Решение по делу № 2-2117/2023 от 07.07.2023

Дело № 2-2117/2023

RS0-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 25 октября 2023 года.

Мотивированное решение составлено 30 октября 2023 года.

г. Ступино Московской области                                      25 октября 2023 года

Ступинский городской суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Филатовой Е.С., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя истца ФИО2ФИО5, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью 31,9 кв. м., в том числе жилой площадью 16,5 кв. м., с инвентарным номером , расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Исковые требования ФИО2 обоснованы тем, что он постоянно зарегистрирован по месту жительства и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-<адрес>, <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено ему на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее право на приватизацию жилых помещений он не использовал, проживает в спорной квартире с 1996 года. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира, являлся объектом социальной инфраструктуры Министерства обороны РФ. Указанная квартира находится в военном городке Мещерино-1, который на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р с утверждёнными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ -р исключён из перечня жилищного фонда закрытых военных городков. Собственником жилого помещения является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ. В муниципальную собственность жилищный фонд не передан. В силу действующего законодательства он имеет право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации.

На основании протокольного определения суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика на основании ст. 40 ГПК РФ привлечено ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, в связи с закреплением спорного жилого помещения на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

Представитель истца ФИО2ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала иск и просила его удовлетворить.

Представители ответчиков ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явились; о времени и месте судебного разбирательства ответчики и третье лицо извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах, с учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Суд, выслушав объяснения и доводы представителя истца, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Исходя из положений ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 постоянно зарегистрирован по месту жительства и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-1, Военный городок, <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги в отношении указанного жилого помещения (л. д. 9).

Иные лица в указанной квартире не зарегистрированы.

Ранее истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО6 и ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л. д. 36-39).

Спорное жилое помещение было предоставлено истцу ФИО2 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ <адрес> Московского военного округа Министерства обороны ФИО3. Указанный ордер содержит отметку «служебное» (л. д. 10).

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р жилищный фонд, расположенный в военном городке Мещерино-<адрес>, исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков Вооружённых Сил РФ.

В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры), составленным Южным филиалом ГБУ МО «МОБТИ», однокомнатная <адрес> общей площадью 31,9 кв. м., в том числе жилой площадью 16,5 кв. м., находится на 1 этаже жилого <адрес> <адрес> <адрес>. Жилое помещение не является аварийным, не подвергалось самовольному переустройству и (или) перепланировке (л. д. 11-15).

Ранее право на приватизацию жилых помещений ФИО2 не использовал (л. д. 40).

До настоящего времени спорное жилое помещение не передано в муниципальную собственность (л. д. 20), закреплено за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (л. д. 16).

При обращении в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, ФИО2 получил отказ, который мотивирован тем, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат (л. д. 17).

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО1 народных депутатов.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО1 народных депутатов.

Согласно части 3 данной статьи, выдача ордера на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, которым было предоставлено право выдачи таких ордеров КЭЧ Министерства обороны, либо иным компетентным органом Министерства обороны РСФСР на основании решения жилищно-бытовой комиссии военного ведомства, за которым была закреплена квартира.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении -П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда», определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Согласно действующему законодательству, приватизации подлежат жилые помещения, предоставленные по договору социального найма. Основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ (ст. ст. 12, 13, 49 ЖК РФ).

Пунктом 3 статьи 92 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Таким образом, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Статья 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» предусматривает предоставление служебного жилья, жилья для постоянного проживания, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены названным федеральным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей (абз. 1, 2 п. 5 ст. 2 данного Закона).

Таким образом, права членов семьи военнослужащего являются производными от права самого военнослужащего, в том числе и право на жилье.

Как было отмечено ранее, спорное жилое помещение было предоставлено истцу ФИО2 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ <адрес> Московского военного округа Министерства обороны ФИО3.

Квартира, расположенная по адресу: <адрес>-<адрес>, <адрес>, закреплена на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

В соответствии со ст. ст. 28-31, 33, 42, 44 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления ФИО2 спорной квартиры, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, истцу ФИО2, как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.

На момент рассмотрения дела уполномоченным лицом в установленном порядке не принималось решения об исключении занимаемого истцом жилого помещения из состава специализированного жилого фонда, договор социального найма не заключался, спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

Согласно действовавшей на момент предоставления ФИО2 спорной квартиры Инструкции о порядке заселения жилой площади Министерства обороны ФИО3, утвержденной Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны ФИО3, ордеры на жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках выдавала КЭЧ района.

Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями регулировался Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.

В соответствии с п. п. 28, 31 указанного Положения заселение военнослужащих производилось именно в служебные жилые помещения и по специальным ордерам.

Пунктом 2 постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» предусмотрено, что ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел ФИО3, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности ФИО3 (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Из совокупности приведенных норм следует, что в закрытых военных городках, как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, так и военнослужащие обеспечивались только служебными жилыми помещениями.

Факт предоставления КЭЧ района ФИО2 квартиры в закрытом военном городке указывает на то, что жилое помещение относилось к служебному жилому помещению.

Нахождение спорного жилого помещения в закрытом военном городке на момент его предоставления истцу, автоматически относило его к специализированной части жилого фонда, не подлежащего приватизации.

Достоверных с точки зрения относимости и допустимости доказательств, подтверждающих, что в дальнейшем данное жилое помещение изменило свой статус, в связи с исключением городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, материалы дела не содержат.

Кроме того, выданный на занятие спорной квартиры ордер сам по себе содержит отметку «служебное», что указывает на то, что жилое помещение относится к служебному жилому помещению.

При этом, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит.

Последующее исключение военного городка из состава себе подобных закрытых военных городков само по себе не влечет утрату жилым помещением статуса служебного, а решение органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда не принималось, на момент разрешения спора данное жилое помещение относится к служебному жилому помещению.

При этом специальный статус спорного жилого помещения не препятствует реализации конституционного права истца на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах подлежащего приватизации государственного и муниципального жилищного фонда.

Учитывая, что спорное жилое помещение включено в число служебных, решений о его исключении из специализированного жилищного фонда не принималось, согласия собственника либо уполномоченного им лица на приватизацию занимаемого истцом жилого помещения не имеется, правовые основания для признания права собственности за истцом на спорное жилое помещение в порядке приватизации отсутствуют.

Доводы представителя истца, изложенные в исковом заявлении, а также в письменных пояснениях, основаны на ином толковании закона применительно к установленным фактическим обстоятельствам и отклоняются судом как необоснованные.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО2 к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-<адрес>, <адрес>, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья                                                                       Е.С. Филатова

2-2117/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Коновалов Дмитрий Федорович
Ответчики
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений " Минобороны РФ
Министерство Обороны РФ
Другие
Администрация г.о.Ступино Московской области
Суд
Ступинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
stupino.mo.sudrf.ru
07.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.09.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее