УИД <номер>
Адм. дело № 2а-39/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное 10 февраля 2021 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Завгородневой Ю.Н.,
при секретаре Куликовой С.А.,
с участием помощника прокурора Целинного района Федорищева Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Целинного района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинного района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на Интернет-сайте:
<данные изъяты> запрещенной к распространению.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что прокуратурой района осуществлен мониторинг сети Интернет, по результатам которого выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по вышеназванному URL-адресу изображений нацистской символики, фашистской идеологии и лидера фашистской Германии А. Гитлера, а также изображение президента РФ В.В. Путина на фоне нацистской символики с атрибутами внешности А. Гитлера.
Указанная информация носит противоправный характер. За совершение указанных действий действующим законодательством предусмотрена как административная ответственность по ст. 20.3 КоАП РФ, так и уголовная ответственность по ст. 280 УК РФ.
Сведения, размещенные на данном интернет-сайте, нарушают нормы Федерального закона от 19.05.1995 №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», в соответствии с которым в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Вход на сайты свободный, страницы сайтов являются открытыми, на данных страницах размещена информация в виде изображений, а также текста, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанные Интернет-ресурсы доступны для неограниченного круга лиц.
Вместе с тем, действующим законодательством запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Поскольку информация, содержащая изображения нацистской символики, фашистской идеологии и лидера фашистской Германии А. Гитлера, а также изображение президента РФ В.В. Путина на фоне нацистской символики с атрибутами внешности А. Гитлера прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
Таким образом, для ограничения доступа к такой информации Роскомнадзором в установленном порядке требуется признание информации, содержащей символы нацистской символики, по URL-адресу: <данные изъяты> запрещенной к распространению.
Установить владельцев сайтов посредством сервиса «Информация об IP адресе или домене» на сайте https://2ip.ru/ не представилось возможным ввиду регистрации сайтов (доменного имени) за пределами Российской Федерации. Указанные интернет ресурс не включен в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается их отсутствием в соответствующем реестре на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций https://eais.rkn.gov.ru.
В судебном заседании помощник прокурора Целинного района Федорищев Р.И. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, об отложении судебного заседания не просил, представил письменный отзыв, в котором указал, что информация, размещенная в сети Интернет на странице:
<данные изъяты> - доступна, в Единый реестр не включена, в связи с чем, оставляет решение по делу на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора Целинного района Федорищева Р.И., оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положений ст. 1 КАС РФ, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 1 Постановления Пленума от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в порядке административного судопроизводства рассматриваются, в том числе дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К таким относятся и вытекающие из публичных правоотношений дела о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, в связи с нарушением установленных законодательством Российской Федерации запретов в целях защиты прав граждан.
В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Федерального закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 указанного Федерального закона).
Анализ положений статей 9, 10 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации, в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу частей 1, 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судом установлено, что прокуратурой Целинного района Алтайского края по результатам осуществленного мониторинга сети Интернет выявлен факт размещения изображений нацистской символики, фашистской идеологии и лидера фашистской Германии А. Гитлера, помимо этого на данной странице использовано изображение президента РФ В.В. Путина на фоне нацистской символики с атрибутами внешности А. Гитлера в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по следующему URL-адресу: <данные изъяты>
Сведения, размещенные на данном интернет-сайте нарушают нормы Федерального закона от 19.05.1995 №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», в соответствии с которым в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
Статьей 280 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Как следует из представленных прокурором доказательств, на Интернет-сайте, размещенном по адресу:
<данные изъяты>, в свободном доступе находятся изображения нацистской символики, фашистской идеологии и лидера фашистской Германии А. Гитлера, помимо этого на данной странице использовано изображение президента РФ В.В. Путина на фоне нацистской символики с атрибутами внешности А. Гитлера.
Размещенная информация, по мнению суда, носит противоправный характер, поскольку ее изображения недвусмысленно демонстрирует нацистскую символику, а также побуждают неопределенный круг лиц к возможному совершению правонарушений и преступлений, предусмотренных статьями 20.3 КоАП РФ, 280 УК РФ.
Судом установлено, что на дату рассмотрения дела вышеуказанные ресурсы находятся в свободном доступе в сети «Интернет», не содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается соответствующими скриншотами, распечатками Интернет-страниц указанных сайтов, актом осмотра Интернет-сайта.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым административные исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края удовлетворить, признать информацию, распространяемую путем свободного доступа в сети Интернет на Интернет-сайте, размещенном по адресу:
<данные изъяты>, - запрещенной к распространению в Российской Федерации, что является основанием для внесения ее в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░-░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░ URL–░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.02.2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░