Судья: Попов В.В. № 33-3192/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Самчелеевой И.А., Книстяпиной Н.А.
При секретаре Поваровой И.С.
С участием прокурора Гуляевой Е.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13.02.2012 г., которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить, обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Ильину В.В. 07.04.1989 года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета 33 кв.м. за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., заключение прокурора Гуляевой Е.С. полагавшей решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ильина В.В. к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
В заявлении прокурор указал, что Ильин В.В., 07.04.1989 года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет.
Постановлением Главы муниципального района Кинель-Черкасский № 540 от 27.06.2011 года за Ильиным В.В. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Таким образом, администрация муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области обязана в соответствии с дополнительными гарантиями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, выделять денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.
Однако, в нарушении норм ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Ильин В.В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на получение жилья, как сироты.
Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Учитывая изложенное, впоследствии уточнив свои требования, прокурор ссылаясь на нормы жилищного законодательства, просил суд обязать ответчика предоставить Ильину В.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области не нарушены требования законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Ильин В.В., 07.04.1989 года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет.
Судом установлено, что Постановлением Главы муниципального района Кинель-Черкасский № 540 от 27.06.2011 года за Ильиным В.В. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон).
Статьей 5 указанного Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
На основании п. 4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.05 «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области от 06.10.2003 г. № 131).
Статьей 3 Закона Самарской области от 06.10.2003 г. № 131 определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статьей 2 Закона Самарской области от 07.07.05г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 2 пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД распространяет действие указанного закона на следующие категории граждан:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);
Статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Установлено, что в нарушении вышеуказанных норм ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Ильин В.В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Как правильно указано судом, ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Таким образом, суд пришел к правильно выводу о том, что указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно обязал администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Ильину В.В. 07.04.1989 года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета 33 кв.м. за счет средств бюджета Самарской области.
Доводы администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области об отсутствии денежных средств для приобретения жилья и социальной выплаты на его приобретение, недостаточности финансирования, суд правильно посчитал несостоятельными, поскольку наличие законного права у Ильина В.В. на обеспечение жильем либо социальной выплатой, не может быть поставлено в зависимость наличия либо отсутствия денежных средств на обеспечение данной целевой программы в настоящее время.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области не нарушены требования законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются указанными выше обстоятельствами.
Решение суда является законным и обоснованным и правовых оснований для его отмены в данном случае не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13.02.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: