Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Измалкова А.В.,
при секретаре Симаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах Российской Федерации, к МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое о понуждении к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое о понуждении к определенным действиям, мотивируя тем, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, а также соблюдения их прав на получение образования. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309, в МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое не обеспечено создание инвалидам условий доступности оказания образовательных услуг, а именно – наличие при входе в объект вывески с наименованием образовательной организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Просил обязать МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое обеспечить наличие на здании МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое вывески с наименованием образовательной организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебном заседании заместитель прокурора Липецкого района Липецкой области советник юстиции Пахомова С.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Заведующая МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое Тарлыкова Е.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны. Пояснила, что в настоящее время заключены договоры на изготовление вывесок, которые по мере выполнения работ будут размещены на фасаде здания образовательного учреждения.
Выслушав объяснения заместителя прокурора Липецкого района Липецкой области, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность, в том числе, дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Согласно статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
На основании части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации и др.
В соответствии с частью 7 вышеуказанной статьи Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ установлено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии с пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в том числе наличие при входе в объект образования вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, а также соблюдения их прав на получение образования, по итогам которой оставлен акт от 25.04.2019.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309, в МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое не обеспечено создание инвалидам условий доступности оказания образовательных услуг, а именно – наличие при входе в объект вывески с наименованием образовательной организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что также следует из фотоматериалов, имеющихся в материалах настоящего дела.
Отсутствие указанных условий доступности оказываемых услуг влечет нарушение прав инвалидов, детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, услугам в сфере образования.
Суд принимает во внимание, что ответчиком был заключен договор (от 20.05.2019 № с ООО «<данные изъяты>») на изготовление тактильной вывески и мнемосхемы.
Однако, доказательств наличия (размещения) при входе в образовательную организацию вывески с наименованием образовательной организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а равно доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком не представлено, тогда как в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
У суда не имеется оснований сомневаться в волеизъявлении ответчика, так как признание им заявленных требований, было сделано в ходе судебного заседания при рассмотрении дела, изложено в письменном виде, судом ответчику разъяснены последствия, связанные с признанием иска.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
С учетом поступившего в суд письменного заявления представителя ответчика, суд принимает признание им исковых требований, поскольку такое признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При изложенных обстоятельствах, суд находит требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах Российской Федерации, к МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда - одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.
Судом установлено, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, с ответчика в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах Российской Федерации, к МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое о понуждении к определенным действиям - удовлетворить.
Обязать МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу оборудовать здание МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое вывеской с наименованием образовательной организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Взыскать с МБДОУ детский сад «Ручек» с. Троицкое в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.В. Измалков
Решение в окончательной форме изготовлено: 04.06.2019.