Решение от 27.11.2023 по делу № 2-4782/2023 от 27.09.2023

    УИД 55RS0007-01-2023-005146-02

    Дело № 2-4782/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2023 года                                                                               город Омск

    Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Горобец В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом нетрудоспособного иждивенца,

    установил:

    ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом нетрудоспособного иждивенца. В обоснование указано, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь – ФИО1. Истцу стало случайно известно в мае 2023 г., что, как получатель страховой пенсии по старости, имеет право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом наличия нетрудоспособного иждивенца. Пенсионным органом произведен такой перерасчет с даты обращения с соответствующим заявлением с июня 2023 г. Однако, полагает, что имеет право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с даты рождения ребенка, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного просит обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом нахождения у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка ФИО1 с даты рождения ребенка с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО2 участия не принимал, извещен надлежаще.

Представитель истца ФИО5, действующая по доверенности, заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ОСФР по Омской области ФИО6, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что перерасчет носит заявительный характер и истцу был произведен перерасчет с даты обращения с соответствующим заявлением. Оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости с даты рождения ребенка не имеется.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела ФИО2, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

    Как следует из материалов пенсионного дела, истец ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ-ОПФР по Омской области, ФИО8 получает страховую пенсию по старости по статье 8 Закона о страховых пенсиях (л.д.14).

    ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении II-КН , выданным ДД.ММ.ГГГГ. Родителями ребенка указаны: ФИО2 – отец (истец), ФИО3 (мать) (л.д.13).

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выдано свидетельство обязательного пенсионного страхования – СНИЛС с номером 201-264-712 07.

    ДД.ММ.ГГГГ в клиентскую службу в г. Омске ОСФР по Омской области поступило заявление истца о перерасчете размера пенсии с учетом нетрудоспособного иждивенца.

    С ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет страховой пенсии по старости с учетом иждивенца ДД.ММ.ГГГГ г.р.

    Рассматривая требования о возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом несовершеннолетнего ребенка с 19.01.2018, суд исходит из следующего.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года.

Впервые понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии дано в пункте 6 статьи 3 Закона о страховых пенсиях - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о страховых пенсиях фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 4982 рублей 90 копеек в месяц.

Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Закона о страховых пенсиях.

Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Закона о страховых пенсиях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 этого федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона нетрудоспособными членами семьи признаются, в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о страховых пенсиях лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Частью 8 статьи 18 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Закона о страховых пенсиях).

Согласно части 2 статьи 23 указанного Федерального закона заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Закона.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона).

28 ноября 2014 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 958 н был утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Документ утратил силу с 01.01.2022 в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".

В пункте 15 Перечня, действовавшего на дату назначения истцу страховой пенсии по старости, указано, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Законом о страховых пенсиях.

Исходя из положений части 2 статьи 26 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, с введением в действие с 1 января 2015 года Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на страховую пенсию в соответствии с этим законом, устанавливалось обеспечение в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии. Лицо, получающее страховую пенсию, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, имеет право на повышение фиксированной выплаты к данной пенсии, которое производится одновременно с назначением страховой пенсии. В случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи пенсионным органом делается перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

По общему правилу указанный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.

Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивалась Пенсионным фондом Российской Федерации (в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 288, ФЗ от 05.05.1997 № 77-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Вышеуказанное Положение утратило силу с 01.01.2023 в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Согласно статье 4 приведенного закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» деятельность Фонда осуществляется на основе следующих принципов: 1) соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения; 5) обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества.

Как указано в частях 2 и 3 стати 14 данного Закона в информационных системах Фонда осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации, необходимой для реализации возложенных на Фонд функций и полномочий.

Фонд в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает взаимодействие информационных систем Фонда с государственными информационными системами, муниципальными и иными информационными системами, а также с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с соблюдением требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Социальный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Социальный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Социального фонда Российской Федерации.

Следовательно, гражданин, являющийся получателем страховой пенсии по старости, при обращении в территориальный орган Социального фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на фиксированную выплату к пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, являющегося получателем страховой пенсии по старости, с заявлением о перерасчете размера пенсии должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на необходимость подачи заявления в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии по старости в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.

В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению пенсионера, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на пенсионное обеспечение в размере, определенном законом.

В судебном заседании представитель ответчика указал, что в соответствии с ч.5 ст. 26 Закона о страховых пенсиях, пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты. До мая 2023 г. истец с заявлением о перерасчете с приложением свидетельства о рождении ребенка не обращался.

Как следует из пенсионного дела, в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о доставке пенсии ФИО2 предупрежден о необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ о наступление обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

    Вместе с тем, в указанных заявлениях имеются ссылки на положения статей части 5 статьи 26, части 1-3,5 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, статью 24 Закона о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, части 1-5 статьи 15 Закона о накопительной пенсии.

    Указание на положение части 3 статьи 17, части 8 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, предусматривающее право на перерасчет размера пенсии с учетом нахождения на иждивении несовершеннолетних детей, не имеется, следовательно, истцу не разъяснялось данное право со стороны пенсионного органа.

В судебном заседании представитель ФИО2 указывала, что у пенсионного органа имелось свидетельство о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое представлялось им для постановки дочери на учет в качестве застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию.

Так, согласно пункту 5 Приказа Минтруда России от 03.04.2023 № 256н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2023 № 73380) в заделе о порядке регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета следует, что регистрация граждан осуществляется территориальным органом Фонда в том числе, на основании сведений о государственной регистрации рождения.

Таким образом, обращаясь за выдачей СНИЛС для дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец прикладывал сведения о рождении ребенка – свидетельство о рождении.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он был лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по вине пенсионного органа, который не разъяснил ему его право на такой перерасчет.

В ходе рассмотрения дела в суде ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что пенсионным органом была своевременно представлена информация ФИО2 о возможности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, несмотря на то, что информация о нахождении на иждивении истца несовершеннолетней дочери имелась у пенсионного органа с даты выдачи СНИЛС.

При этом суд учитывает, что пенсионным органом допущено длительное нарушение пенсионных прав истца, который на протяжении более 5 лет не получает фиксированную выплату к пенсии по старости в положенном ему объеме с учетом нахождения у него на иждивении нетрудоспособного члена семьи – ребенка.

Таким образом, принимая во внимание указанные выше Положения о Социальном (Пенсионном) Фонде Российской Федерации, предусматривающие обеспечение Фондом разъяснительной работы среди населения по вопросам выплат пенсий и подлежащие применению к спорным отношениям во взаимосвязи с положениями пенсионного законодательства, регулирующими вопросы установления пенсионерам фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, а также то, что истец фактически был лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по вине пенсионного органа, который не разъяснил ему его право на такой перерасчет, суд полагает, что заявленные требования о возложении обязанности на ОСФР по Омской области произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости ФИО2 с учетом нахождения у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает, что СНИЛС был выдан ребенку ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем перерасчет размера страховой пенсии по старости подлежит с 1 числа месяца, в котором у пенсионного органа появилась информация о нетрудоспособном иждивенце и возникла обязанность по разъяснению права на подачу заявления о перерасчете, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и по дату, предшествующую дате осуществления перерасчета, с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░) 802489105344WLDW).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-4782/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хохлов Николай Прокопьевич
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Величева Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
27.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2023Передача материалов судье
04.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Подготовка дела (собеседование)
08.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024Дело оформлено
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее