Дело № 2а-112/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2018 года село Липин Бор
Вашкинский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Е.Л.,
при секретаре Лучиной И.В.,
с участием заместителя прокурора Зотикова А.В.,
представителя административного ответчика Басковой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Вашкинского района Вологодской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Вашкинского района Вологодской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области, в котором просил о признании бездействия административного ответчика по факту непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Киснемское Вашкинского района и определению порядка деятельности такой службы незаконным, о возложении на него обязанности по созданию такой службы и определению порядка деятельности в срок до 31 марта 2019 года. Иск обоснован тем, что прокуратурой Вашкинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации похоронного дела на территории Вашкинского района Вологодской области, которой установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок деятельности не определен, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению умерших.
Определением суда от 17 октября 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, принято заявление об увеличении исковых требований, в котором прокурор, ссылаясь на доводы, изложенные в первоначально поданном иске, просит наряду с заявленными ранее исковыми требованиями признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на кладбище вблизи деревни Чертеж Вашкинского района, оборудованию на указанном кладбище площадки для стоянки автокатафалков и автотранспорта, установлению на твердое покрытие имеющегося на кладбище мусорного контейнера, его ограждению, и возложить на него, наряду с обязанностью по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязанность в тот же срок – до 01 марта 2019 года - ликвидировать несанкционированную свалку на кладбище вблизи деревни Чертеж Вашкинского района, оборудовать на указанном кладбище площадку для стоянки автокатафалков и автотранспорта, установить на твердое покрытие имеющийся на кладбище мусорный контейнер и установить ограждение.
Заместитель прокурора Зотиков А.В. в судебном заседании увеличенные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в первоначально поданном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области Баскова Т.Л. в судебном заседании уточненные исковые требования признала частично – в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на кладбище вблизи деревни Чертеж, по установке мусорных контейнеров на твердое покрытие и их ограждению, при этом указала, что фактически свалка на кладбище возле деревни Чертеж на данный момент ликвидирована, мусорные контейнеры установлены на деревянные подставки; относительно требования об оборудовании на кладбище у деревни Чертеж площадки для стоянки автокатафалков и автотранспорта, пояснила, что такая площадка на кладбище имеется; в части иска о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, исковые требования не признала, полагала создание такой службы на территории сельского поселения Киснемское нецелесообразным, ссылаясь на то, что на территории сельского поселения зарегистрировано 1600 человек, фактически проживает 1480 человек, за 9 месяцев текущего года умерло 20 человек. Пояснила, что органом местного самоуправления принято решение Совета сельского поселения Киснемское от 03 октября 2017 года № 151, которым утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории сельского поселения Киснемское (далее – Положение), определяющее порядок оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения, порядок деятельности общественных кладбищ на территории муниципального образования сельского поселения Киснемское, а также установлен размер бесплатно предоставляемого земельного участка на территории кладбища для погребения. В пределах полномочий, предусмотренных пунктом 3 Положения, администрация сельского поселения Киснемское оказывает помощь гражданам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, в случае возникшей необходимости способна осуществить захоронение умершего, не имеющего близких и родственников; деятельность общественных кладбищ, численность которых на территории поселения - шесть, осуществляется гражданами самостоятельно, что не противоречит действующему законодательству и соответствует положению пункта 1 решения Совета сельского поселения Киснемское от 03 октября 2017 года № 151. В 2016 году на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения в сельских поселениях с учетом средств межбюджетного трансферта израсходовано 63 000 рублей, в том числе на дезинсекцию кладбищ 16 600 рублей, на ремонт забора на кладбище д.Чертеж – 43 300 рублей, на вывоз мусора с кладбища д.Чертеж – 3 100 рублей; в бюджете сельского поселения на 2017 года было предусмотрено 20 000 рублей, израсходовано – 4 600 рублей; в бюджете на 2018 год предусмотрено 60 000 рублей, по состоянию на 01 октября текущего года израсходовано 40 600 рублей, из которых 35 700 рублей – на обустройство площадки для мусора на кладбище в п.Новокемский, 4 900 рублей – на уборку мусора с кладбища д.Покровское.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В силу пункта 22 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - ФЗ "О погребении и похоронном деле") предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.
Указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (часть 2).
Статьей 12 ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
На основании статьи 25 ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Законом Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселения области закреплены вопросы местного значения городских поселений, в том числе, и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 Устава сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства об организации погребения и похоронного дела на территории Вашкинского района установлено отсутствие на территории сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области специализированной службы по вопросам похоронного дела. Мер к ее созданию административным ответчиком не принято. Согласно справке Вашкинского территориального сектора ЗАГС Управления ЗАГС Вологодской области от 16 октября 2018 года № 13-01-10/30 за период с 2014 по 2018 годы составлено 149 записей актов о смерти граждан, зарегистрированных по месту жительства в населенных пунктах, относящихся к территории Киснемского сельского поселения Вашкинского муниципального района Вологодской области.
