Решение от 23.01.2018 по делу № 2-35/2018 от 18.12.2017

Дело № 2- 35/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Пономаревка 23 января 2018 года

    Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Щепиной О.В.

при секретаре Шишкиной Е.В.

с участием истца Салиховой Н.Ф.

представителя ответчика Гордеева Н.А.

третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования Салихова И.Ф., Салихова А.И.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салиховой Н.Ф. к администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения

установил:

Салихова Н.Ф. обратилась в суд к администрации МО Пономаревский район с вышеуказанным иском. В обоснование иска указала, что жилое помещение в котором проживают она и члены ее семьи, признано непригодным для проживания. Она неоднократно в устной форме обращалась в администрацию района с просьбой о выделении ей жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не выделено. Полагает, что в результате противоправных действий должностных лиц администрации района, нарушается ее право на жилую площадь, закрепленное Конституцией РФ.

Просит суд:

признать незаконными действия администрации МО Пономаревский район Оренбургской области по обеспечению ее и членов ее семьи жилым помещением;

обязать администрацию муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, исходя из имеющихся фондов, либо резерва, выделит ей жилое помещение пригодное для проживания, исходя из установленных норм 18 кв.м. на одного проживающего члена семьи, общей полезной площадью не менее 90 кв.м. во внеочередном порядке.

В судебном заседании Салихова Н.Ф. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Гордеев Н.А. с иском не согласился, изложил доводы, указанные в отзыве на исковое заявление.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования Салихов И.Ф., Салихов А.И. исковые требования поддержали.

В судебное заседание представители третьего лица – Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Салиховой Н.Ф. и ее супругу Салихову И.Ф. принадлежит по ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью ... кв.м. и земельный участок площадью ... кв.м., расположенные по адресу: ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ... года, свидетельствами о государственной регистрации права от ... года.

В указанном доме, кроме Салиховой Н.Ф. и ее супруга Салихова И.Ф. зарегистрированы и проживают: сын Салихов А.И., ... года рождения, сын - Салихов И.И., ... года рождения и дочь – Салихова Э.И. ... 2013 года рождения, что подтверждается справкой, выданной администрацией муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет.

Согласно свидетельству о смерти от ... года Салихова Ю.И. (ребенок-инвалид), ... года рождения умерла ... года.

В соответствии со справкой серии ... Салихова Э.И., ... года рождения является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена на срок до ... года.

Согласно справке ГБУЗ «Пономаревская районная больница» от ... года № ... заболевание, которым страдает Салихова Э.И., ... года рождения, не входит в перечень заболеваний, установленных Постановлением правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Из экспертного заключения ООО «НПО СОЮЗ» от ... года следует, что по результатам комплексного обследования жилого дома по адресу: ... общее техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное. Дом не пригоден к эксплуатации в качестве жилья.

Заключением межведомственной комиссии от ... года назначенной постановлением главы администрации Пономаревского района от ... года № ... жилой дом по адресу: ..., признан непригодным для проживания.

Из материалов дела так же следует, что Салиховой Н.Ф., ее супругу Салихову И.Ф., сыну Салихову А.И., сыну - Салихову И.И., дочери Салиховой Ю.И. (умерла ... года) принадлежит по ... доли в праве на жилой дом площадью ... кв.м. и земельный участок площадью ... кв.м., расположенные по адресу: ...

Указанный жилой дом приобретен на основании договора купли-продажи от ... года и согласно пояснениям истца на средства материнского капитала.

Из акта обследования жилищных условий гражданина от ... года следует, что комиссией было обследовано жилое помещение принадлежащее Салиховой Н.Ф и ее семье, расположенное по адресу: .... Согласно заключению комиссии, жилой дом не эксплуатируется в качестве жилья.

Судом установлено, что постановлением администрации МО Пономаревский район от ... Салихова Н.Ф. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по категории инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов.

Согласно справке, выданной администрацией МО Пономаревский район от ... Салихова Н.Ф. состоит в сводном списке отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствие с пунктом 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ). По состоянию на ... года состоит под номером ... дата принятия на учет ... года.

Как следует из пояснений в судебном заседании истца Салиховой Н.Ф. и представителя ответчика Гордеева Н.А. в установленном законом порядке семья Салиховой Н.Ф. малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с признанием его непригодным для проживания органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области не признавалась, с таким заявлением истец в администрацию не обращалась.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец и ее семья не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, были поставлены на учет в 2015 году, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: относятся ли они к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют достаточные правовые основания для вывода о наличии у истца права на предоставление ей и ее семье во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, поскольку в установленном законом порядке малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с признанием его непригодным для проживания органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования Пономаревский район не признавалась.

Так же суд учитывает, что Салиховой Н.Ф., ее супругу Салихову И.Ф., сыну Салихову А.И., сыну - Салихову И.И. принадлежит по ... доли в праве на жилой дом площадью ... кв.м. и земельный участок площадью ... кв.м., расположенные по адресу: ...

Указанное жилье приобретено истцом и членами ее семьи на средства материнского капитала, в установленном законом порядке не пригодным для проживания не признано, доказательств обратного не представлено, в связи с чем объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации не доказана.

Кроме того, при вынесении решения, суд учитывает, что истица и члены ее семьи проживают в частном доме и что Салиховой Н.Ф. и ее супругу принадлежит право собственности по ... части этого дома и земельного участка, на котором он расположен.

Правоотношения по изъятию у собственников принадлежащих им жилых помещений и по предоставлению им взамен изымаемого другого жилого помещения регулируются нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Из материалов дела следует, что жилой дом, принадлежащий Салиховой Н.Ф. и ее супругу Салихову И.Ф. на праве собственности, признан в установленном законом порядке непригодным для проживания.

Как следует из пояснений представителя ответчика Гордеева Н.А. и подтверждено в судебном заседании истцом Салиховой И.Ф. решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.

Кроме того, Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.

Между тем, вышеуказанная процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания установленная Правительством Российской Федерации не соблюдена, распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов не принималось.

Указанное обстоятельство подтверждено в судебном заседании пояснениями представителя ответчика Гордеева Н.А., доказательств обратного истицей Салиховой Н.Ф. не предоставлено.

На основании вышеизложенного, учитывая, что процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов не соблюдена, решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, соглашение между администрацией и Салиховыми об изъятии жилого помещения не заключалось, малоимущими истец и ее семья не признавались, а наличие инвалидности у Салиховой Э.И. не является основанием для предоставления ей жилья во внеочередном порядке, оснований для признания незаконными действий администрации МО Пономаревский район и возложении обязанности предоставить Салиховой Н.Ф. вне очереди жилое помещение не менее ... кв.м. у суда не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

2-35/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салихова Нурзиля Фаррахутдиновна
Ответчики
Администрация муниципального образования Пономаревский район
Другие
Министерство социального развития Оренбургской области
Правительство Оренбургской области
Суд
Пономаревский районный суд Оренбургской области
Судья
Щепина О.В.
Дело на сайте суда
ponomarevsky.orb.sudrf.ru
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
23.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее