Решение по делу № 8Г-15288/2021 [88-18369/2021] от 03.06.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18369/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-534/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                             8 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Егоровой Е.С., Руденко Ф.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску                Солдатовой ОВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2, поступившей с делом 3 июня 2021 г., на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 5 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 марта 2021 г.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия

установила:

Солдатова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области (далее УПФР в Светлоярском районе Волгоградской области) о признании решения об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии.

Решением Светлоярского районного суда Волгоградской области                  от 5 октября 2020 г. исковые требования Солдатовой О.В. удовлетворены.

Судом постановлено: «признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области об отказе Солдатовой О.В. в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области включить в специальный трудовой стаж                         Солдатовой О.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 26 августа 1987 г. по 22 августа 1988 г. (00 лет 11 месяцев 27 дней) в должности старшей пионервожатой в Светлоярской средней школе № 1, с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1993 г. (2 года                     1 месяц 00 дней) в должности - старшая пионервожатая в МКОУ «Червленовская средняя школа» Светлоярского района Волгоградской области, в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона                    № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон о страховых пенсиях).

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области назначить Солдатовой О.В. досрочную страховую пенсию по старости с 9 января 2018 г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области в пользу Солдатовой О.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 марта 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Солдатовой О.В. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование доводов указывает, что начало педагогической деятельности                            Солдатовой О.В. имело место с 2 сентября 1995 г., следовательно, нормы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 утратившего силу с 1 октября 1993 г., не применимы. До этого истец не работала на должностях «учителя или другого работника просвещения». Работа в качестве «пионервожатой» и «старшей пионервожатой» не поименована Законом РСФСР от 2 августа 1974 г. «О народном образовании» в качестве педагогической деятельности.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено, что Солдатова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является педагогическим работником.

Согласно данным трудовой книжки, Солдатова О.В. до 26 августа 1987 г. и до 1 сентября 1991 г. не осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР                       от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (далее - Список от 6 сентября 1991 г. № 463).

Согласно трудовой книжки Солдатовой О.В., ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в Светлоярскую среднюю школу в качестве старшей пионервожатой на основании приказа Светлоярского РОНО от 24 августа 1987 г., уволена с работы 22 августа 1988 г. по статье 31 пункта «е» Кодекса законов о труде РСФСР

В период с 1 сентября 1988 г. по 22 июня 1989 г. Солдатова О.В. обучалась в СПТУ г. Волгограда по специальности «оператор ЭВМ», с 22 июня 1989 г. по 1 сентября 1991 г. работала сборщиком микросхем, травильщиком прецизионного травления, к/механиком.

Затем Солдатовой ОВ ДД.ММ.ГГГГ принята в Червлёновскую среднюю школу старшей пионервожатой, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя географии, ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность зам.директора по воспитательной работе, 1 марта 2016 г. переведена на должность учителя географии, 8 июля 2016 г. назначена на должность директора, с 1 декабря 2018 г. переведена на должность учителя географии, где продолжает работать по настоящее время в той же школе.

9 января 2018 г. Солдатова О.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

Решением УПФР в Светлоярском районе Волгоградской области                     от 9 января 2018 г. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической работы. По расчету ответчика в специальный стаж работы истицы включено 22 года 00 месяцев 17 дней.

Не включены в специальный стаж истца периоды работы                                               с 26 августа 1987 г. по 22 августа 1988 г. (00 лет 11 месяцев 27 дней) в должности старшей пионервожатой в Светлоярской средней школе № 1,                     с 1 сентября 1991 г. по 1 сентября 1995 г. (4 года 00 месяцев 01 дней) в должности - старшая пионервожатая в МКОУ «Червленовская средняя школа» Светлоярского района Волгоградской области, поскольку в периоды до указанных дат работы отсутствует работа в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне, утверждённом Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Полагая отказ незаконным, истец обратилась в суд с данным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Солдатовой О.В. о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов её работы                                  с 26 августа 1987 г. по 22 августа 1988 г. в должности старшей пионервожатой в Светлоярской средней школе № 1, с 1 сентября 1991 г.                         по 30 сентября 1993 г. в должности старшей пионервожатой                                                 в МКОУ «Червленовская средняя школа» Светлоярского района Волгоградской области, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, пунктом 2 которого предусмотрена возможность зачёта учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периода работы в качестве штатных пионервожатых при условии выработки на момент обращения за назначением пенсии более 2/3 стажа в учреждениях, должностях, работа в которых даёт право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление                                от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление № 665).

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период                                   с 1 января 2002 г.;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г.                                               по 31 декабря 1999 г. включительно;

    Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачёта в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения                        от 17 декабря 1959 г. № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР                         от 6 сентября 1991 г. № 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачёта таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения                        от 17 декабря 1959 г. № 1397, то есть до 1 января 1992 г., и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г.                  № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из приведённых выше нормативных положений в их взаимосвязи следует, что согласно действующим в спорный период нормативным правовым актам время работы в должности старшей пионервожатой в школе засчитывалось в стаж работы по специальности, в связи с чем при обращении Солдатовой О.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, ей с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не могло быть отказано во включении периода работы в должности старшей пионервожатой с 26 августа 1987 г. по 22 августа 1988 г., с 1 сентября 1991 г.                                   по 30 сентября 1993 г. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Иное приводило бы к снижению уровня пенсионного обеспечения гражданина и к отмене для него права, приобретённого им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого им в конкретных правоотношениях.

Поскольку с учётом периода работы истицы, включённого ответчиком, а также включённого судом первой инстанции, специальный стаж Солдатовой О.В. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (9 января 2018 г.) составляет более 25 лет, то у неё с этого момента возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях как у лица, осуществлявшего педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей.

Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Светлоярского районного суда Волгоградской области                                       от 5 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 марта 2021 г.    оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 - без удовлетворения.

Председательствующий                        Н.Н. Мартынова

Судьи                                    Е.С. Егорова

                                                      Ф.Г. Руденко

8Г-15288/2021 [88-18369/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Солдатова Ольга Владимировна
Ответчики
ГУ-Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2
Другие
Солодская Наталья Константиновна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Мартынова Н. Н.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
08.07.2021Судебное заседание
08.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее