АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воронеж Дело № А14-16862-2009
Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2009 г. 559/26
Решение в полном объеме изготовлено 14 декабря 2009 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосеевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кристо Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Паритет» Федосеева С.В., г. Воронеж,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, г. Воронеж
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
заявителя: Митин С.Н., представитель по доверенности № 36-02/320997 от 09.10.2009 г., паспорт 20 04 095959 выдан 21.11.2003 г.
от ответчика: Иволгин Р.В., представитель по доверенности № 14-д от 11.01.2009 г., паспорт 20 03 085565 выдан 21.06.2002 г.,
У С Т А Н О В И Л :
Временный управляющего общества с ограниченной ответственностью «Паритет» Федосеев С.В. (далее – заявитель, временный управляющий) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа от 29.09.2009 г. № 01/235/2009-278 Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее – УФРС) в предоставлении информации о зарегистрированных правах ООО «Паритет», ИНН 3618004451, расположенного по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, с. Большие Базы, ул. Суворова, 55Д; а также обязании УФРС по Воронежской области предоставить временному управляющему ООО «Паритет» Федосееву С.В. информацию о зарегистрированных правах ООО «Паритет», ИНН 3618004451, расположенного по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, с. Большие Базы, ул. Суворова, 55Д.
УФРС по Воронежской области заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует:
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 30 июля 2009 года по делу № А14-6876/2009/34/27б в отношении общества с ограниченной ответственностью «Паритет» введена процедура наблюдения, временным управляющим ООО «Паритет» назначен Федосеев С.В.
Временный управляющий направил в УФРС по Воронежской области запрос о предоставлении сведений относительно наличия зарегистрированных прав ООО «Паритет» на имеющиеся объекты недвижимого имущества.
УФРС по ВО сообщением от 29.09.2009 г. № 01/235/2009-278 было отказано в предоставлении запрашиваемой заявителем информации, в связи с тем, что временный управляющий не наделен полномочиями руководителя должника и не имеет право от своего имени запрашивать информацию о правах ООО «Паритет»; кроме того, отсутствует плата за предоставление запрашиваемой информации.
Считая, данные действия УФРС не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Изучив представленные в судебное заседание материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. (далее -Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Из материалов дела следует, что временный управляющий Федосеев С.В. обратился в УФРС по Воронежской области с запросом о зарегистрированных правах ООО «Паритет» на имеющиеся объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 122-ФЗ сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только: самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя; руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов; Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 24, 66, 67 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) в обязанности временного управляющего входит анализ финансового состояния должника, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, предполагающие исследование перечня имущества должника и обязывающие временного управляющего в случае отсутствия таких сведений запрашивать их у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.
Порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и необходимые для проверки документы, определены Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855 (далее – Временные правила), пункт 2 которых обязывает временного управляющего при проведении проверки исследовать перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период.
Принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении, определены в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367.
Сведения, запрошенные временным управляющим у регистрирующего органа о зарегистрированных правах Общества, являются необходимыми сведениями для осуществления временным управляющим своих функций по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также проведению анализа финансового состояния должника.
Согласно пункту 1 статьи 66 Закона о банкротстве и пункту 4 Временных правил временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника у государственных органов, обладающих соответствующей информацией. Причем, исходя из смысла пункта 5 статьи 24 Закона о банкротстве, право получения необходимых арбитражному управляющему сведений относится и к конфиденциальной информации.
Отказ управления в предоставлении таких сведений о наличии зарегистрированных объектов недвижимости противоречит Закону о банкротстве, препятствует реализации возложенных на временного управляющего обязанностей при проведении процедуры банкротства.
Довод УФРС о необходимости предоставления запрашиваемой временным управляющим информации за плату не принимается судом по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 122-ФЗ информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и указанная в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона статистическая информация предоставляются за плату, если иное не установлено законом.
Однако, частью 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право…запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
С учетом изложенного суд считает, что действия УФРС, выразившиеся в отказе в предоставлении информации, являются незаконными и нарушают права и законные интересы временного управляющего Федосеева С.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате заявителем госпошлины относятся на УФРС.
При этом суд исходит из следующего.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.
Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком — лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора.
При этом, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.
Также положениями ст.333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
На основании вышеизложенного, судебные расходы, понесенные заявителем при обращении в суд, подлежат взысканию с УФРС в пользу Федосеева С.В.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказа от 29.09.2009 г. № 01/235/2009-278 Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее – УФРС) в предоставлении информации о зарегистрированных правах ООО «Паритет», ИНН 3618004451, расположенного по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, с. Большие Базы, ул. Суворова, 55Д. УФРС по Воронежской области предоставить временному управляющему ООО «Паритет» Федосееву С.В. информацию о зарегистрированных правах ООО «Паритет», ИНН 3618004451, расположенного по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, с. Большие Базы, ул. Суворова, 55Д.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области предоставить временному управляющему ООО «Паритет» Федосееву С.В. информацию о зарегистрированных правах ООО «Паритет», ИНН 3618004451, расположенного по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, с. Большие Базы, ул. Суворова, 55Д.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области в пользу Федосеева Сергея Викторовича (09.11.1981 г.р.) 100 руб. расходов по госпошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья: Федосеева И.В.