Дело № 2- 1778/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола                         23 сентября 2020 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,

при секретаре Безяевой В.С.,

с участием:

представителя истца – директора ГКУ «Ольский социальный центр» Дорофеевой Е.В.,

ответчика Замышляевой Л.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» к Замышляевой Любови Петровне о взыскании излишне выплаченной суммы переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии,

у с т а н о в и л :

Магаданское областное государственное казённое учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» (далее по тексту – Учреждение) обратилось в суд с указанным иском, указав в обоснование, что с 10.01.2010 Замышляевой Л.П., как пенсионеру по старости, назначена региональная социальная доплата к пенсии. 12.02.2020 в Учреждение от Управления пенсионного фонда РФ в городе Магадане поступили сведения о трудоустройстве Замышляевой Л.П. в период с 01.02.2010 по 31.07.2010, и с 23.05.2011 по 19.08.2011. Поскольку выплата региональной социальной доплаты к пенсии не производится работающим пенсионерам, истец считает, что в периоды в период с 01.02.2010 по 31.07.2010, и с 23.05.2011 по 19.08.2011 Замышляевой Л.П. необоснованно начислена региональная социальная доплата к пенсии в размере 14540 руб. 17 коп. Указывает, что Замышляева Л.П. была обязана уведомить истца о наличии основания для приостановления выплаты ей региональной социальной доплаты к пенсии, однако последняя данную обязанность не выполнила, в результате чего образовалась переплата в указанном размере. С учетом приведенных доводов просит взыскать с ответчика сумму переплаты региональной социальной доплаты в сумме 14540 руб. 17 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 581 руб. 61 коп.

Третье лицо на стороне ответчика - Министерство труда и социальной политики Магаданской области, привлечённое к участию в деле определением от 03.09.2020, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в представленном письменном мнении относительно предмета спора заявленные требования поддержало, считая их обоснованными.

С учетом ходатайства третьего лица и мнения сторон, суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании ответчик Замышляева Л.П. с исковыми требованиями не согласилась, не отрицала факт получения региональной социальной доплаты, в том числе в периоды осуществления ею трудовой деятельности, о которой она не сообщила истцу. Просила применить последствия пропуска истцом срока исковой давности и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель истца заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении. Относительно доводов ответчика о пропуске срока исковой давности, полагала, что он должен исчисляться с 12.02.2020, когда истцу поступила информация из пенсионного органа.

Выслушав участвующих лиц, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее- Закон).

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст.12.1 названного Закона в редакции, действующей на дату назначения ответчику региональной социальной доплаты, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ ему устанавливается региональная социальная доплата к пенсии в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учётом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ. Данная доплата устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением.

Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации (ч.11 ст.12.1). Социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ч.10 ст. 12.1). Пенсионер обязан безотлагательно извещать уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение её выплаты (ч.12 ст. 12.1).

Установление региональной социальной доплаты к пенсии на территории Магаданской области в рассматриваемый период осуществлялось в порядке, определяемом Постановлением администрации Магаданской области от 19.11.2009 N 579-па "Об утверждении Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии на территории Магаданской области".

В соответствии с пунктом 2 названного Порядка за установлением региональной социальной доплаты к пенсии пенсионеры обращаются в государственное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения по месту жительства (месту пребывания).

В соответствии с п. 3.2.10 устава, утверждённого начальником департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области (далее по тексту – Департамент), истец осуществляет выплату региональной социальной доплаты к пенсии пенсионерам в соответствии с действующим законодательством. Функции учредителя Учреждения согласно п. 1.3 устава осуществляет Департамент.

Законами Магаданской области от 29.10.2009 № 1186-ОЗ и от 26.11.2010 N 1329-ОЗ в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, в Магаданской области установлена величина прожиточного минимума пенсионера на 2010 и 2011 годы в размере 7 808 рублей.

По делу установлено, что 25 декабря 2009 года Замышляева Л.П. обратилась в Департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области с заявлением об установлении ей региональной социальной доплаты к пенсии как пенсионеру по старости, и перечислении этой доплаты на расчётный счёт в Сбербанке России (л.д.13).

Распоряжением начальника Департамента от 30 декабря 2009 года № данная доплата была установлена Замышляевой Л.П. с 01.01.2010 в размере <данные изъяты>

Согласно расчету задолженности в указанном размере ответчику была выплачена доплата в феврале и марте 2010 года. В последующем размер региональной социальной доплаты менялся, и в спорные периоды составлял: с апреля по июль 2010 года – 1609,91 руб., в июне и июле 2011 года – 1018,63 руб., в августе 2011 года – 981,43 руб.

Поступление указанных сумм на счет ответчика подтверждается представленными ПАО «Сбербанк» по запросу суда выписками по счету (л.д.46,47), и ответчиком в судебном заседании не отрицалось.

12 февраля 2020 года Государственным учреждением – Отделением пенсионного фонда РФ по Магаданской области в Учреждение представлены сведения о работе Замышляевой Л.П. с 01.02.2010 по 31.07.2010 в <данные изъяты>, и с 23.05.2011 по 19.08.2011 в <данные изъяты>

В судебном заседании ответчик указанные обстоятельства не отрицала.

Учитывая приведённые положения ч.ч.10, 12 ст.12.1 Закона № 178-ФЗ, а также ч.1 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», по смыслу которых региональная социальная доплата к пенсии не выплачивается лицам, работающим по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, суд приходит к выводу, что в заявленные истцом периоды у Замышляевой Л.П. отсутствовало право на получение региональной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

В ходе судебного заседания ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

Разрешая ходатайство ответчика, суд руководствуется следующим.

Пунктом 1 статьи 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Судом установлено, что постановлением администрации Магаданской области от 5 ноября 2009 года № 546-па Департамент определён органом, уполномоченным на установление и выплату региональной социальной доплаты к пенсии, и осуществление взаимодействия с Отделением Пенсионного фонда РФ по Магаданской области в целях установления социальных доплат к пенсии. В настоящее время данным органом является министерство труда и социальной политики Магаданской области.

Организациями, уполномоченными принимать заявления пенсионеров, проживающих (пребывающих) на территории Магаданской области, об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, в силу постановления администрации Магаданской области от 19 ноября 2009 года № 579-па, являются соответствующие государственные учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения, к которым относится МОГКУСПСОН «Ольский социальный центр» (ранее – ГУ СПСОН МО «Ольский социальный центр»).

Согласно п.п. 1.3, 1.5, 1.7 устава Учреждения Департамент, как учредитель Учреждения, осуществляет контроль за его деятельностью, а также координационные функции и организационно-методическую помощь Учреждению.

Пунктами 2.4, 3.1.1, 3.2.10, 5.2, 5.5.2 названного устава предусмотрено, что одними из основных целей создания и деятельности Учреждения являются, реализация единой государственной политики в области социальной поддержки и социального обеспечения в пределах своей компетенции. Учреждение осуществляет выплату региональной социальной доплаты к пенсии. Учреждение в пределах своей деятельности осуществляет операции с бюджетными средствами. Руководство деятельностью Учреждения осуществляет директор, который, помимо прочего, является распорядителем бюджетных и внебюджетных средств.

В силу п. 3.1 ч. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, к полномочиям распорядителя бюджетных средств, относится, в том числе, обеспечение соблюдение получателем межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Приказом Минздравсоцразвития России от 20 ноября 2009 года № 917н утверждён Порядок обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда РФ и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте РФ в целях установления социальных доплат к пенсии.

Исходя из содержания п.п. 2, 18, 19 названного Порядка, между данными органами осуществляется обмен информацией, в том числе, в отношении граждан, которым установлена региональная социальная доплата к пенсии. Уполномоченный орган исполнительной власти в субъекте РФ ежемесячно в срок до 5-го числа направляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ информацию о гражданах, которым установлена соответствующая доплата. В случае изменения информации о получателях социальных доплат, территориальный орган Пенсионного фонда РФ и уполномоченный орган исполнительной власти в субъекте РФ обмениваются информацией об указанных изменениях не позднее 10 дней с даты произошедших изменений.

Из содержания п.п. 10, 10.3, 22, 23 Методических рекомендаций по назначению и организации выплаты на территории Магаданской области региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденных приказом Департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области от 21.12.2009 № 7/осн. следует, что назначение региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется на межведомственной основе. При этом между Департаментом, территориальными отделениями пенсионного фонда и социальным центром осуществляется регулярное взаимодействие и обмен информацией. В частности, социальный центр ежемесячно в срок до 3-го числа направляет в Департамент информацию о гражданах, которым установлена (изменена) региональная социальная доплата к пенсии. Департамент осуществляет сбор этой информации и до 5-го числа текущего месяца направляет её в ОПФР по Магаданской области. ОПФР по Магаданской области, в свою очередь, ежемесячно в срок до 10-го числа направляет в Департамент информацию на граждан, которым установлена региональная социальная доплата к пенсии по состоянию на 1-е число текущего месяца.

Аналогичные требования о межведомственном взаимодействии и обмене информацией в отношении граждан, которым установлена соответствующая доплата, содержатся в Административном регламенте, утверждённым приказом Минтруда Магаданской области от 7 сентября 2017 года № 200/009, действующем в настоящее время.

В истребованной судом информации ОПФР по Магаданской области сообщает, что согласно действующему соглашению сведения о гражданах, являющихся получателями социальных пенсий и иных социальных выплат на территории Магаданской области, у которых сумма всех выплат меньше установленного в регионе на текущий год прожиточного минимума пенсионера ежемесячно направляются в Министерство труда и социальной политики Магаданской области. В составе указанных сведений отражаются, в том числе, сведения о статусе гражданина: работающий/неработающий.

