Копия Дело № 2а-396/2021
24RS0008-01-2021-000664-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2021 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием представителя административного истца администрации Большемуртинского района Красноярского края по доверенности <данные изъяты>
помощника прокурора Большемуртинского района Красноярского края Савиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Большемуртинского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Большемуртинского района Красноярского края обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 14.08.2019 г. по гражданскому делу № на администрацию Большемуртинского района возложена обязанность предоставить Протасову С.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в пгт. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края общей площадью не менее нормы предоставления, установленной для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. На основании указанного решения выдан исполнительный лист, 25.05.2020 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, администрации района предложено в 5-дневный срок исполнить судебное решение. Исполняя решение суда, администрацией Большемуртинского района в адрес Министерства образования Красноярского края 03.10.2019 г. был направлен запрос о выделении денежных средств для покупки жилого помещения Протасову С.В. Согласно полученному ответу, Министерством образования направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой выделения дополнительных средств на исполнение решения суда. 08.02.2021 г за № 21 между Министерством образования Красноярского края и администрацией Большемуртинского района подписано Соглашение о взаимодействии по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Согласно списку детей-сирот, в 2021 году денежные средства для приобретения жилого помещения выделены, в том числе, и для Протасова С.В. При этом закупка жилых помещений для детей-сирот, включенных в список Соглашения, осуществляется посредством проведения аукционов в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В части выбора способов определения поставщиков жилых помещений для детей-сирот, согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному Приказом Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014 г., к объекту закупки «жилое помещение» применяется код ОКПД2: 68.10.11.000. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 471-р от 21.03.2016 г. «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» код ОКПД2: 68.10.11.000 входит в перечень, установленный данным Постановлением. Таким образом, способ определения поставщика на приобретение жилых помещений определен законодательно и, соответственно, проводится путем проведения аукциона в электронной форме. Предусмотренный Федеральным законом № 44-ФЗ минимальный срок проведения торгов на приобретение жилого помещения, начиная с планирования (формирование, утверждение и ведение планов-графиков), обоснования закупки, определения начальной (максимальная) цены контракта и других требуемых мероприятий, заканчивая заключением муниципального контракта составляет 31 день, срок государственной регистрации права собственности на жилое помещение - 9 рабочих дней и т.д. При этом, поскольку участие потенциальных продавцов в торгах носит исключительно добровольный характер, часто имеет место ситуация, когда объявляемые неоднократно в течение года аукционы на приобретение жилья для детей-сирот не приносят результатов, т.е. заявки на участие в торгах собственниками жилья не подаются совсем либо подаются не в требуемом количестве. За истекший период 2021 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрацией района проведено 14 электронных аукционов на приобретение жилых помещений детям-сиротам, 12 аукционов признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок, по итогам проведенных аукционов заключены 2 контракта на приобретение 2 жилых помещений для детей-сирот. Кроме того, за счет средств местного бюджета проведен ремонт жилого помещения, которое предоставлено гражданину из категории детей-сирот по договору найма жилого помещения для детей-сирот. Администрацией Большемуртинского района предпринимаются исчерпывающие меры для освоения средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам. Специалисты администрации района ведут регулярный мониторинг жилых помещений, предлагаемых к продаже в пгт. Большая Мурта: анализируются объявления в районной общественно-политической газете «Новое время», сайты по продаже недвижимости, обзваниваются риэлтерские агентства, объявления о намерении приобрести жилые помещения регулярно размещаются в газете «Новое Время», на сайте администрации Большемуртинского района. На рынке недвижимости пгт. Большая Мурта отсутствуют предложения о продаже жилых помещений, соответствующих требованиям действующего законодательства.
Кроме того, Администрацией Большемуртинского района на территории пгт. Большая Мурта определены четыре земельных участка с развитой инфраструктурой для строительства многоквартирных жилых домов для детей-сирот: <адрес> А, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №; <адрес>А, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №; <адрес>, площадь 4500 кв.м; <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. В министерство строительства Красноярского края направлена информация о готовности муниципального образования Большемуртинский район участвовать в краевой программе по строительству жилья для детей сирот. Участие в программе будет возможно с 2022 года после разработки и утверждения соответствующей программы министерством строительства Красноярского края. Несмотря на принимаемые администрацией района меры по обеспечению жилым помещением Протасова С.В., судебным приставом-исполнителем 29.07.2021 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, в котором указано, что администрацией Большемуртинского района не представлено доказательств, подтверждающих уважительность неисполнения исполнительного документа. Полагают, что <адрес> предприняты все зависящие от неё меры по исполнению судебного решения, в связи с чем, Администрация может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора.
Просят освободить администрацию Большемуртинского района Красноярского края от исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 25.05.2020 г. и постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России в Красноярскому краю от 29.07.2021 г.
В судебное заседание представитель административного ответчика - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по Красноярскому краю, заинтересованное лицо Протасов С.В., представитель министерства образования Красноярского края не явились, извещены надлежаще, письменных возражений не направили.
С учетом мнения участников, положений ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> требования поддержал по вышеизложенным основаниям, просил удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора Большемуртинского района Красноярского края Савина А.А. требования поддержала, полагала возможным освободить Администрацию от уплаты исполнительского сбора, поскольку неисполнение решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок носит объективный характер.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 14.08.2019 г., вступившим в законную силу 20.09.2019 г., удовлетворены исковые требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Протасова С.В., на администрацию Большемуртинского района Красноярского края возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение на территории пгт. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м., с допусками установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
25.05.2020 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по <адрес> ГУФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство 11302/20/24097-ИП в отношении должника – администрации Большемуртинского района Красноярского края в пользу взыскателя – Протасова С.В.
Пунктом 2 постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления.
В пункте 3 постановления о возбуждении исполнительного производства указано о предупреждении должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предложенный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения требований неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя составляет пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа должником не исполнены, 29.07.2021 г. судебным приставом-исполнителем Маркевич Г.А. было вынесено постановление о взыскании с администрации Большемуртинского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, направленное последнему в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов место самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией Большемуртинского района Красноярского края.
Однако, в соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Красноярского края на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.
Как установлено судом, по вступлении решения суда в законную силу, 03.10.2019 г. администрацией Большемуртинского района в адрес Министерства образования Красноярского края было направлено письмо о выделении денежных средств для покупки жилого помещения Протасову С.В.
Согласно полученному ответу от 17.10.2019 г № 15-12333, средства, выделенные на приобретение в 2019 году жилых помещений детям-сиротам, распределены Министерством в полном объеме. Министерством направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда по приобретению жилых помещений. О выделении средств на исполнение решения суда Администрация будет проинформирована дополнительно. Рекомендовано обратиться в судебные органы с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
В соответствии с приложением к Соглашению о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации Большемуртинского района по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот № от 08.02.2021 г., в 2021 году Министерством выделены денежные средства для приобретения жилого помещения Протасову С.В.
В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
При принятии решения суд учитывает, что приобретение жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным данным федеральным законом. Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат. Кроме того, поскольку администрация Большемуртинского района реализует полномочия за счет средств регионального бюджета, приобрести жилые помещения самостоятельно возможности не имеет.
При этом, с учетом выделения денежных средств на приобретение жилого помещения Протасову С.В. в 2021 году, с учетом окончания финансового года - 31.12.2021 г., возможность исполнения судебного решения в настоящее время не утрачена. Судом установлено, что административным истцом предприняты все возможные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, исполнение решения суда в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным истцом доказано то, что на момент принятия оспариваемого постановления 29.07.2021 г. им были приняты все меры надлежащего исполнения требований исполнительного документа, однако исполнение было не возможным по объективным причинам, не зависящим от должника, что свидетельствовало об отсутствии вины администрации Большемуртинского района Красноярского края в несвоевременном исполнении судебного решения. Указанные обстоятельства не были учтены судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29.07.2021 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 11302/20/24097-░░ ░░ 25.05.2020 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░