дело № 2а-776/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Будённовск 06 июня 2018
Будённовский городской суд Ставропольского края в составе:
судьи Лизак А.А., при секретаре Тучиной Э.В.,
с участием административного истца Сефиева Р.Р.,
представителя административного ответчика военного комиссариата г. Будённовска и Будённовского района Ставропольского края Аджибековой М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сефиева Руслана Рамазановича к военному комиссариату города Будённовска и Будённовского района Ставропольского края (далее – комиссариат) об оспаривании действий должностного лица в связи с отказом освидетельствования по ранее установленному заключению о годности к военной службе,
УСТАНОВИЛ:
Сефиев Р.Р. обратился в Будённовский городской суд с административным исковым заявлением в котором, в частности, указал, что он является военнослужащим запаса в воинском звании старший прапорщик, состоит на воинском учете в комиссариате. До декабря 2017 проходил службу в вооруженных силах Российской Федерации в должности командира взвода специальных работ ремонтной роты (автомобильной техники) войсковой части №. В январе 2018 года он обратился в военный комиссариат с целью направления его на освидетельствование в связи с улучшением его здоровья и дальнейшего призыва на военную службу по контракту.
В феврале он получил ответ военного комиссариата исх. от ДД.ММ.ГГГГ № в котором военный комиссариат отказал ему в направлении на освидетельствование из-за отсутствия у него результатов обследования подтверждающих изменение состояния его здоровья, и пояснил, что необходимо вместе с заявлением предоставить медицинские документы подтверждающие улучшение его здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился с заявлением в военный комиссариат для направления его на повторное освидетельствование в связи тем, что ранее установленный ему диагноз заболевания изменён (пересмотрен), и он признан здоровым. К его заявлению в комиссариат были приложены медицинские заключения врачей в которых прослеживается улучшение его здоровья по раннее установленному военно-врачебной комиссией диагнозу.
В апреле он получил ответ из военного комиссариата исх. от 11.04.2018 г. № 1444, в котором ему было отказано от повторного освидетельствования. В своем ответе военный комиссариат ссылается на Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», и Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В то же самое время комиссариат в своем ответе ссылается на нормативные правовые акты которые, по мнению истца, подтверждают его право на повторное освидетельствование.
В его случае им пройдены обязательные диагностические исследования и есть заключения врачей об улучшении его здоровья по которым он был ранее признан ограниченно годным к военной службе.
Копии медицинских заключений вместе с заявлением о направлении его на повторное освидетельствование в виду улучшения его здоровья были направлены в военный комиссариат для принятия решения о направлении его на повторное освидетельствование. Однако военный комиссариат не направил его на повторное освидетельствование по неизвестным ему причинам.
Анализируя действующее законодательство, Сефиев Р.Р. указывает, что действия военного комиссариата нарушают его право как гражданина Российской Федерации пройти мероприятия по дальнейшему призыву на военную службу по контракту и назначения на воинскую должность в соответствии с Федеральным законодательством.
В связи с этим, Сефиев Р.Р. просил суд признать действия военного комиссариата в отказе прохождения им повторного освидетельствования незаконными, и обязать военный комиссариат направить его на повторное освидетельствование ввиду изменения ранее установленного диагноза заболевания.
В судебном заседании административный истец Сефиев Р.Р. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того он пояснил суду, что он не понимает, что от него хочет комиссариат, поскольку на требование представить им документы, предусмотренные законодательством, он всё представил, но ему всё равно не дают направление на переосвидетельствование.
Представитель административного ответчика Аджибекова М.А. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований поскольку Сефиевым Р.Р. не представлены документы для направления его на повторное освидетельствование. На неоднократный вопрос о том, какие именно документы Сефиев Р.Р. должен был представить помимо тех, которые он уже представлял по требованию комиссариата, представитель административного ответчика не смогла дать внятного ответа.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации - защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом; гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Пунктом 3 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ установлено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В силу п. 4 ст. 52 указанного закона, гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, запрета на переосвидетельствование граждан, имеющих категорию годности к военной службе "В", не содержит.
Согласно абз. 1 п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Согласно абз. 4 п. 8 того же Положения, контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование гражданина раньше установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) либо по инициативе специалистов военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии.
Судом установлено, что согласно заключению военно-врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, старший прапорщик войсковой части № Сефиев Р.Р. был признан В-ограниченно годным к военной службе.
В январе 2018 года Сефиев Р.Р. обратился в комиссариат с целью направления его на освидетельствование в связи с улучшением его здоровья и дальнейшего призыва на военную службу по контракту.
В феврале он получил ответ военного комиссариата исх. от ДД.ММ.ГГГГ № в котором военный комиссариат отказал ему в направлении на освидетельствование из-за отсутствия у него результатов обследования подтверждающих изменение состояния его здоровья, и пояснил, что необходимо вместе с заявлением предоставить медицинские документы подтверждающие улучшение его здоровья.
При этом в ответе перечислены документы, которые необходимо предоставить в соответствии с п. 88 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», в соответствии с которым до начала освидетельствования граждане, ограниченно годные к военной службе, проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое. По медицинским показаниям могут проводиться также другие диагностические исследования.
Согласно заявлению Сефиева Р.Р. от 15.03.2018, вышеуказанные документы и анализы были предоставлены в комиссариат, что подтверждается ответом на данное обращение от 11.04.2018 в котором Сефиеву Р.Р. фактически отказано в повторном освидетельствовании.
Прохождение повторного медицинского освидетельствования необходимо заявителю для изменения категории годности к военной службе и продолжения военной службы по контракту.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
Для проведения освидетельствования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
В соответствии с пунктом 69 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4 статьи 52).
Согласно пунктам 84 и 85 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 данного Положения.
Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
В силу взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.
Указанный закон также закрепляет, что военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
При этом действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Сефиев Р.Р. к заявлению о проведении повторного медицинского освидетельствования приобщил пакет документов предусмотренный п. 88 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 21.04.2018) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». При этом представителем военного комиссариата не представлено доказательств свидетельствующих об обоснованности отказа в выдаче Сефиеву Р.Р. направления на повторное медицинское освидетельствование.
В связи с этим, суд не находит оснований для отказа Сефиеву Р.Р. в удовлетворении его требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░