Указывает, что сведения о трудоустройстве ответчика из <данные изъяты> поступили в пенсионный орган 15.02.2011, из <данные изъяты> за отчетный период полугодие 2011 года - 03.08.2011, за отчетный период 9 месяцев 2011 года – 24.10.2011.

При этом, ссылаясь на положения ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указывает, что обязанность по предоставлению в пенсионный орган сведений о каждом работающем лице возложена на страхователя с 01.01.2016, а до указанной даты сведения об устройстве на работу или прекращении трудовой деятельности пенсионер обязан был извещать пенсионный орган самостоятельно.

В связи с этим указывает, что поскольку информация от Замышляевой Л.П. об устройстве на работу в пенсионный орган не поступала, в пенсионной базе стояла отметка о ней, как о неработающей и данная информация была указана в файлах, отправляемых Министерству труда и социальной политики Магаданской области.

Как следует из пояснений представителя истца, в связи с тем, что зачастую стали выявляться факты трудоустройства граждан получающих социальную доплату, была проведена сплошная проверка всех получающих социальную доплату граждан, в результате чего из пенсионного органа поступили сведения о трудовой деятельности ответчика, что послужило поводом для обращения в суд.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, при решении вопроса о применении к заявленным требованиям последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд приходит к убеждению, что правовое регулирование применения исковой давности направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Анализируя приведённые положения вышеуказанных актов, суд приходит к выводу, что Департамент и подконтрольное ему Учреждение при распоряжении бюджетными средствами вправе осуществлять не только предварительный контроль за информацией, предоставленной гражданами при рассмотрениях их заявлений и предоставлении мер социальной поддержки, но и последующую проверку имеющихся сведений о получателях данных мер, а также контроль за условиями и порядком предоставления бюджетных средств, выделенных, в частности, на предоставление региональной социальной доплаты к пенсии, с целью их правильного расходования. Для этого Учреждение наделено полномочиями, в том числе – по взаимодействию (как непосредственно, так и посредством Департамента) с территориальными органами Пенсионного фонда РФ, и обмену информацией о гражданах, в отношении которых принято решение о предоставлении соответствующей доплаты.

Однако из представленных материалов следует, что ни Департаментом, ни Учреждением на протяжении более 9 лет фактически не осуществлялся контроль за достоверностью и актуальностью информации, предоставленной Замышляевой Л.П., как получателем бюджетных денежных средств в виде региональной социальной доплаты к пенсии, и именно отсутствие должного контроля за целевым использованием бюджетных средств в совокупности с ненадлежащим межведомственным информационным взаимодействием, в конкретном случае – Департамента и подотчётного ему Учреждения с Отделением Пенсионного фонда РФ по Магаданской области, повлекли необоснованное получение Замышляевой Л.П. сумм региональной социальной доплаты к пенсии в 2010 и 2011 годах.

Действительно, положения ч. 12 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ обязывают пенсионера безотлагательно извещать соответствующие органы о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты социальной доплаты к пенсии.

Вместе с тем, по мнению суда, при осуществлении своей деятельности Учреждение не может полагаться исключительно на добросовестность граждан, именно поэтому Департамент и подотчётное ему Учреждение наделены названным объёмом полномочий, позволяющими, в частности, проверить предоставляемую гражданами информацию, сопоставив её со сведениями, представленными подразделениями Пенсионного фонда РФ.

При решении вопроса о дате начала течения срока исковой давности по заявленным требованиям, суд исходит из того, что в пенсионный орган сведения о трудовой деятельности ответчика в 2010 году поступили 15.02.2011, о трудовой деятельности в 2011 году поступили 24.10.2011.

С учетом предусмотренной Методическими рекомендациями обязанности пенсионного органа ежемесячно в срок до 10-го числа предоставлять информацию о гражданах, получающих социальную доплату, в Департамент, срок исковой давности за период с февраля по июль 2010 года начал течь с 11 марта 2011 года, за период с июня по август 2011 года начал течь с 11 ноября 2011 года, то есть с дат, не позднее которых ОПФР по Магаданской области имело реальную возможность и должно было предоставить в Департамент информацию о периодах работы Замышляевой Л.П., а Департамент и подотчётное ему Учреждение узнать о произведённой переплате региональной социальной доплаты.

С учетом изложенного, суд полагает что ненадлежащая организация информационного взаимодействия между Учреждением, Департаментом и территориальными органами Пенсионного фонда РФ, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об уважительности причин пропуска срока исковой давности.

При таких обстоятельствах, поскольку истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, принимая во внимание, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14540 ░░░. 17 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 581 ░░░. 61 ░░░., ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░                    <░░░░░░ ░░░░░░>                ░.░. ░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1778/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ "Ольский социальный центр"
Ответчики
Замышляева Любовь Петровна
Другие
Министерство труда и социальной плитики Магаданской области
Суд
Ольский районный суд Магаданской области
Судья
Стахорская Олеся Анатольевна
Дело на сайте суда
olskiy.mag.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2020Передача материалов судье
10.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
03.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее