Дело № 2-575/2024
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2024 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Силяевой И.Л.,
при секретаре Забродиной У.А.,
с участием прокурора Обуховой Т.Н.,
представителя ответчика администрации городского поселения «Чернышевское» Кулешовой У.В., действующей на основании доверенности от 24 сентября 2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чернышевского района, поданного в интересах Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю. к администрации городского поселения «Чернышевское», администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю о признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, и возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь,
установил:
Прокурор Чернышевского района, действуя в интересах Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю. обратился в суд, с указанным иском, ссылаясь на следующее.
По результатам проверки обращения Черных Ю.С., установлено, что истцы на момент чрезвычайной ситуации вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии № от 11.11.2021 года, указанный дом признан аварийным и подлежит сносу.
На основании решения Чернышевского районного суда от 22.04.2022 г. № Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю. включены в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Чернышевское».
Информацию, что жилой дом не включён в список адресов, утверждённых постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 г. № 367 «Об определении границ зон действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», Черных Ю.С. получил из ответа администрации городского поселения «Чернышевское» от 22.02.2022 года. Истцы не были включены в список на оказание единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Просит признать за истцами право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году в размере 10 тыс. рублей на человека в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2021 г. на территории Чернышевского района Забайкальского края; обязать администрацию городского поселения «Чернышевское» включить истцов в список пострадавших граждан на выплату единовременной материальной помощи, в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» утвердить список пострадавших граждан на выплату единовременной материальной, помощи, в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, в который включены истцы, и направить в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края для осуществления выплаты пострадавшим; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить истцам единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека за счёт средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счёт средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Прокурор Обухова Т.Н., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истцы Черных А.Ю., Черных Ю.С., Черных С.В, будучи надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления, которыми просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают, просят их удовлетворить. (л.д.94,95)
Ранее, в судебном заседании 29 октября 2024 года истец Черных С.В. пояснила, что в 2021 году после наводнения, они подали заявление в администрацию на единовременную выплату, при проверке списков, она и члены её семьи там значились, однако впоследствии их из списка исключили, в связи с чем, они повторно подали заявление о включении в список.
В представленном суду письменном заявлении истцы Черных С.В., Черных А.Ю., Черных Ю.С. указали, что 22.09.2021 года они обратились в администрацию городского поселения «Чернышевское» для включения в список пострадавших граждан на выплату единовременной материальной помощи. Ответ на заявление не получили. 22.02.2022 года они обратились в администрацию городского поселения «Чернышевское» для получения сведений о включении в список пострадавших граждан. Из ответа администрации от 22.02.2022 г. № следует, что спорный жилой дом не включён в список адресов, утверждённых постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 г. №, в связи с тем, что жилое помещение утрачено в результате выхода грунтовых вод, соответственно они не включены в список на оказание единовременной материальной помощи. Таким образом, они узнали о нарушении их права на включение в список на оказание единовременной материальной помощи, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края 22 февраля 2022 года. Указанный день считают днем начала срока исковой давности. (л.д. 129-131)
Представитель ответчика администрации городского поселения «Чернышевское» Кулешова У.В., действующая на основании доверенности от 24.09.2024 г., в судебном заседании заявленные исковые требования признала, дополнительно пояснив, что дом истцов действительно пострадал от выхода грунтовых вод, заявления у них были отобраны 22 сентября 2021 года. Администрация должны были составить список и направить документы на выплату в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, но этого сделано не было, документы истцов находятся в администрации.
В представленном суду отзыве на исковое заявление указано, что Черных С.В. включена в Список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС 2021 года. (л.д. 67-69)
Ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, будучи надлежащим образом, извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Представитель Живаева Т.А., действующая на основании доверенности от 28.02.2024 года, в представленном суду письменном отзыве указала, что выплата компенсаций по утверждённым в установленном законом порядке спискам, в очередном порядке по мере поступления таковых из администраций муниципальных районов, производится Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края. В списках граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи (10 тыс. рублей), поступивших в Министерство из администрации муниципального района «Чернышевский район» в 2021 году, Черных О.С., Черных С.В., Черных А.Ю. не значатся. Признание граждан пострадавшими от чрезвычайной ситуации и определение их права на компенсационные выплаты относится к компетенции органов местного самоуправления. Постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» от 31 января 2022 года № 24 в связи с выходом грунтовых вод на поверхность и образованием наледных явлений на территории муниципального района «Чернышевский район» определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» в пределах населённых пунктов Чернышевского района. В зону городского поселения «Чернышевское» вошла и <адрес>). Истцы знали о нарушении их прав со дня нарушений условий их жизнедеятельности в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной паводковыми явлениями на территории пгт. Чернышевск с июля 2021 года, при этом без уважительных причин ни разу не обращались с заявлением о защите нарушенных прав ни к ответчику, ни в суд. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с пропуском исковой давности, рассмотреть дело в отсутствие представителя. (л.д.114-115).
Ответчик ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом, извещен о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направил. Представитель Давыдкина Д.А., действующая на основании доверенности от 11.11.2024 года, в представленном суду письменном отзыве указала, что ГУ МЧС России по Забайкальскому краю не уполномочено принимать решения о предоставлении гражданам финансовой помощи, единовременной материальной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, ввиду чего является ненадлежащим ответчиком по данному делу, кроме того из просительной части не усматриваются требования, предъявляемые истцом к Главному управлению, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению, рассмотреть дело в отсутствии представителя. (л.д.107-109).
Ответчик администрация муниципального района «Чернышевский район», будучи надлежащим образом, извещена о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила. Глава муниципального района «Чернышевский район» Подойницын А.В., действующий на основании прав по должности, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что администрация муниципального района «Чернышевский район» возражает против удовлетворения требований прокурора, поскольку списки граждан нуждающихся в получении единовременной материальной помощи формируются на основании заявлений граждан и заключений комиссий об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации. Для предоставления мер социальной поддержки предусмотрен заявительный порядок. Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю., в уполномоченный орган с таким заявлением не обращались, заключение факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации в отношении Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю., не принималось. Оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, действующего в интересах Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю., не имеется. (л.д.82-85).
Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, будучи надлежащим образом, извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, мнение относительно заявленных требований не высказало.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.196,200 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истец Черных С.В. обратилась в муниципальный орган с письменным заявлением на оказание единовременной материальной помощи 22 сентября 2021 года, однако, до 22 февраля 2022 года ответа на её заявление не следовало. 22 февраля 2022 года в адрес одного из жителей <адрес> (НТН), по её обращению поступило сообщение главы городского поселения «Чернышевское» (л.д. 36), согласно которого жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, в числе прочих, не включен в постановление администрации МР «Чернышевский район» «Об определении границ зон действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», в связи с тем, что подтопление жилых домов не являлось результатом выхода воды из реки Алеур п. Чернышевск 23 июля 2021 года, когда введен режим «Чрезвычайная ситуация» постановлением администрации МР «Чернышевский район». Кроме того, также в адрес НТН для сведения другим заявителям поступило сообщение и.о.министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края датированное 3 августа 2023 года, из текста которого следует, что согласованный список о включении, в том числе и Черных С.В., на оказание помощи в адрес Министерства не поступал.
Таким образом, суд приходит к выводу, что фактически Черных С.В. узнала о нарушении их прав 3 августа 2023 года, когда Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края был дан ответ. Кроме того, администрацией городского поселения «Чернышевское» было подтверждено, что ответ на заявления Черных С.В., Черных Ю.С., Черных А.Ю. о включении в список на оказание единовременной материальной помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате ЧС, дан не был.
Следовательно, с даты получения ответа, то есть 03 августа 2023 года истцы узнали о нарушении своего права и из указанных обстоятельств следует, что истцами при обращении в суд, за восстановлением нарушенного права, трехгодичный срок исковой давности не пропущен.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и закрепляет, что в Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 22.06.2021 № 212 (ред. от 09.08.2021) «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году» устанавливается порядок и условия оказания единовременной материальной помощи (далее - выплата) пострадавшим гражданам Российской Федерации (далее - пострадавшие граждане) в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее - чрезвычайная ситуация).
Пункт 2 Порядка содержит определение пострадавших граждан, под которыми понимаются граждане Российской Федерации, включённые в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи (далее - списки). Списки пострадавших граждан формируются комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населённые пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
Комиссии формируют следующие виды списков:
1) список пострадавших граждан на выплату единовременной материальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 «Об утверждении правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями» (граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации) - составляется в 4 экземплярах по форме согласно приложению № 20 к Порядку подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденному приказом МЧС России от 29 апреля 2020 года № 275 (далее - Список 1);
2) список пострадавших граждан на выплату единовременной материальной помощи в соответствии с настоящим постановлением (граждан, фактически проживающих в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации) - составляется в 3 экземплярах по форме согласно приложению № 20 к Порядку подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утверждённому приказом МЧС России от 29 апреля 2020 года № 275 (далее - Список 2).
Из п.п. 3-4.1 следует, что пострадавшие граждане имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека. Предоставление пострадавшим гражданам выплаты осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное (фактическое) проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
2) нарушение условий жизнедеятельности пострадавшего гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Факт постоянного (фактического) проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, подтверждается одним из следующих документов (сведениями):
1) справки, выданные органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими организациями;
2) выписка из домовой книги;
3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;
4) показания не менее двух свидетелей, в том числе работников организаций почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел (при отсутствии документов, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта).
Списки формируются на основании заявлений пострадавших граждан и заключений комиссий об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.(п.5)
По смыслу п.п.7-8,10-11 Порядка, следует, что списки формируются на основании заявлений пострадавших граждан и заключений комиссий об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Подписанные главами муниципальных образований Забайкальского края списки направляются в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Министерство) для осуществления выплаты пострадавшим гражданам.
Министерство в течение 24 часов со дня представления списков, подписанных главами муниципальных образований Забайкальского края, направляет Список 1 в Управление МВД России по Забайкальскому краю и Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю, а Список 2 - в Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю для согласования.
На основании утверждённых Губернатором Забайкальского края списков Министерство осуществляет выплату пострадавшим гражданам через государственное казённое учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (далее - ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края).
ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края в течение 3 рабочих дней со дня поступления списков при наличии финансовых средств производит выплату гражданам через организацию почтовой связи или кредитные организации. Пострадавшим гражданам, состоящим на учёте в ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края в качестве получателей мер социальной поддержки, выплата производится на счета, открытые в кредитных организациях или через почтовые отделения связи на основании сведений, имеющихся в ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края.
Финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 №144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25.12.2012 №758-ЗЗК «О Резервном фонде Забайкальского края», с возможным последующим возмещением из федерального бюджета (п.12 Порядка).
Согласно разделу 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.04.2020 №275, и действующего на момент возникновения спорного правоотношения, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают на имя главы местной администрации заявление об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Органы местного самоуправления сверяют сведения, указанные в заявлениях, с данными паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, подающего заявление, и членов его семьи.
При соответствии указанных сведений органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, и списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по установленной форме.
Списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений граждан и заключений комиссии, создаваемой органами местного самоуправления об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (далее - заключение).
Заключение утверждается главой местной администрации.
Факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации определяется наличием либо отсутствием обстоятельств, возникших в результате чрезвычайной ситуации и при которых на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания гражданина в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия гражданина.
Условия жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из указанных критериев.
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление компенсационных выплат, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», жилой дом, расположенный по адресу: п. Чернышевск, ул. Журавлева, 29 включён в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Главой городского поселения «Чернышевское» Шиловой Е.И. утверждено заключение комиссии об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в 2021 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2021 года на территории городского поселения «Чернышевское» по адресу: <адрес>, пострадавшая Черных С.В., члены семьи пострадавшей: <данные изъяты> Черных Ю.С., <данные изъяты> ЧНЮ, <данные изъяты> АДЮ, <данные изъяты> ААС, <данные изъяты> Черных А.Ю. Дата начала нарушений условий жизнедеятельности – ДД.ММ.ГГГГ. Установлено и подтверждено нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавших (л.д. 39-40)
Согласно акту обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, № от 11.11.2021 года, составленного межведомственной комиссией по результатам обследования вынесено заключение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу (л.д.31-33,34-35).
22 сентября 2021 года Черных С.В. обратилась с заявлением о включении её и членов семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи в администрацию городского поселения «Чернышевское», в связи с тем, что жилое помещение, в котором она зарегистрирована и постоянно проживает, находится и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации. (л.д.70,71).
В связи с изложенным доводы ответчика – администрации муниципального района «Чернышевский район» об отсутствии заявления Черных С.В. на включение в списки на предоставление единовременной материальной помощи и отсутствии заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате чрезвычайной ситуации, являются необоснованными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, кроме того, подтверждаются представителем администрации городского поселения «Чернышевское».
06.03.2024 прокуратурой Чернышевского района Забайкальского края в адрес главы городского поселения «Чернышевское» Болтуновой А.С. внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно представлению в ходе прокурорской проверки по обращению НТН выявлены нарушения в части не включения администрацией городского поселения «Чернышевское» в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, граждан, являющихся жителями жилых домов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и невыплате им Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края единовременной материальной помощи в размере 10 тыс.руб. (л.д.50-51).
Как следует из сообщения администрации городского поселения «Чернышевское» от 01.04.2024 года, заявление о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (полной или частичной) при ЧС 2021 года, поступило от Черных С.В. 22.09.2021. Причина неоказания единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. не установлена, в связи со сменой сотрудников администрации ГП «Чернышевское».(л.д.52).
На основании решения Чернышевского районного суда Забайкальского края от 22.04.2022 года № Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю. включены в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Чернышевское». Решение суда вступило в законную силу 26.05.2022 года. (л.д.19-28).
Как следует из уведомления от 28.04.2022 года № 13, истцы включены в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Чернышевское», с предоставлением выплаты в размере 3217250,3 руб., на приобретение жилого помещения. (л.д.29,30).
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 названного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 №30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, установлено, что истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Истцы Черных С.В., Черных Ю.С., Черных А.Ю. своевременно обратились с заявлением о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи, однако решение о включении их в соответствующие списки в установленные сроки принято не было по независящим от истца обстоятельствам.
Нераспорядительность должностных лиц органов местного самоуправления не может являться основанием для несоблюдения гарантированного государством прав граждан РФ на получение компенсационных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, поскольку истцы включены в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, установлен факт их постоянного проживания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и наличие регистрации в этом доме на момент чрезвычайной ситуации, что утрата имущества первой необходимости зафиксирована муниципальным органом и подтверждена в ходе рассмотрения спора, то пострадавшие имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10000 руб. на человека в соответствии с Порядком оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводками явлениями в 2021 году
В связи с изложенным исковые требования прокурора о признании за ними права на получение единовременной материальной помощи, возложении на администрацию городского поселения «Чернышевское» обязанности включить истца в список пострадавших граждан на выплату единовременной материальной помощи и возложении обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить единовременную материальную помощь истцу, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания единовременной материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации гражданам, не предоставляют администрации муниципального района полномочий по утверждению списков пострадавших граждан и, соответственно, направлению утверждённого списка в финансовый орган. В связи с чем, требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
Таким образом, заявленные исковые требования прокурора Чернышевского района, действующего в интересах Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю., подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Чернышевского района, поданного в интересах Черных Ю.С., Черных С.В., Черных А.Ю. удовлетворить частично.
Признать за Черных Ю.С., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> в <адрес>, Черных С.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>, Черных А.Ю., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> право на получение единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Обязать администрацию городского поселения «Чернышевское» включить Черных Ю.С., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> в <адрес>, Черных С.В., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>, Черных А.Ю., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>, в список пострадавших граждан на выплату единовременной материальной помощи, в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить Черных Ю.С., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> в <адрес>, Черных С.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>, Черных А.Ю., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей, каждому, за счёт средств бюджета Забайкальского края, в том числе, за счёт средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу И.Л. Силяева
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2024 г.