Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2 – 69/2015
с. Армизонское 12 мая 2015 года
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи И.В. Засядко,
при секретаре А.Б.Азнабаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Армизонского муниципального района Тюменской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области об освобождении от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Истец администрация Армизонского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с иском к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам об освобождении от исполнительского сбора, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем на основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного <адрес> районным судом <адрес> по делу № №, было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № № в отношении администрации Армизонского муниципального района Тюменской области об обязании предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО4 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> с должника - администрации Армизонского муниципального района, так как исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Истец просит освободить администрацию Армизонского муниципального района от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты>, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области в рамках исполнительного производства № №.
Представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО1 не согласна с заявленными требованиями истца, указав на длительность неисполнения решения суда.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Решением <адрес> районного суда <адрес>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, постановлено обязать администрацию Армизонского муниципального района предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство на основании вышеуказанного решения суда (л.д.83-88).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем <адрес> РОСП вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, т.к. взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа (л.д.90).
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель ФИО1 получила исполнительный лист по вышеуказанному решению суда на руки (л.д.91).
Судом установлено, что на исполнении в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> находится исполнительное производство № №, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Армизонского муниципального района Тюменской области ( л.д.9-10).
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Армизонского муниципального района Тюменской области поступило требование судебного пристава исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО4об исполнении решения суда в семидневный срок со дня поступления настоящего требования ( л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО4 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> с должника - администрации Армизонского муниципального района в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения ( л.д.23-24).
В соответствии с ч.1, 2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Часть 6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из содержания постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес>, его принятие было вызвано тем, что истцом в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда, которым на администрацию Армизонского муниципального района <адрес> была возложена обязанность предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, на территории <адрес>
В рамках исполнения решения <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ должником – администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ взыскателю ФИО1 предложено заключить договор социального найма жилого помещения (л.д.12-15), от подписания которого ФИО1 отказалась, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
В судебном заседании 3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО1 пояснила, что истцом дважды (ДД.ММ.ГГГГ года,ДД.ММ.ГГГГ года) ей предлагалось жилое помещение – <адрес>, от заключения договора социального найма на которое она отказалась, считая жилье, непригодным для проживания.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение признано пригодным для проживания.
Представитель истца ФИО5 пояснил, что предоставить иное жилое помещение ФИО1 в срок, установленный для добровольного исполнения, администрация не имела возможности, т.к. отсутствует свободный жилищный фонд, финансирование предоставляемых жилых помещений иным лицам осуществлялось по подпрограммам, основных направлений градостроительной политики в <адрес>, т.е. за счет бюджета области. Указанные обстоятельства подтверждены соответствующими информацией о финансировании по подразделу «Жилищное хозяйство», распоряжениями <адрес>, приказами Главного Управления Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства <адрес> об утверждении номенклатуры жилых помещений с указанием категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда <адрес> ( л.д.55-80).
Таким образом, судом установлено, что в срок, определенный судебным приставом исполнителем, администрацией Армизонского муниципального района принимались меры к надлежащему исполнению обязательств по исполнению исполнительного документа.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации Армизонского муниципального района Тюменской области в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения, что дает основание для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Армизонского муниципального района Тюменской области удовлетворить.
Освободить администрацию Армизонского муниципального района Тюменской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Армизонский районный суд Тюменской области.
Дата составления мотивированного решения – 17.05.2015 года.
Председательствующий И.В. Засядко