Судья Машутинская И.В. стр. 017а г/п 150 руб.
докладчик Пыжова И.А. № 33а-7797/2018 10 ноября 2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.
при секретаре ФИО
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО13 на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«административный иск ФИО13 к администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО13 обратился в суд с административным иском к администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области о признании несоответствующим ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предложение департамента по внутренней политике и местному самоуправлению администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области от 07.11.2018 об изменении места проведения публичного мероприятия и возложении обязанности на ответчика согласовать время и место проведения пикетирования согласно поданному 07.11.2018 года уведомлению.
В обоснование заявленных требований указал, что истец, являясь организатором публичного мероприятия, направил 07.11.2018 в департамент по внутренней политике и местному самоуправлению администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области уведомление о проведении 12.11.2018 с 8 часов до 22 часов публичного мероприятия в форме пикетирования. Место проведения публичного мероприятия согласно уведомлению - площадка, расположенная примерно в тридцати метрах к западу от центра входа в здание Архангельского областного собрания депутатов в городе Архангельске в пределах участка с кадастровым номером №
Вместе с тем 07.11.2018 административным ответчиком в адрес истца направлено письмо, в котором сообщалось, что в указанном в уведомлении месте в тот же день и в то же время запланировано публичное мероприятие, уведомление о проведении которого было подано ранее другим организатором, в связи с чем истцу было предложено перенести проведение публичного мероприятия на площадь перед Архангельским театром драмы им. М.В. Ломоносова. Истец считает данное решение ответчика незаконным, противоречащим положениям ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и нарушающим его конституционные права, в частности на проведение публичного мероприятия в форме пикетирования. Оспариваемое предложение ответчика об изменении места и времени проведения публичного мероприятия считает немотивированным, не обусловленным защитой публичных интересов, поскольку документально не подтвержден факт более ранней подачи другим организатором уведомления о проведении массового мероприятия в то же время и в том же месте, а также не указано, какое конкретно массовое мероприятие будет проводиться. При этом сам по себе факт подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не является достаточным основанием для изменения места проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого в то же время и в том же месте было подано позднее. В оспариваемом решении не содержатся сведения о форме и цели публичного мероприятия и предполагаемом количестве его участников, позволяющих сделать вывод о невозможности проведения двух публичных мероприятий в заявленное время и месте. Кроме того, считает, что предложенный ответчиком вариант проведения публичного мероприятия не позволяет реализовать его цели и не соответствует его социально-политическому значению, поскольку предложенное ответчиком место находится на значительном удалении от Архангельского областного Собрания депутатов. В уведомлении указана цель публичного мероприятия: «Требование к депутатам Архангельского областного Собрания депутатов о недопущении ввоза в Архангельскую область твердых коммунальных отходов из других регионов». 12.11.2018 в здании Архангельского областного Собрания депутатов состоятся публичные слушания на тему «О системе обращения с отходами в Архангельской области». Проведение пикетирования у здания театра не позволит достигнуть заявленную цель. Оспариваемое решение, по мнению истца, не соответствует требованиям ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», нормам международного права, практике Европейского суда по правам человека и нарушает права истца на проведение публичного мероприятия в форме пикетирования.
В судебном заседании Секушин Д.Ю. требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Рябова Н.В. с заявленными требованиями не согласилась. Решение об изменении места и времени публичного мероприятия, направленное в адрес истца, полагает законным и обоснованным.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился административный истец Секушин Д.Ю. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того, административный истец указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное истолкование и применение норм материального права. Считает оспариваемое решение немотивированным и не обусловленным защитой публичных интересов, а предложенный вариант проведения публичного мероприятия не позволяющим реализовать цели публичного мероприятия, поскольку предложенное место находится на значительном удалении от Архангельского областного Собрания депутатов. Также указывает на несоответствие оспариваемого решения положениям ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», нормам международного права, и на нарушение оспариваемым решением конституционного права истца на проведение пикетирования.
В суде апелляционной инстанции административный истец Секушин Д.Ю., представитель административного истца Куроптев А.М. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель административного ответчика администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Рябова Н.В. полагала решение суда законным и обоснованным, возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 07.11.2018 Секушин Д.Ю. в качестве организатора публичного мероприятия направил в адрес департамента по внутренней политики и местного самоуправления Администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области уведомление о проведении 12.11.2018 года с 08 часов до 22 часов публичного мероприятия в форме пикетирования с заявленной целью «Требование к депутатам Архангельского областного Собрания депутатов о недопущении ввоза в Архангельскую область твердых коммунальных отходов из других регионов». Место проведения публичного мероприятия: площадка, расположенная примерно на 30 метрах к западу от центрального входа в здание Архангельского областного Собрания депутатов по адресу: г. Архангельск, площадь Ленина, д. 1 (в пределах участка с кадастровым номером №). Предполагаемое количество участников – до 100 человек.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу сообщено, что в указанных в уведомлении месте и время запланировано публичное мероприятие, уведомление о котором было подано ранее другим организатором в установленные законом сроки. В этой связи в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 12 Закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в целях обеспечения охраны общественного порядка, предупреждения чрезвычайных ситуаций, заявителю предложено перенести проведение публичного мероприятия (пикетирования) на площадь перед Архангельским театром драмы имени М.В. Ломоносова и в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 5 Закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проинформировать департамент в письменной форме о принятии (непринятии) предложения о переносе места проведения публичного мероприятия.
Секушин Д.Ю. считает решение административного ответчика незаконным, нарушающим его права на проведение пикетирования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в соответствие с требованиями действующего законодательства, при этом права административного истца не нарушены.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна, так как они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, исследованных доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ и правильном применении норм материального права.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (п.6 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ при проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.7 ФЗ).
Пунктом 5 ст.1 Закона Архангельской области от 28.02.2006 №149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области» предусмотрено, что после определения Правительством Архангельской области в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и настоящей статьей специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с указанными в пункте 1 статьи 3 настоящего закона исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определенным Правительством Архангельской области, или местной администрацией городского округа, городского, сельского поселения Архангельской области.
Согласно п.п. 3 части 1 ст. 3 Закона Архангельской области от 28.02.2006 №149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия: в исполнительный орган государственной власти Архангельской области, определенный Правительством Архангельской области, - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, в которых размещаются органы государственной власти Архангельской области.
В силу п.1, 2 ч.1 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Конституционно-правовой смысл используемых Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятий «мотивированное предложение» и «согласование» выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 02.04.2009 № 484-О-П. Согласно сформулированным в этом определении правовым позициям основанием для направления уполномоченным органом организатору публичного мероприятия мотивированного предложения об изменении места либо времени его проведения должны являться объективные обстоятельства (такие, например, как необходимость сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан), при этом данное предложение должно содержать такой вариант проведения публичного мероприятия, который делал бы возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что до подачи уведомления административным истцом 07.11.2018 в Департамент поступило уведомление от регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! В Архангельской области о намерении провести публичное мероприятие (пикетирование) на площадке у здания Архангельского областного Собрания депутатов (на расстоянии ориентировочно 30-50 метров к западу от центрального входа) 12.11.2018 с 08 до 22 часов с предполагаемым количеством участников до 40 человек. Цель публичного мероприятия «Ужесточение правил хранения и оборота оружия, усиления надзора за взрывоопасными веществами».
Разрешая вопрос о том, соответствовало ли оспариваемое административным истцом решение требованиям ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ с учетом правовых позиций, выраженных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 № 484-О-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у административного ответчика правомерного повода для направления административному истцу мотивированного предложения об изменении указанного в уведомлении от 07.11.2018 места проведения пикетирования, так как это место уже было согласовано для проведения публичного мероприятия, организатором которого уведомление было подано ранее.
Доводы стороны истца о том, что уведомление регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! В Архангельской области было подано после подачи соответствующего уведомления истцом, являются необоснованными и опровергаются исследованными судом первой инстанции доказательствами, представленными ответчиком, в том числе копиями регистрационных карточек, протоколами совершенных операций скриншотами отправленных сообщений (л.д.32-36, 44-47).
Доводы апелляционной жалобы о возможности проведения в указанном в уведомлении месте одновременно двух публичных мероприятий в форме пикетирования судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом № 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, в том числе указанных в ст.4 Закона, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Вопрос о возможности исполнить предусмотренную п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ обязанность по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичных мероприятий решается уполномоченным органом в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом имеющихся материальных, людских и иных ресурсов. Одним из способов исполнения данной обязанности является проведение каждого из заявленных публичных мероприятий в отдельном месте.
При этом независимо от намерений организаторов и участников публичного мероприятия при определенных обстоятельствах не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Учитывая заявленную региональным отделением Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! В Архангельской области, и Секушиным Д.Ю. численность участников массовых мероприятий (до 140 человек), площадь рассматриваемого места проведения публичного мероприятия, его конструктивную особенность (наличие ступеней на значительной её части), заявленные организаторами к использованию быстровозводимые сборно-разборные конструкции, принимая во внимание различные по характеру цели публичных мероприятий, а также учитывая обязанность уполномоченного органа обеспечить поддержание общественного порядка, безопасности граждан, органом государственной власти Архангельской области обоснованно предложено истцу изменить место проведения публичного мероприятия.
Что касается неполноты содержащихся в оспариваемом решении сведений о публичном мероприятии, уведомление о котором было подано ранее, то указанные обстоятельства, сами по себе, не свидетельствуют о незаконности принятого административным ответчиком решения.
Доводы административного истца о том, что проведение пикетирования у здания Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова не позволит достигнуть заявленную цель публичного мероприятия, судебной коллегией отклоняются.
Предложенное истцу место для проведения пикетирования – площадь перед Архангельским театром драмы им. М.В. Ломоносова является традиционным местом проведения горожанами культурных, спортивных и иных массовых мероприятий; находится на незначительном расстоянии (смежный квартал) от здания Областного Собрания Депутатов; обе площадки расположены вдоль проспекта Троицкий, который имеет большую транспортную и пешеходную загруженность и обеспечивает подъезд, в том числе к зданию Областного Собрания Депутатов; площадь предложенного альтернативного места позволяет разместить заявленное организатором число участников публичного мероприятия и при этом обеспечить их безопасность и соблюдение общественного порядка. В этой связи судебная коллегия считает, что проведение заявленного в уведомлении пикетирования на площади у театра драмы позволяло его участникам достигнуть правомерные цели этого мероприятия, в соответствии с их социально-политическим значением.
На основании изложенного судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что право административного истца на проведение публичного мероприятия не было нарушено.
Кроме того, следует отметить, что после получения уведомления о непринятии предложения о переносе места проведения публичного мероприятия к площади у театра драмы им. М.В. Ломоносова административным ответчиком было предложено Секушину Д.Ю. провести пикетирование на площадке у здания государственного автономного учреждения Архангельской области «Молодежный центр», расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. Шубина, д.9, которая также находится в центре города. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны публичного органа имело место активное взаимодействие с организатором публичного мероприятия в целях определения места, времени проведения заявленного публичного мероприятия.
Иные доводы апелляционной жалобы на законность постановленного решения не влияют, сводятся к несогласию с правильными по существу выводами суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то постановленное судом решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО13 – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи И.А. Пыжова
Т.Н. Рудь