судья: Лопутнев В.В. гр.дело № 33-14560/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Самара 15 декабря 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Гороховика А.С.
Судей: Хаировой А.Х., Ласковской С.Н.
При секретаре- Татариновой Г.Ю.
С участием прокурора – Слива Г.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. главы м.р.Нефтегорский Самарской области Пичугина В.Н. на решение Нефтегорского районного Самарской области от 14 октября 2015 года, которым постановлено:
Иск Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию м.р.Нефтегорский Самарской области предоставить Астафуровой М.Д. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения площадью по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей пл.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., заключение прокурора Слива Г.Ю., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Нефтегорский межрайонный прокурор Самарской области обратился в суд с иском в интересах Астафуровой М.Д. администрации м.р.Нефтегорский о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части необеспечения жилым помещением Астафуровой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать Астафуровой М.Д. лишена родительских прав. Постановлением администрации № от 06.06.2013 года Астафурова М.Д. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма с составом семьи 1 человек, с 6.06.2013 года. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, нормы жилищного законодательства, Нефтегорский межрайонный прокурор просил обязать администрацию м.р.Нефтегорский предоставить Астафуровой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и.о.главы м.р. Нефтегорский просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что Астафурова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда 6.06.2013 года, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, на момент обращения межрайонного прокурора Нефтегорского района Самарской области с иском в интересах Астафуровой М.Д. в муниципальном жилищном фонде м.р.Нефтегорский отсутствуют благоустроенные жилые помещения муниципального жилищного фонда для предоставления их указанной категории граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в другой редакции, а именно, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце п. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции закона от 29.02.2012 г.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 2 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Из материалов дела следует, что Астафурова М.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Астафурова Т.Д., являющаяся по отношению к ней одинокой, лишена родительских прав.
Согласно выписке из постановления администрации м.р.Нефтегорский от 06.06.2013 года Астафурова М.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно постановлению администрации Нефтегорского района от 29.10.2001г. Астафурова М.Д. была передана под опеку.
Согласно материалам дела Астафурова М.Д. в собственности и закрепленного жилого помещения не имеет, в настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.
До настоящего времени, жилое помещение Астафуровой М.Д.. органами местного самоуправления не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Астафуровой М.Д. жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на условиях специализированного найма
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, а также доводы заявителя о том, что отсутствие субвенций из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан не должно ставиться в зависимость от времени включения граждан в список, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных законом обстоятельств. Право на предоставление жилого помещения Астафуровой М.Д. до настоящего времени не реализовано, в связи с чем, межрайонный прокурор Нефтегорского района Самарской области обратился за защитой прав лица в судебном порядке.
Доводы заявителя жалобы сводятся к доводам, изложенным в суде первой инстанции, основанным на неверном толковании норм права, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 14 октября 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. Главы м.р.Нефтегорский Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: