Судья Лазарева Е.К. Дело № 33-6123/2024
№ 2-1205/2024
64RS0045-01-2024-001044-94
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Брандт И.С.,
при ведении протокола помощником судьи Пономарчук Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тупикова С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную пенсию,
по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кировского районного суда города Саратова от 29 марта 2024 года, которым исковые требования удовлетворены,
заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика и третьего лица Степанович Ю.В., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы,
установила:
Тупиков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее – УФСИН России по Саратовской области) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную пенсию.
Требования истца мотивированы тем, что он в период с <дата> по <дата> проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволен со службы по выслуге лет с должности оперативного дежурного дежурной части Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная туберкулезная больница №» (далее – ФКЛПУ ОТБ-1) УФСИН России по Саратовской области по ограниченному состоянию здоровья. Решением комиссии ФСИН России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей (протокол комиссии от 04 декабря 2019 года № 19) оклад по штатной должности «оперативный дежурный» приравнен к окладу по штатной должности «дежурный помощник начальника исправительного учреждения» и по состоянию на 01 октября 2019 года установлен в размере 20 610 руб. В связи с указанными обстоятельствами полагает, что перерасчет пенсии должен был быть произведен за период с 01 декабря 2013 года по 30 сентября 2019 года в сторону увеличения.
Считая свои права нарушенными, Тупиков С.В. просил возложить на УФСИН России по Саратовской области обязанность произвести перерасчет пенсии с 01 декабря 2013 года по 30 сентября 2019 года включительно и выплатить недополученную пенсию с учетом изменения размера оклада по должности «дежурный помощник начальника учреждения» за период с 01 декабря 2013 года по 30 сентября 2019 года.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 29 марта 2024 года которым исковые требования удовлетворены.
Представитель ответчика УФСИН России по Саратовской области и третьего лица Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России), не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание явилась представитель ответчика УФСИН России по Саратовской области и третьего лица ФСИН России Степанович Ю.В., поддержавшая доводы жалобы.
Истец Тупиков С.В., представитель третьего лица ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки судебной коллегии не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Тупиков С.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в период с <дата>, откуда уволен <дата> (приказ от <дата>) с должности оперативный дежурный дежурной части «Областная туберкулезная больница №» УИН МЮ России по <адрес> на основании п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от <дата> № (по ограниченному состоянию здоровья) (л.д. 7-15, 23-24).
Согласно денежному аттестату № от <дата> на дату увольнения истца для исчисления пенсии учитывался оклад по штатной должности оперативного дежурного дежурной части ФКЛПУ ОТБ-№ УФСИН России по Саратовской области в размере 1 950 руб. (л.д. 66-67).
На момент увольнения Тупикова С.В. денежное довольствие для исчисления пенсий регулировалось ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно сведениям ответчика в период с <дата> по <дата> начисление пенсии Тупикову С.В. производились исходя из размера должностного оклада по должности «оперативный дежурный» 15 000 руб., который определялся Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 1022, от 07 июня 2014 года № 525 «Об окладах месячного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» в п. 4 раздела I приложения №1.
19 сентября 2011 года Министерством юстиции Российской Федерации издан приказ № 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий» в приложении № 7 к которому должность оперативного дежурного дежурной части не поименована, введена должность дежурного помощника начальника (учреждения) колонии.
Решением Комиссии ФСИН России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей (протокол комиссии от 04 декабря 2019 года № 19) оклад по штатной должности «оперативный дежурный» приравнен к окладу по штатной должности «дежурный помощник начальника исправительного учреждения» и по состоянию на 01 октября 2019 года установлен в размере 20 610 руб. (л.д. 68-69).
Согласно протоколу обработки файла <дата> УФСИН России по Саратовской области был произведен перерасчет пенсии Тупикова С.В.
с 01 октября 2019 года, исходя из оклада по должности «Дежурный помощник начальника учреждения» в размере 20 610 руб. (л.д. 70-72).
В ответ на обращение Тупикова С.В. подготовлено письмо УФСИН России по Саратовской области от <дата> № об отказе в перерасчете пенсии в связи с отсутствием оснований (л.д. 21-22).
Исковое заявление Тупикова С.В. поступило в суд <дата>.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходил из того, что должность оперативного дежурного учреждения, исполняющего наказания, с которой истец ушел на пенсию, приравнена ФСИН России к должности дежурного помощника начальника учреждения, размер должностного довольствия, учитываемого при исчислении истцу пенсии, после ее назначения был изменен, увеличение окладов сотрудников ФСИН России, занимающих нетиповые должности, фактически произошло с 01 декабря 2013 года. Таким образом, с 01 декабря 2013 года у Тупикова С.В. возникло право на перерасчет пенсии и на выплату недополученной пенсии с учетом изменения размера оклада до 30 сентября 2019 года.
Также суд указал, что возражения стороны ответчика о пропуске Тупиковым С.В. трехлетнего срока обращения в суд исковых заявлением являются несостоятельными и не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку противоречат положениям абз. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, предусматривающим выплату суммы пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, при этом исходит из следующего.
Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей» (далее – Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1) установлены виды, порядок назначения, выплаты пенсий и пособий, исчисления выслуги лет, а также перерасчета пенсий лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу.
На основании ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с подп. «а» ч. 1 ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В силу ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
С 01 января 2012 года был произведен пересмотр назначенных до 01 января 2012 года пенсий. При пересмотре размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются должностной оклад, оклад по специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2011 года № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» и постановления Правительства РФ от 07 июня 2014 года № 525 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» (далее – постановление Правительства РФ от 07 июня 2014 года № 525).
Согласно п. 4 раздела I приложения к постановлению Правительства РФ
от 07 июня 2014 года № 525 должностной оклад оперативного дежурного учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности территориальных органов ФСИН России, установлен в размере 15 000 руб.
Как следует из ответа УФСИН России по Саратовской области от <дата> №, Тупикову С.В. отказано в перерасчете размера пенсии исходя из оклада по должности «дежурный помощник начальника исправительного учреждения» за период до 01 октября 2019 года, поскольку постановление Правительства РФ от 07 июня 2014 года № 525 утратило силу с 01 октября 2019 года в связи с выходом постановления Правительства РФ
от 13 ноября 2019 года № 1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ», в котором не поименован оклад по типовой должности «оперативный дежурный учреждения, исполняющего обязанности». Решением Комиссии ФСИН России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей оклад по штатной должности «оперативный дежурный» приравнен к окладу штатной должности «дежурный помощник начальника учреждения» в размере 20 610 руб. только с 01 октября 2019 года (л.д. 21-22).
Минюстом России 19 сентября 2011 года издан приказ № 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий» (в редакции Приказа Минюста России от 05 июня 2013 года № 85), в приложении № 7 к которому должность оперативного дежурного дежурной части не поименована, введена должность дежурного помощника начальника учреждения (колонии).
Приказом Минюста России от 05 июня 2013 года № 85 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции РФ от 19 сентября 2011 года № 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий» внесены изменения в перечень должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий. В том числе данным приказом наименование должности «оперативный дежурный дежурной части» переименовано в должность «дежурный помощник начальника учреждения». На ФСИН России возложена обязанность привести правовые акты ФСИН России в соответствие с настоящим приказом.
Приказом ФСИН России от 14 ноября 2013 года № 654 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы» для нетиповой должности «дежурный помощник начальника больницы» установлен должностной оклад в размере 19 000 руб.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что право у Тупикова С.В. на перерасчет пенсии возникло с 01 декабря 2013 года и, соответственно, на выплату недополученной пенсии с учетом изменения размера оклада с 01 декабря 2013 года по 30 сентября 2019 года, основан на действующих нормах права.
Доводы заявителей по существу повторяют их позицию при разбирательстве дела в суде первой инстанции, являлись предметом всесторонней проверки, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объема доказательств по спору. Вновь приведенные в апелляционной жалобе, они не могут повлечь отмену судебного акта.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права по делу не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ,
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 29 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи