к делу № 2а-2222/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 07 ноября 2019 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Безугловой Н.А.
административного истца Пламадялова В.В. и его представителя ФИО2,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования Северский район – ФИО3,
при секретаре: Колесниковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Пламадялова ФИО7 к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным решения об отказе в признании садового дома жилым,
УСТАНОВИЛ:
Пламадялов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным решения об отказе в признании садового дома жилым. В обосновании заявления указал о том, что истцом 28 марта 2019 года (вх. № 3351), руководствуясь частью VI постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения и жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», было подано заявление о признании жилым домом садового дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м. Данный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 ноября 2018 года сделана запись регистрации №. По результатам рассмотрения заявления в мае 2019 года администрацией муниципального образования Северский район выдано письмо исх. №01-17/3710 от 30 апреля 2019 года об отказе в признании садового дома, расположенного в <адрес> жилым домом, ввиду якобы «несоответствия жилого строения требованиям, предъявляемым к жилому строению, пригодному для постоянного проживания, установленным п. 2.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2009 года №1185 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания», а именно: Жилые строения должны располагаться на земельных участках, в соответствии с требованиями действующего градостроительного, жилищного и иного законодательства Российской Федерации, а также Генеральным планом Новодмитриевского сельского поселения. Правилами землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения и с учетом требований по обеспечению водой для наружного пожаротушения. Однако при размещении садового дома не выдержаны отступы от границ земельных участков - 3 метра со стороны ул. <адрес>. Также данное строение (садовый дом) по <адрес>, участок № расположено в границах водоохранной зоны реки Афипс, а также в границах санитарно-защитной зоны объекта по добыче нефти (нефтяная скважина № «Новодмитриевское месторождение»)». Не согласившись с данным письмом, истец на личном приеме главы администрации муниципального образования Северский район, направил обращение, в котором изложил свои доводы о незаконности отказа в признании садового дома жилым домом по следующим основаниям. Пунктом 61 части VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, определен конкретный перечень случаев для принятия уполномоченным органом решения об отказе в признании садового дома жилым домом, однако истцу было отказано по следующим причинам. В соответствии с требованиями п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» жилые строения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием. Пункт 9 Положения излагается следующим образом «Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд». Земельный участок с кадастровым номером № (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для садоводства, по адресу: <адрес>, находится в юго-западной части ст. Новодмитриевской Северского района Краснодарского края, в зоне ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2). Согласно актуальной редакции Правил землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района Краснодарского края от 25 мая 2017 года, зона ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2 предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения, используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур. Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. №540, вид разрешенного использования «Ведение садоводства» [Код 13.2] предназначен: для осуществления отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Данный код вида разрешенного использования введен Правительством РФ с 1 января 2019 года, что дает возможность гражданам проживающим в садовых домах признавать их жилыми. Кроме того земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах населенного пункта ст. Новодмитриевская и приравнивается к категории земель: земли населенных пунктов. Жилые строения должны располагаться на земельных участках, в соответствии с требованиями действующего градостроительного, жилищного и иного законодательства Российской Федерации, а также Генеральным планом Новодмитриевского сельского поселения, Правилами землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения и с учетом требований по обеспечению водой для наружного пожаротушения. Однако, при размещении садового дома не выдержаны отступы от границ земельных участков - 3 метра со стороны ул. <адрес>. Также данное строение (садовый дом) по <адрес>, участок № расположено в границах водоохраной зоны р. Афипс, а также в границах санитарно - защитной зоны объекта по добыче нефти (нефтяная скважина № 545 «Новодмитриевское месторождения»). Строительство садового дома по <адрес>, участок №/т «Термнефть», осуществлялось в 1987 году, до введения в действие Правил землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения и Градостроительного кодекса РФ. Размещение жилого дома в водоохраной зоне реки Афипс возможно, при наличии системы очистных сооружений. Истцом на территории собственного земельного участка выполнен новый гидронепроницаемый септик. Согласно публичной кадастровой карты, на которой нанесен садовый дом и охранная зона скважины, видно что строение не попадает в санитарно - защитную зону объекта по добыче нефти.». В обращении истец просил повторно возвратиться к его заявлению о признании садового дома (кадастровый номер №) жилым домом, который расположен по адресу: РФ<адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером №. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу повторно отказано в признании садового дома жилым домом с одинаковой формулировкой. По мнению административного истца, решение администрации муниципального образования <адрес> об отказе в признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес> жилым домом, выраженное в письме заместителя главы администрации (начальника финансового управления) Г.В. Витковской от 02 июля 2019 года №01-21/1386 незаконным по следующим основаниям. Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, установлен разделом VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 №47. В нарушение норм законодательства, в письме от 02 июля 2019 года основаниями для отказа в признании садового дома жилым домом, не содержатся ссылки на соответствующие нормы вышеуказанного Положения, а такие основания для отказа, как «несоответствия жилого строения требованиям, предъявляемым к жилому строению, пригодному для постоянного проживания, установленным п. 2.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2009 года №1185 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания», а именно: Жилые строения должны располагаться на земельных участках, в соответствии с требованиями действующего градостроительного, жилищного и иного законодательства Российской Федерации, а также Генеральным планом Новодмитриевского сельского поселения, Правилами землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения и с учетом требований по обеспечению водой для наружного пожаротушения. Однако при размещении садового дома не выдержаны отступы от границ земельных участков - 3 метра со стороны ул. <адрес>. Также данное строение (садовый дом) по <адрес>, участок №, расположено в границах водоохранной зоны реки Афипс, а также в границах санитарно- защитной зоны объекта по добыче нефти (нефтяная скважина № «Новодмитриевское месторождение»), не могут являться законными основаниями для отказа в соответствии с п. 61 Положения. В письме администрации от 02 июля 2019 года указано, что «в соответствии с требованиями пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года (что не соответствует действительности, поскольку указана редакция постановления, а не дата его принятия) №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" жилые строения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием». Однако администрация не приводит весь текст указанного пункта Положения, а именно: «Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд». Принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок площадью 722 кв.м имеет вид разрешенного использования для садоводства и, согласно заключению эксперта №15-2019 от 25.03.2019 года находится в юго-западной части ст. Новодмитриевской Северского района Краснодарского края, в зоне ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2) (стр. 16 заключения). Согласно Правилам землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района, зона ведения садоводства и дачного хозяйства СХ-2 предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения. Таким образом, у администрации отсутствовали основания для отказа в признании садового дома жилым домом, предусмотренные пунктом 61 Положения. Кроме того, указание в письме администрации от 02 июля 2019 года на п. 2.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2009 года №1185 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания» является незаконным, поскольку данное постановление регулирует совсем другие правоотношения, а именно порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, в то время, как принадлежащий мне садовый дом является нежилым зданием и предметом моего заявления является не признание жилого строения на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а признание садового дома жилым домом в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47. На основании изложенного, административный истец просил суд признать решение администрации муниципального образования Северский район выраженное в письме заместителя главы администрации (начальника финансового управления) Г.В. Витковской от 02 июля 2019 года №01-21/1386 об отказе в признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес> жилым домом, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Северский район признать садовый дом, расположенный по адресу: <адрес> жилым домом, и выдать решение о признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес> жилым домом, по форме согласно приложению N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47.
В судебном заседании Пламадялов В.В. и его представитель отказались от административных исковых требований в части признания решения администрации муниципального образования Северский район выраженного в письме заместителя главы администрации (начальника финансового управления) Г.В. Витковской от 02 июля 2019 года №01-21/1386 об отказе в признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес> жилым домом, незаконным. В остальной части, представитель административного истца поддержала заявленные административные исковые требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
Представитель администрации муниципального образования Северский район в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено в судебном заседании, административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для садоводства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен садовый дом с кадастровым номером №.
Пламадялов В.В. 28 марта 2019 года обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о признании жилым садового дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> /л.д. 13/.
Ответом администрации муниципального образования Северский район от 30 апреля 2019 года /л.д. 14 - 15/ административному истцу отказано в удовлетворении заявления.
В ответ на повторное обращение Пламадялова В.В. с заявлением о признании жилым садового дома, 02 июля 2019 года истцом снова получен отказ /л.д. 17 - 18/.
Оба отказа административного ответчика мотивированы тем, что садовый дом истца расположен на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения (для садоводства), расположение садового дома не соответствует требованиям постановлений Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2009 года №1185 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания», а также нормам действующего градостроительного и жилищного законодательства, поскольку не выдержаны отступы от границы участка – 3 метра со стороны ул. <адрес>, сам земельный участок расположен в водоохраной зоне р. Афипс, а также в границах санитарно-защитной зоны объекта по добыче нефти (нефтяная скважина № 545 «Новодмитриевское месторождение»).
Согласно п. 9 Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
Таким образом, садовый дом административного истца расположен в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2009 года № 1185 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания» утратило силу в связи с изданием Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2019 года № 281, вступившего в силу на следующий день после официального опубликования (опубликовано на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru – 22 мая 2019 года), в связи с чем ссылка на его положения в ответе администрации муниципального образования Северский район от 02 июля 2019 года № 01-21/1386 /л.д. 17 – 18/ является незаконной.
Согласно имеющемуся в деле заключению эксперта от 25 марта 2019 года № 15-2019 /л.д. 19 - 48/, сопоставив нормативные требования, предъявляемые к жилым домам, рассматриваемые выше по тексту, с конструктивными характеристиками объекта исследования, с составом и характеристиками его помещений и их функциональным назначением, качеством выполненных строительных работ и примененных строительных материалов, эксперт пришел к выводу о том, что объект исследования соответствует основным строительным нормам, санитарно -эпидемиологическим правилам, требованиям пожарной безопасности предъявляемым к жилым домам. По результатам проведенного экспертного осмотра и необходимых измерений на местности, анализа текстовых и графических материалов, отражающих градостроительную ситуацию и состав застройки земельного участка, в общем размещение садового дома, по адресу: <адрес> оценивается как «строительство с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, противопожарных и санитарно - эпидемиологических требований, а также параметрам установленным правилами землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения». В результате анализа объемно - планировочного и конструктивного решения, качества строительных работ по возведению основных несущих конструкций объекта исследования, визуального осмотра конструкций объекта исследования, расположенного по адресу: <адрес>, конструктивных дефектов, требующих проведения специальных мероприятий по усилению строительной конструкции, замене материалов, а также дефектов влияющих на техническое состояние здания не обнаружено. Деформаций основных несущих конструкций (осадок основания, прогибов пролетных конструкций, выпоров и др. деформаций), по состоянию на дату проведения экспертизы, не выявлено, конструктивные элементы и примененные материалы, использованные при строительстве исследуемого здания, отвечают требованиям по долговечности, надежности и безопасности, следовательно, угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
Выводы, изложенные в указанной экспертном заключении представителем административного ответчика не оспаривались в судебном заседании, ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы заявлено не было.
Из представленной суду копии письма ООО «РН-Краснодарнефтегаз» от 29 октября 2019 года № исх-АП-05290-19 следует, что ООО «РН-Краснодарнефтегаз» рассмотрело представленные административным истцом материалы и согласовало перевод садового дома в жилой, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>. Также сообщило, что объекты нефтегазодобычи на соседних земельных участках отсутствуют.
Из вышеизложенного следует, что доводы административного подтверждены в ходе судебного разбирательства, а потому требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Пламадялова ФИО9 к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным решения об отказе в признании садового дома жилым, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район признать садовый дом, расположенный по адресу: <адрес> жилым домом, и выдать решение о признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес> жилым домом, по форме согласно приложению N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.
Судья Н.А. Безуглова