Республики Марий Эл находится в собственности Республики Марий Эл и до 11 июля 2008 г. находилось в оперативном управлении школы –интерната, а затем школа-интернат была присоединена к ГОУ РМЭ «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида» и спорное жилое помещение было также передано ей. Согласно заключению межведомственной комиссии от 05 августа 2019 г. вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, а граждане, проживающие в нем, расселению в срок до 31 декабря 2021 г. Однако до настоящего времени Поварова Л.В. жилым помещением не обеспечена.
Просил возложить на ГБУ РМЭ «Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, Министерство труда и социальной защиты Республики Марий Эл солидарно предоставить Поваровой Л.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, применительно к условиям села Семеновка Республики Марий Эл, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах села Семеновка Республики Марий Эл, незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца – старший помощник прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Майкова А.С., действующая на основании доверенности №06-01-2023 от 16 мая 2023 г., исковые требования поддержала, суду дала пояснения аналогично исковому заявлению. Дополнила, что указанная обязанность по предоставлению жилья подлежит возложению солидарно не только на указанных выше ответчиков, но и на всех ответчиков, привлеченных судом во время рассмотрения дела.
Истица Поварова Л.В. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Пояснила, что в <адрес> она проживала с матерью и братом. Все платежи, какие ей известны, вносили в ресурсоснабжающие организации и в сельскую администрацию. Никаких платежей ни в Семеновскую, ни в Октябрьскую школы они не вносили. Их дом и соседний, в котором проживают бывшие работники Семеновской школы, расположены в жилом массиве, а не на территории школы. Жильцы соседнего <адрес> смогли приватизировать жилье, а им в этом отказали, поскольку фактически дом сгорел в 2005 г. Она согласна приватизировать жилье и землю сейчас, но ей этого сделать не разрешают. Другого жилья она не имеет, проживает на условиях найма в квартире свекрови. Ее брат получил квартиру, а ее все перенаправляют друг к другу. Просила обязать предоставить ей жилье в границах г. Йошкар-Ола.
Представитель ответчика ГБУ РМЭ «Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Валиева И.В. исковые требования не признала и суду пояснила, что при реорганизации Семеновской школы-интерната все ее имущество было передано в распоряжение ГБУ РМЭ «Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Спорная квартира является собственностью Республики Марий Эл. Фактически ее не существует, поскольку дом сгорел и не пригоден для проживания. Она, как директор Октябрьского центра пыталась списать дом с баланса, но ей это не разрешили, поскольку в доме в обеих квартирах прописаны жильцы. Никаких платежей жильцы на счет Октябрьского центра никогда не вносили. Октябрьский центр жилья для предоставления жильцам не имеет, также как и средств для его приобретения. На эти цели средства не поступают. Считает, что обязанность по предоставлению жилья жителям дома в связи с переселением из ветхого жилья на Октябрьский центр возложена быть не может.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл Сагнеева Е.В. исковые требования прокурора и истицы не признала и пояснила, что поддерживает позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление. Для оценки исковых требований истцом не представлено юридическое обоснование права пользования спорным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, истицей. Договор социального найма истицей также не представлен. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ к вопросам местного значений муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В связи с вышеизложенным Министерство считало необходимым привлечь для участия в гражданском деле администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» и Семеновское территориальное управление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Судом ходатайство представителя ответчика удовлетворено, указанные юридические лица привлечены в качестве соответчиков по делу.
Представитель ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал, об уважительности причин суд в известность не поставил, в связи с чем суд в соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В представленном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что истцом не указано на каком именно праве квартира была предоставлена Кошкиной (социальный найм или найм служебного жилого помещения). Министерство государственного имущества Республики Марий Эл такой информацией также не располагает. Письмом от 20 ноября 2018 г. №11-6295 Министерство направило запрос в ГБУ «Государственный архив Республики Марий Эл» о предоставлении копии документов, на основании которых гражданам предоставлены жилые помещения - <адрес> жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с Семеновка, <адрес>. Согласно ответа ГБУ «Государственный архив Республики Марий Эл» от 17 декабря 2018 г. №Т-143 сведений о предоставлении гражданам указанных жилых помещений не имеется.
Обстоятельства, связанные с основаниями предоставления жилья, информация о его правовом режиме имеют существенное значение для разрешения судебного спора и подлежат обязательному установлению.
Ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления вышеуказанного помещения Кошкиной Д.Ф., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со ст.ст. 28 - 31, 33, 42. 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условии, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
В дело такое решение об обеспечении ответчика жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, не представлено.
Признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Требование прокурора Моркинского района Республики Марии Эл заявлено исходя из позиции, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>" <адрес>, было предоставлено Кошкиной Д.Ф. на условиях социального найма. При этом подтверждающими документами истец не располагает.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставление других благоустроенных жилых помещений входит в компетенцию органа государственной власти, принявшего решение о сносе такого дома. В связи с чем, Министерство государственного имущества Республики Марий Эл считает необходимым привлечь для участия в гражданском деле Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и Министерство финансов Республики Марий Эл.
При этом следует учитывать, что положения ст.ст. 86 и 87 ЖК РФ, регулирующие предоставление в связи со сносом дома и в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения по договору социального найма, не предусматривают обеспечение жилищных прав граждан, занимающих служебные жилые помещения, данные положения закона не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Поскольку ч. 1 ст. 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным данным кодексом основаниям, обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма у наймодателя отсутствует.
Судом ходатайство представителя ответчика в части привлечения соответчиков удовлетворено. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Министерство финансов Республики Марий Эл, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», Семеновское территориальное управление признаны соответчиками по делу.
На судебное заседание представители указанных соответчиков не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, об уважительности причин неявки суд в известность не поставили, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело по существу в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Письменные отзывы на исковое заявление, направленное в их адрес вместе с определением суда о привлечении их в качестве соответчиков указанные ответчики не представили.
Семеновское территориальное управление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указало что с 1 января 2005 г. с Управления сняты полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из выписки из реестра государственного имущества собственности Республики Марий Эл (л.д. 34), 2-х квартирный жилой дом с котельной, расположенный по адресу <адрес>, находится в собственности Республики Марий Эл и передан в оперативное управление государственному бюджетному образовательному учреждению Республики Марий Эл «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Данный факт подтвержден выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 9-15)
Постановлением Правительства Республики Марий Эл № 179 от 11 июля 2208 г. государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» реорганизована путем присоединения к нему государственного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Семеновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» с передачей соответствующего имущества, в том числе <адрес> (л.д. 53-60).
Как следует из письма Семеновского территориального управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» № 203/05-06 от 24 апреля 2023 г. (л.д. 63), в доме по адресу Республика Марий Эл, <адрес>, зарегистрированы Кошкин В.В. и Поварова Л.В. Основанием для сообщения послужила похозяйственная книга Семеновского территориального управления № 24 за 2016-2020 г.г., лицевой счет 967. Поварова Л.Г. поставлена на учет по улучшению жилищных условий 21 февраля 2005 г. на основании приказа Семеновского управления администрации города Йошкар-Ола № 10.
Факт постановки Поваровой Л.В. на учет по улучшению жилищных условий в Семеновском управлении администрации города Йошкар-Ола подтвержден также копией приказа № 10 от 21 февраля 2005 г. (л.д. 66)
Ордер на жилое помещение № 22-4406 выдан Кошкину В.В. на семью из 2 человек на занятие жилого помещения размером 19,8 кв.м по адресу г. Йошкар-Ола, с. Семеновка, ул. Архипова д. 38 кв. 1. Основанием выдачи ордера послужил приказ начальника Семеновского управления № 48 от 07 декабря 2001 г. В составе семьи нанимателя Кошкина В.В. указана его сестра Поварова Л.В. (л.д.74-75)
Разрешение вопроса о предоставлении истице жилья на основании договора социального найма зависит от установления статуса занимаемого ею жилого помещения и оснований вселения в указанное помещение.
Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. (ч. 2 ст. 19 ЖК РФ)
Согласно ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Ст. 4 ЖК РСФСР, действовавшей на момент вселения истицы в жилое помещение, было предусмотрено, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Жилищный фонд включает:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. (ст. 5 ЖК РСФСР)
Ст. 6 ЖК РСФСР было определено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. (ст. 7 ЖК РСФСР)
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями устанавливался законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Ст. 105 ЖК РСФСР было определено, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливалась Советом Министров РСФСР.
С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, в соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Кошкину В.В., в состав семьи которого входила истица, ордер на жилое помещение выдавался без отметки о назначении его как служебное.
Как пояснила истица и не оспаривается сторонами, <адрес> расположен в общем массиве жилых домов, а не на территории Семеновской школы-интерната.
Решения органов государственной власти об отнесении данного дома либо квартиры в доме, занимаемой истицей, к категории служебной не имеется.
Суд приходит к выводу, что <адрес>, в которой зарегистрирована истица, признаков служебного жилого помещения не имеет. Следовательно, истица проживала в ней на основе договора социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 октября 2015 г. № 551, по результатам рассмотренных документов сделано заключение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
На основании указанного заключения распоряжением Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства № 6 от 2 сентября 2019 г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, а граждане, проживающие в нем, - подлежащими отселению в срок до 31 декабря 2021 г.
Решение о признании жилого помещения, занимаемого истицей, аварийным и непригодным к проживанию принято надлежащим органом, в предусмотренном законом порядке и сторонами не оспаривается.
Следовательно, у истицы возникло право на предоставление иного жилого помещения взамен занимаемого.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Кодекса вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, чье жилье признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит.
При этом право получить жилье по договору социального найма принадлежит гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а возможность признания таковыми не связана с тем правом, на котором гражданину принадлежит жилье, и по смыслу ст.ст. 32 и 57 ЖК РФ нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник.
Как следует из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.), действие части 2 статьи 57 данного Кодекса можно распространить только на граждан, проживающих в жилом помещении на основании договора социального найма. Как указано в Обзоре, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния или по иным причинам, то предоставление другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. (Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»)
Предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Ст. 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к ст. 86 и ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район"
Поскольку с. Семеновка входит в состав городского поселения «Город Йошкар-Ола» предоставляемое истице жилое помещение должно быть расположено в границах городского округа.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пунктом 1 приложения N 3 к этому законодательному акту жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности и подлежит передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
(«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
Таким образом, предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Следовательно, обязанность по предоставлению истице жилого помещения взамен аварийного подлежит возложению на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола».
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 указанной статьи).
Всоответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 года, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
Помимо этого, согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г., отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещении в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Руководствуясь ст.ст. 193-197 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Моркинского района в интересах Поваровой ФИО13 к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл обязанность предоставить Поваровой ФИО14 во внеочередном порядке благоустроенное, применительно к условиям г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, жилое помещение по договору социального найма площадью по установленным нормам предоставления.
В удовлетворении исковых требований прокурора Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Поваровой ФИО15 к ГБУ РМЭ «Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Министерству государственного имущества Республики Марий Эл, Министерству труда и социальной защиты Республики Марий Эл, Министерству финансов Республики Марий Эл, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Семеновскому территориальному управлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий
Судья: Т.И.Лапшина
27.11.2023