Дело № 2- 1034/2014 30 октября 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
судьи Брежневой И.Л.,
при секретаре Дмитриевой Е.С.,
с участием истца Рябцевой А.И., представителя соответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Петровой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябцевой А.И. к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение, администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании недействительным отказа в принятии гражданина и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Рябцева А.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение, в котором просит признать отказ ответчика в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обосновании заявленного требования указала, что она является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Иного помещения для проживания у нее не имеется. 29.04.2014 г. она подала ответчику заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако 06.06.2014 г. ответчик отказал ей в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя свой отказ тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет: 32,5 кв.м. : 2 чел. = :16,25 кв.м., что превышает учетную норму. Считает отказ ответчика незаконным.
23.09.2014 г. в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
В судебном заседании истец Рябцева А.И. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что жилой дом общей площадью 65,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, долевым собственником которого она является, фактически состоит из двух изолированных жилых помещений, каждое из которых имеет отдельный вход. Жилое помещение, которое она занимает, состоит из одной комнаты, кухни и пристройки, и имеет общую площадь 32,5 кв.м. В указанном жилом помещении проживает ее брат ФИО1., являющийся собственником 3/8 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом. Исходя из общей площади жилого дома и размера долей в праве, следует: 65,4 х 3/8 = 24,5 кв.м. – положено ее брату; 65,4 х 1/8 = 8,17 кв.м. положено ей. Следовательно, она обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Кроме того, жилой дом был построен в 1962 г. На 02.03.2012 г. физический износ составляет 65%. В данном доме отсутствует водоснабжение, канализация и другие коммуникации. В аварийном доме она проживать не может, так как опасается за свое здоровье, поскольку в любой момент могут рухнуть потолочные перекрытия дома. Совместное проживание с разнополым, совершеннолетним родственником не представляется возможным по причине маленького метража жилой площади, которая составляет 18,9 кв.м. и сам родственник против такого проживания.
Ответчик администрация муниципального образования Приозерское городское поселение, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила. В отзыве на исковое заявление исковые требования не признала, поскольку Рябцева А.И., как собственник 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы.
Представитель соответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Петрова Н.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что Рябцева А.И. является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 65,4 кв.м. Фактически истец и ее брат ФИО1 занимает жилое помещение общей площадью 32,5 кв.м. Таким образом из расчета: 32,5 : 2 = 16,25 кв.м. на одного человека, следует, что оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ у Рябцевой А.И. не имеется.
Третье лицо Рябцев В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В адресованном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом надлежащего извещения сторон счел возможным рассмотреть гражданское дело по существу при имеющейся явке.
Выслушав пояснение истца, представителя соответчика, исследовав материалы дела, оценивая достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий граждан, принятых на учет нуждающихся в жилье.
Статьей 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктами 2 и 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено:
- установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
- ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
При этом пунктом 6 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.2.2 Решения Совета депутатов муниципального образования Приозерское городское поселение от 13.09.2013 № 195 реализация вышеуказанных полномочий на территории муниципального образования Приозерское городское поселение с 01.12.2013 г. возложена на администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
В силу статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
28.04.2014 г. Рябцева А.И. обратилась в администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Сообщением от 06.06.2014 г. Администрация муниципального образования Приозерское городское поселение известила Рябцеву А.И. о том, что основания для признания ее нуждающейся в жилых помещениях отсутствуют, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 человека составляет: 32,5 кв.м. : 2 чел. = 16,25 кв.м., т.е. более учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, не представлены документы с места жительства мужа и копия его паспорта, в связи с чем, невозможно посчитать обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи.
Как следует из пояснений представителя соответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области оформление оспариваемого отказа на бланке администрации муниципального образования Приозерское городское поселение произведено ошибочно. Рассмотрение обращения истца произведено уполномоченным органом, подписано главой администрацией муниципального образования администрации муниципального образования Приозерское городское поселение Глумилиной Н.В., которая одновременно является и заместителем главы администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по городскому и жилищно-коммунальному хозяйству. Кроме того, данное сообщение подготовлено Финк Т.Ю., которая также является сотрудником администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
Суд принимает данные доводы, поскольку они подтверждаются приказами о назначении на должность Глумилиной Н.В. и Финк Т.Ю.
Учитывая, что оспариваемое сообщение подписано уполномоченным должностным лицом, суд считает необходимым оценить его законность и разрешить вопрос о наличии оснований для принятия истца на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В судебном заседании установлено, что Рябцева А.И. с ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрирована по адресу: <адрес>
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) жилой дом общей площадью 65,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности принадлежит: Рябцевой А.И. (1/8 доля) и ФИО1. (3/8 доли).
Как следует из сведений технического паспорта от 02.03.2012 г. указанный жилой дом фактически состоит из двух изолированных жилых помещений (однокомнатных квартир) площадью 32,9 кв.м. и 32,5 кв.м., каждое из которых имеет отдельный вход. При этом в пользовании Рябцевой А.И. и ее брата ФИО1. находится жилое помещение площадью 32,5 кв.м., что следует из пояснений истца.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
При этом согласно п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частями 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно решению Совета депутатов муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 20.02.2006 г. № 32 учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является 9 кв.м. общей площади.
Исследовав материалы дела, учитывая, что истец и ее брат ФИО1 фактически занимает жилое помещение площадью 32,5 кв.м., судом установлено, что уровень жилищной обеспеченности Рябцевой А.И. составляет 32,5 : 2 = 16,25 кв.м, что превышает учетную норму жилого помещения, установленную для муниципального образования Приозерское городское поселение (9 кв.м).
Доводы истца о том, что уровень жилищной обеспеченности должен рассчитываться исходя из размера принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на жилой дом (65,4 х 1/8 = 8,17 кв.м), признаются судом несостоятельными и основанными на неверном толковании положений жилищного законодательства.
Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ - оценка обеспеченности гражданина общей площадью на одного члена семьи осуществляется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, а расчет обеспеченности собственника общей площадью жилого помещения исходя из его доли в праве общей долевой собственности положениями статьей 51 Жилищного кодекса РФ не предусмотрен.
Кроме того, согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма определяется по показателю общей площади жилого помещения, а не доли в праве собственности.
Таким образом, для определения нуждаемости рассчитывается фактическая общая площадь всего жилого помещения, приходящаяся на каждого законно проживающего в данном жилом помещении лица, независимо от доли в праве общей собственности, которая принадлежит заинтересованным лицам.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в связи с превышением установленной законом нормы, основания для постановки истца на жилищный учет отсутствуют.
Также суд учитывает, что решение вопроса о принятии гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях, производится при наличии данных, подтверждающих его малоимущее положение.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако ни при обращении к ответчику, ни при рассмотрении дела в суде истец не представил доказательств, свидетельствующих о наличии у него статуса малоимущего.
При указанных обстоятельствах, следует согласиться с доводом соответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о том, что Рябцева А.И. является лицом, обеспеченным жилой площадью и не может быть отнесена к категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Следовательно, отказ ответчика в признании истца нуждающимся в жилом помещении следует признать обоснованным, отвечающим нормам действующего законодательства.
Доводы истца о том, что принадлежащий ей на праве общей долевой собственности жилой дом является аварийным и непригоден для проживания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств признания жилого дома, занимаемого истцом, непригодным для проживания уполномоченным на то органом, не представлено.
Поскольку истец не признан в установленном законом порядке малоимущим, является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, который аварийным не признан, обеспечен жилой площадью более учетной нормы, суд приходит к выводу, что оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ для признания Рябцевой А.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отсутствуют, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Рябцевой А.И. к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение, администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании недействительным отказа в принятии гражданина и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Приозерский городской суд.
Судья И.Л. Брежнева