Решение по делу № 2а-5356/2019 от 29.07.2019

Дело № 2а-5356 (2019)

32RS0027-01-2019-004771-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2019 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

Председательствующего Сухоруковой Л.В.

При секретаре Ламыкиной В.А.

С участием: представителя прокуратуры г. Брянска Шелаховой М.А., административного истца Денисова О.В., представителя административного истца адвоката по ордеру Руденко В.И., представителя административного ответчика Избирательной комиссии г. Брянска по доверенности Злотника Я.А., представителя Избирательной комиссии Брянской области Володина А.А., специалиста ЭКЦ УМВД России по Брянской области Лысенкова М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Денисова О.В. к Избирательной комиссии города Брянска об оспаривании решения Избирательной комиссии города Брянска об отказе в регистрации Денисову О.В., выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 12, оспаривании итогового протокола проверки подписных листов кандидата,

УСТАНОВИЛ:

08 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, на основании решения Брянского городского Совета народных депутатов от 18 июня 2019 года № 1216, которое опубликовано в муниципальной газете «Брянск» от 20 июня 2019 года.

Итоговым протоколом Избирательной комиссии г. Брянска от 27 июля 2019 года проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» по одномандатному избирательному округу № 12 Денисовым О.В. признаны недостоверными (недействительными) 15 подписей избирателей из 126 заявленных за кандидата. Согласно протокола, усматриваются основания для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта «ж» пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области».

Итоговый протокол получен Денисовым О.В. 28.07.2019 года 11час. 30 мин.

29.07.2019 года Денисов О.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить итоговый протокол Избирательной комиссии г. Брянска от 27.07.2019 года проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» по одномандатному избирательному округу № 12 Денисовым О.В. Признать достоверными подписи избирателей, представленные кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» по одномандатному избирательному округу № 12 Денисовым О.В.

В обоснование заявленных требований указал, что с материалами рабочей группы избирательной комиссии не ознакомлен, все подписи избирателей являются действительными. Отказ в регистрации избирательного объединения нарушает пассивное избирательное право, является основанием для отказа в регистрации кандидата. Все сведения, указанные в подписных листах соответствуют Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации».

Решением избирательной комиссии г. Брянска от 29 июля 2019 года № 30/260 Денисову О.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 12, выдвинутому избирательным объединением «Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области».

01.08.2019 года Денисов О.В. уточнил и дополнил требования административного иска. Указывая на нарушение своих избирательных прав, отсутствие нарушений при оформлении подписных листов, которые являются основанием для отказа регистрации кандидата в депутаты, Денисов О.В. просил суд отменить итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» по одномандатному избирательному округу № 12 Денисовым О.В. от 29 июля 2019 года. Признать достоверными подписи избирателей, представленные кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутым избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» по одномандатному избирательному округу № 12 Денисовым О.В. Отменить решение Избирательной комиссии города Брянска от 29.07.2019 года № 30/260 об отказе в регистрации Денисову О.В., выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 12. Обязать Избирательную комиссию города Брянска зарегистрировать Денисова О.В. кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 12.

В судебном заседании административный истец Денисов О.В., представитель административного истца адвокат по ордеру Руденко В.И. поддержали заявленные требования. Суду пояснили, что подписи избирателей, представленные в подписных листах, не вызывают сомнений в их точности и достоверности, совершены самими избирателями. Комиссией допущены ошибки в запросе в УВМ УМВД России по Брянской области в фамилиях избирателей, подписи которых признаны недействительными, в связи с чем, выявлены ошибки в паспортных данных. Ф., осуществлявшая сбор подписей избирателей за кандидата, на тот момент не являлась членом УИК избирательного участка № 108. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты избирательным объединением не нарушен, поскольку членам регионального отделения ВПО «Родина» были предоставлены все сведения о кандидатах, выдвинутых избирательным объединением.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии города Брянска в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными. Суду пояснил, что оснований для удовлетворения требований Денисова О.В. не имеется, поскольку недействительными признаны 45 подписей, что составляет 35,7% от числа проверяемых подписей. Обстоятельства, свидетельствующие о недействительности подписей избирателей, подтверждены письменными доказательствами. Требования к заполнению подписных листов предусмотрены законом, все неточности и ошибки должны быть оговорены лицами, ставящими свои подписи в подписных листах. ФедоткинаТ.Е., осуществлявшая сбор подписей на 17 подписных листах (34 подписи), не имела права на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, т.к. являлась членом УИК № 108. Просил в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Брянского регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщены.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Брянской области Володин А.А. требования административного иска полагал необоснованными. Просил в иске отказать.

Специалист УВМ УМВД России по Брянской области в судебное заседание не явился. Представлена справка по запросу, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с п. 3 ст. 243 КАС РФ с учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заинтересованного лица, специалиста УВМ УМВД области.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста УМВД России по Брянской области Лысенкова М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение представителя прокуратуры города Брянска Шелаховой М.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, в числе прочих, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом; непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Названным Федеральным законом № 67-ФЗ установлено, что в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи (пункт 1 статьи 38).

Аналогичные требования содержатся в ст. ст. 4, 25 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области (далее – Закон Брянской области).

Согласно решению Избирательной комиссии г. Брянска от 20.06.2019 года № 6/12, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 12 составляет 115 подписей.

Основания для признания подписей недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу подпункта «б», «д» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является, для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные требования содержатся в подпунктах «б», «ж» пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону. Аналогичные требования предусмотрены п. 1 ст. 22 Закона Брянской области.

В соответствии с пунктами 12, 13 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, должен быть заверен подписью кандидата и лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Аналогичные требования предусмотрены пунктами 6.1 и 7 статьи 22 Закона Брянской области.

В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Под адресом места жительства согласно подпункта 5 статьи 2 Федерального закона понимается наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные требования содержатся в пункте 6 статьи 22 Закона Брянской области.

Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, согласно которой данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись (пункт 11 указанной статьи).

Пунктами 2-7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктами 5-14 статьи 24, пунктом 1 статьи 25 Закона Брянской области определены порядок и сроки проведения регистрации кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с п.п. «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, п.п. «б» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3, пунктом 5 указанных норм закона.

В соответствии с подпунктами «г», «е», «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпунктами «в», «д», «е» пункта 11 статьи 24 Закона Брянской области, недействительными признаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями, или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпунктом «ж» пункта 11 статьи 24 Закона Брянской области недействительными признаются, в том числе, все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпунктом «к» пункта 11 статьи 24 Закона Брянской области недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;

Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей установлена в пунктах 3-6.6 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Аналогичные требования предусмотрены п. 5-10 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области», Порядком приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, утв. решением Избирательной комиссии города Брянска от 22.06.2019 года № 6/27.

Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка оплаты изготовления подписных листов, сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, кандидате (кандидатах в составе единого списка кандидатов), лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, уполномоченных представителях избирательного объединения, достоверность подписей, содержащихся в подписных листах, и дат их внесения. По решению соответствующей избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (п. 5 ст. 24 Закона Брянской области).

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 14 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, избирательному объединению составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Согласно п.п. «б», «ж» п. 4 ст. 25 Закона Брянской области основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, для кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", для кандидата, выдвинутого иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 20 настоящего Закона (п.п. «б»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п.п. «ж»).

Как установлено судом, срок на обращение в суд с административным иском, предусмотренный ст. 241 КАС РФ административным истцом не пропущен.

В соответствии с решением избирательной комиссии № 5/3 от 18.06.2019 года на Избирательную комиссию г. Брянска возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Советскому одномандатному избирательному округу № 12 по выборам депутатов Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва.

Судом установлено, что 03.07.2019 года решением Избирательной комиссией г. Брянска № 10/48 был заверен список кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» по одномандатным избирательным округам. В составе списка по одномандатному избирательному округу № 12 Денисов О.В. <дата> рождения.

07.07.2019 года в 13 часов 40 минут Денисов О.В. представил в Избирательную комиссию города Брянска документы для уведомления о выдвижении истца избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 12.

20.07.2019 года в 14 часов 30 минут Денисов О.В. представил в Избирательную комиссию города Брянска документы для регистрации кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу №12 города Брянска, в том числе подписные листы с подписями избирателей, в количестве 126 подписей, на 67 подписных листах, сброшюрованных в одну папку.

26.07.2019 года Рабочей группой по приему и проверке документов, представленных кандидатом в депутаты Денисовым О.В., проверены подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в полном объеме (100%), в соответствии с решением Избирательной комиссии г. Брянска от 20.06.2019 года № 6/25 о количестве проверяемых подписей избирателей в поддержку выдвижения единых списков кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, что подтверждается Итоговым протоколом проверки подписных листов от 27 июля 2019 года в 14 часов 20 минут. О проверке подписей Денисов О.В. был извещен надлежащим образом. Итоговый протокол получен истцом 28.07.2019 года в 11.30. 28.07.2019 года истцу представлены копии материалов рабочей комиссии по проверке подписных листов. 28.07.2019 года Денисов О.В. представил в Избирательную комиссию г. Брянска возражения на выводы рабочей группы по проверке подписных листов, изложенных в итоговом протоколе проверки.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

В соответствии с Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.02.2014 года № 1165 (ред. от 29.05.2019) «Об утверждении схемы одномандатных округов города Брянска по выборам депутатов Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва и её графического изображения», в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 2 статьи 22 Закона Брянской области решением Избирательной комиссии города Брянска от 20.06.2019 года № 6/12 о количестве подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидатов, в том числе, избирательным объединением, по одномандатным округам на выборах депутатов Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, число избирателей по одномандатному избирательному округу № 12 Советского района города Брянска составляет 22886 человек. Для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу необходимо 0,5% подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего округа, что составляет 115 достоверных и действительных подписей избирателей. Предельное количество подписей 126.

Согласно итоговому протоколу и ведомости проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» по одномандатному избирательному округу № 12 Денисова О.В. от 27 июля 2019 года, признаны недостоверными (недействительными) 15 подписей избирателей, из проверенных 126 подписей:

5 подписей в подписных листах №43,47,55,57,59 № строки 1;2;1;1;1 - на основании п.п. «б» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З. Подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;

4 подписи в подписных листах 25,49 № строки 1,2; 1,2 - на основании п.п. «ж» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З. В сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей;

3 подписи в подписных листах 14, 49 - рукописные записи данных об избирателях в строках 1,2 листа 14 выполнены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и не кандидатом; рукописные записи данных об избирателях в строке №2 листа 49 выполнены не кандидатом, не лицом осуществляющим сбор подписей избирателей, и не самим избирателем - на основании п.п. «к» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З. Подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист;

3 подписи в подписных листах №4,33,54,55 в строках №1,2; 1,2; 2; 1 рукописные записи дат в: строках №1,2 листа № 4, выполнены одним лицом; рукописные записи дат в: строках №1,2 листа № 33 выполнены одним лицом; рукописные записи дат в: строке№2 листа № 54, строке №1 листа №55, выполнены одним лицом - на основании п.п. «к» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З. Подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно.

Достоверными признаны 111 подписей.

В протоколе указано на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта «ж» пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области».

Согласно разъяснений, изложенных в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума.

Как следует из справки УВМ УМВД России по Брянской области от 01.08.2019 года № 26/14976, таблицы с результатами проверки сведений в подписных листах о паспортных данных избирателей: З., Т., Ш., Н., А. (подписные листы № 43,47,55,57,59) по фамилии, номеру паспорта, имени, месте регистрации по месту жительства или пребывания сверялись с общефедеральной электронной базой данных «Территория», что предусмотрено Временным регламентом, утв. Приказом МВД России от 26.03.2018 № 1/3167. В отношении остальных граждан, указанных в запросе, данные содержащиеся в подписных листах, соответствуют данным, содержащимся в общефедеральных электронных учетах МВД России.

Административный истец в судебном заседании пояснил, что сведения в паспортных данных избирателей З., Т., Ш., Н., А. (подписные листы № 43,47,55,57,59) о фамилии, номере паспорта, имени, месте регистрации соответствуют действительности, так как ошибки в данных об избирателях были допущены самой избирательной комиссией при направлении запроса в УВМ УМВД. Исправления в подписных листах 25, 49, которые не оговорены, отсутствуют, в связи с чем, не могли повлиять на действительность и достоверность подписей. Заключение экспертов по рукописным записям ничем не подтверждено.

Как пояснил в судебном заседании специалист ЭКЦ УМВД России по Брянской области Лысенков М.В., специалисты ЭКЦ привлекаются Избирательной комиссией к проверке рабочей группой подписных листов, в порядке, установленном ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 24 Закона Брянской области. На специалистов ЭКЦ УМВД, являющегося уполномоченным органом, в данном случае не распространяется закон о государственной экспертной деятельности. Проверка и оценка достоверности подписи избирателей производится визуальным способом исследования. Ведомость проверки подписных листов является заключением специалистов по результатам проверки. Исследованные специалистами ЭКЦ рукописные записи данных об избирателях, записи дат внесения подписей избирателей в указанных подписных листах Денисова О.В. №№ 4,14,33,49,54,55,являются недостоверными, так как совершены не кандидатом, не лицом, собиравшим подписи и не самими избирателями. Выполнены одним лицом, как за себя, так и за другого избирателя без каких – либо оговорок. В связи с чем, ведомость проверки подписных листов является допустимым доказательством.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ указанные справка, таблица, полученные избирательной комиссией в ходе проверки подписей избирателей в подписных листах кандидата в депутаты Денисова О.В. и судом в ходе рассмотрения дела, являются допустимыми доказательствами, поскольку получены в установленном порядке из уполномоченного органа внутренних дел по вопросам миграции, осуществляющего государственный учет избирателей, специалистов ЭКЦ УМВД России по Брянской области, являющихся уполномоченными органами при проведении проверки подписных листов избирателей.

Кроме того, полученные в ходе проверки подписных листов заключения экспертов выполнены в соответствии с разделом III «Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», утв. Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 № 128/986-6.

В соответствии с п. 5 ст. 22 Закона Брянской области № 54-З участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Как установлено избирательной комиссией и следует из материалов дела, лицо, осуществлявшее сбор подписей в 17 подписных листах в поддержку выдвижения Денисова О.В. кандидатом в депутаты папка №1 (подписные листы № 1,2,3,4,5,6.7,8,9,12,13,14,19,20,21,22,39) Ф., является членом участковой избирательной комиссии №108 Советского района г. Брянска, с правом решающего голоса. Данное обстоятельство подтверждается решением территориальной избирательной комиссии г. Брянска от 06.06.2018 года № 48/7, списком членов участковой избирательной комиссии № 108, информацией Избирательной комиссии Брянской области в адрес Избирательной комиссии г. Брянска от 29.07.2019 года исх. № 01-11/1151.

В связи с чем, подписи, собранные с нарушением требований, предусмотренных п. 5 ст. 22 Закона Брянской области № 54-З являются недействительными на основании пп. «и» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области № 54-З.

Общее количество недействительных подписей в поддержку указанного кандидата составило 45 подписей, что составляет 37,5% от числа проверяемых подписей.

Таким образом, Избирательной комиссией установлено, что 45 подписей (37,5%) избирателей в подписных листах являются недействительными. В том числе, 15 подписей избирателей, в связи с допущенными исправлениями и неточностями в дате внесения подписи, не оговоренными самими избирателями, недостоверными сведениями о лице, осуществлявшем сбор подписей, рукописными записями, внесенными не самими избирателями.

Недостаточное количество подписей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в его регистрации на основании пп. «ж» п. 4 ст. 25 Закона Брянской области № 54-З.

В связи с чем, 29 июля 2019 года Избирательной комиссией г. Брянска принято решение № 30/260 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва Денисова О.В. на основании п. п. «б», «ж» п. 4 ст. 25 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области».

Учитывая приведенные требования законодательных актов о гарантиях избирательных прав граждан, проверив основания отказа в регистрации кандидата в депутаты Денисова О.В., исследовав оригиналы и копии подписных листов кандидата в депутаты, представленные на регистрацию, материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным и его отмене, т.к. проверка подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Денисова О.В. в порядке выдвижения избирательным объединением, проведена Избирательной комиссией города Брянска в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 2-7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктами 5-14 статьи 24, пунктом 1 статьи 25 Закона Брянской области.

Установленные законом сведения, которые должны содержаться в итоговом протоколе проверки подписных листов, в случае, если по результатам проведенной проверки имеются основания для отказа в регистрации кандидата, в оспариваемом итоговом протоколе от 27 июля 2019 года содержатся в полном объеме: основания признания подписей недостоверными и недействительными, код нарушения. В ведомости проверки подписных листов содержатся указания на номер папки, номер подписного листа, номер строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей и основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными (код нарушения). Форма итогового протокола соответствует приведенным требованиям закона и Порядку приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, утв. решением Избирательной комиссии города Брянска от 22.06.2019 года № 6/27.

В связи с чем, основания для отмены оспариваемого итогового протокола, принятия нового протокола и признании достоверными подписей избирателей, представленных кандидатом, у суда отсутствуют.

Судом исследованы подлинные подписные листы путем сопоставления со справкой УВМ УМВД России по Брянской области, ведомостью проверки подписных листов от 27.07.2019 года.

Судом установлено, что в подписных листах №43,47,55,57,59 № строки 1;2;1;1;1 указаны сведения об избирателях Т. (номер паспорта №...), Ш. (имя Владимир), Ф.Д. (дата внесения подписи), Н. (фамилия Н.), А. (фамилия А.), не соответствующие действительности. На основании п.п. «б» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З указанные подписи признаются недействительными (5 подписей).

В подписных листах 25,49 № строки 1,2; 1,2 в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления (в годе рождения, в дате рождения), не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. На основании п.п. «ж» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З указанные подписи признаются недействительными (4 подписи).

В подписных листах 14, 49 рукописные записи данных об избирателях в строках 1,2 листа 14 выполнены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и не кандидатом; рукописные записи данных об избирателях в строке №2 подписного листа 49 выполнены не кандидатом, не лицом осуществляющим сбор подписей избирателей, и не самим избирателем. На основании п.п. «к» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З указанные подписи признаются недостоверными (3 подписи).

В подписных листах №4,33,54,55 в строках №1,2; 1,2; 2; 1 рукописные записи дат в: строках №1,2 листа № 4 (К.Н., К.И.), выполнены одним лицом; рукописные записи дат в: строках №1,2 листа № 33 (Б.С., Б.А.) выполнены одним лицом; рукописные записи дат в: строке№2 листа № 54 строке №1 листа №55 (Ф.В., Ф.Д.) выполнены одним лицом, при этом не оговорены лицом, осуществлявшим рукописные записи. На основании п.п. «к» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З указанные подписи признаются недостоверными (3 подписи избирателей, которые выполнены не собственноручно).

С результатами проверки подписных листов, изложенных в итоговом протоколе от 27.07.2019 года, суд соглашается.

Сведения о паспортных данных указанных избирателей, размещенных в общефедеральной системе электронного учета, никем не оспорены. Признание подписей данных избирателей действительными (подписные листы №43,47,55,57,59), по мнению суда, не повлияет на итоговый результат проверки подписных листов Денисова О.В.

Исправления и неточности, допущенные в подписные листах и не оговоренные избирателями, или лицом, осуществлявшим сбор подписей, влечет недействительность такой подписи в силу приведенных требований закона (ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ, ст. 24 Закона Брянской области № 54-З).

Подписи в подписных листах № 1,2,3,4,5,6.7,8,9,12,13,14,19,20,21,22,39 признаются недействительными в силу п. 5 ст. 22 Закона Брянской области № 54-З, поскольку собраны лицом, являющимся членом участковой избирательной комиссии № 108 Советского района г. Брянска.

Таким образом, суд установил, что недействительными являются 45 подписей избирателей, из 126 проверенных подписей.

Данные обстоятельства являются основанием для отказа в регистрации административного истца кандидатом в депутаты на основании п.п. «ж» п. 4 ст. 25 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области».

Доводы истца об отсутствии оснований для отказа в регистрации, по п.п. «б» п. 4 ст. 25 Закона Брянской области № 54-З, в связи с нарушением избирательным объединением п.п. «в» п. 3 ст. 20 Закона Брянской области № 54-З при выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам в г. Брянске, об отсутствии приказа об освобождении специалистов ЭКЦ от работы на период проверки, судом отклоняются, поскольку не имеют правового значения при рассмотрении данного административного спора между Денисовым О.В. и Избирательной комиссией г. Брянска.

Доводы истца об отсутствии письменного заключения экспертов ЭКЦ признаются судом необоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела.

В связи с чем, доводы Денисова О.В. о нарушении Избирательной комиссией города Брянска его избирательных прав при проверке подписных листов избирателей, суд находит необоснованными, противоречащими установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с п. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Учитывая изложенное, административный иск не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 179-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Денисова О.В. к Избирательной комиссии города Брянска об оспаривании решения Избирательной комиссии города Брянска об отказе в регистрации Денисову О.В., выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Брянской области» кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 12, оспаривании итогового протокола проверки подписных листов кандидата, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий Л.В. Сухорукова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 августа 2019 года.

2а-5356/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Денисов Олег Викторович
Ответчики
Избирательная комиссия г.Брянска
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Сухорукова Лада Витальевна
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
16.06.2020Регистрация административного искового заявления
16.06.2020Передача материалов судье
16.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020Дело оформлено
16.06.2020Дело передано в архив
02.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее