Дело №2а-960/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2017 г. с.Малая Пурга УР
Малопургинский районный суд УР в составе
председательствующего судьи Щелчкова А.Н. единолично
при секретаре Сосуновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по УР к Абдуллину Алмазу Ильдусовичу о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике (далее по тексту – МРИФНС № 6, истец) обратилась в суд с административным иском к Абдуллину А.И. о взыскании пени по страховым взносам. Требования мотивирует тем, что административный ответчик прекратил осуществление предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ г. До этого момента являлся страхователем и обязан был уплачивать страховые взносы своевременно и в полном объеме. Учитывая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2014-2015 годы административным ответчиком своевременно уплачены не были, ему начислены пени: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2530,21 рублей, по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 387,45 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 484,76 рублей. Направленные требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней от ДД.ММ.ГГГГ года страхователем в добровольном порядке не исполнено. Административный истец просил суд взыскать с административного ответчика указанную сумму, восстановив срок обращения в суд с указанным требованием, мотивируя пропуск срока получением от органа пенсионного фонда документов о задолженности ДД.ММ.ГГГГ года.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть заявление без участия последнего.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщил. Судебное извещение вернулось в суд за истечением срока хранения.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. На основании ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца и ответчика, поскольку их явка не признана обязательной.
Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно требованиям указанного Федерального закона, плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2. настоящей статьи (ч. 1 ст. 14); и обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения такой деятельности (ч. 2 ст. 16 ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01.01.2017 года производится в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Функции по администрированию страховых взносов, в том числе, в части контроля за их уплатой и взыскания, передаются налоговым органам.
Таким образом, с 01.01.2017 года на налоговые органы возлагаются, в том числе, и функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 01.01.2017 года, а Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ с 01.01.2017 утрачивает силу.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Абдуллин А.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшим в период существования спорных правоотношений, являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с несвоевременной уплатой административным ответчиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование, пенсионный орган, выявив, что за данным плательщиком числится (выявлена) задолженность, направил административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ года требование № № об оплате Абдуллиным А.И. в срок до ДД.ММ.ГГГГ года задолженности по страховым взносам за 2014-2015 годы, на которые начислены пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 2530,21 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 387,45 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 484,76 рублей. Направление требования административному ответчику подтверждается реестром отправленной корреспонденции.
Требования до настоящего времени не исполнены. В связи с чем административный истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности с административного ответчика, при этом, ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока подачи искового заявления.
В случае, когда физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность, взыскание производится в соответствии со ст. 48 НК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как указано выше, требованием об уплате пени по страховым взносам налогоплательщику установлен срок его исполнения до 28.11.2016 года.
МИФНС № 6 по УР обратилась в суд с иском о взыскании задолженности ДД.ММ.ГГГГ года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Таким образом, срок принятия решения о взыскании задолженности в установленный законом срок истцом был пропущен, что подтверждено материалами дела и не оспаривается истцом. Доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, последней не представлено.
В деле нет сведений, что контрольный орган за взысканием задолженности по страховым взносам обращался в суд, о том, что выносились судебные постановления о принудительном взыскании долга и были направлены на исполнение, что срок предъявления их к исполнению не утрачен. Исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате сбора. Разграничение процедуры взыскания сборов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Таким образом, учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, их начисление носит производный характер и непосредственно связано с несвоевременной уплатой самих страховых взносов, доказательств взыскания которых суду административным истцом не представлено, требования МИФНС о взыскании пени являются необоснованными.
Оснований для восстановления срока на подачу административного искового заявления о взыскании с налогоплательщика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование не имеется, поскольку уважительных причин, на основании которых можно восстановить срок по ч. 2 ст. 48 НК РФ, налоговым органом не приведено.
Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Допущение же не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах суд, установив изложенные выше обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о пропуске налоговым органом процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением к Абдуллину А.И. о взыскании пени по страховым взносам.
В соответствии с ч.5 ст.138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Так как судом установлено, что истец пропустил срок по неуважительной причине, то в соответствии с ч.5 ст.138 КАС РФ в удовлетворении исковых требований МРИФНС № 6 по УР к Абдуллину А.И. о взыскании пени по страховым взносам необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 138, 174-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Удмуртской Республике к Абдуллину Алмазу Ильдусовичу о взыскании за период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года задолженности в виде пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2530,21 рублей, пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 387,45 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 484,76 рублей, восстановлении срока на обращение в суд отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики. Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2017 г.
Председательствующий А.Н. Щелчков