Пунктом 1 Решения Совета сельского поселения Киснемское от 03 октября 2017 года № 151 установлено, что деятельность общественных кладбищ на территории сельского поселения Киснемское осуществляется гражданами самостоятельно; пунктом 2 Решения утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории сельского поселения Киснемское (далее – Положение).
Положение разработано в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устава сельского поселения Киснемское в целях урегулирования отношений, связанных с погребением умерших, определяет порядок оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения в муниципальном образовании сельском поселении Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области.
К полномочиям администрации сельского поселения Киснемское Положением отнесены организация похоронного дела в сельском поселении Киснемское.
Согласно разделу 7 Положения, в котором приведен гарантированный перечень услуг по погребению, при погребении умерших, личность которых не установлена, а также при погребении умершего на дому, на улице или в ином месте при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, администрация поселения организует погребение в пределах гарантированного перечня услуг по погребению (пункт 7.3 Положения).
Представитель административного ответчика Баскова Т.Л. в судебном заседании пояснила, что случаев, предусмотренных пунктом 7.3 Положения, когда требовалась организация погребения умершего (невостребованного трупа) администрацией сельского поселения, за период с 2014 года не имелось.
Учитывая данные обстоятельства, принимая во внимание то, что погребение умерших на территории сельского поселения Киснемское осуществляется родственниками и близкими умерших, все захоронения осуществляются по мере необходимости в штатном режиме, а на похороны умерших граждан, не имеющих родственников, выделяются средства из местного бюджета, и их погребение осуществляется в силу переданных ей полномочий администрацией сельского поселения, суд приходит к выводу о том, что объективной необходимости в создании соответствующей организации, специально учреждаемой муниципальным образованием, для осуществления погребения в сельском поселении Киснемское не имеется и полагает необходимым в удовлетворении исковых требований в данной части отказать.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 39 Федерального закона 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
В силу п.п. 6.4, 6.6, 6.7 Санитарных требований и норм СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - Санитарные требования и нормы СанПин 2.1.2882-11), при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации на кладбищах допускается устройство шахтных колодцев для полива в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним; площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Согласно справке заместителя прокурора Вашкинского района от 26 сентября 2018 года в рамках проверки соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших в Вашкинском районе осуществлен выезд на кладбище вблизи деревни Чертеж сельского поселения Киснемское Вашкинского района, где произведен осмотр территории кладбища и прилегающего к нему участка местности, в ходе которого установлено наличие на территории кладбища несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и строительного мусора, отсутствие площадки для стоянки автокатафалков и транспорта, а также твердого покрытия под мусорным контейнером и его ограждения, что подтверждается фотоматериалами (л.д.27-32).
Из объяснений представителя административного ответчика Басковой Т.Л. следует, что указанные в справке нарушения частично устранены - свалка на кладбище возле деревни Чертеж на данный момент ликвидирована, мусорные контейнеры установлены на деревянные подставки, а площадка для стоянки автотранспорта на территории кладбища имеется.
В нарушение положений статьи 62 КАС РФ, согласно которым лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, административным истцом доказательств, свидетельствующих о частичном устранении им выявленных нарушений, не представлено.
При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования в части признания бездействия администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области, выразившегося в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства и допущении организации несанкционированной свалки на кладбище вблизи деревни Чертеж Вашкинского района Вологодской области, незаконным, и возложении обязанности по ее ликвидации, а также осуществлению установки на твердое покрытие мусорных контейнеров и их ограждению,
оборудованию площадки для стоянки автокатафалков и автотранспорта удовлетворить, установив срок для их выполнения до 01 июня 2019 года, который, по мнению суда, является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1, 175-180, 227-228 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя прокурора Вашкинского района Вологодской области удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области, выразившееся в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства и допущении организации несанкционированной свалки на кладбище вблизи деревни Чертеж Вашкинского района Вологодской области, незаконным.
Возложить на администрацию сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области обязанность в срок до 01 июня 2019 года ликвидировать несанкционированную свалку на кладбище вблизи деревни Чертеж Вашкинского района Вологодской области, осуществить на кладбище вблизи деревни Чертеж Вашкинского района Вологодской области установку на твердое покрытие мусорных контейнеров, их ограждение и оборудовать площадку для стоянки автокатафалков и автотранспорта.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л.Власова
Решение в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2018 года.
Судья Е.Л.Власова
<данные изъяты>
<данные изъяты>