Дело № 3а-276/2016
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 15 августа 2016 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малова С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Малов С.В. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства торгово-выставочного центра строительных материалов и технологий строительства с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в районе дома №<данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление обосновано следующим: Малов С.В. является одним из арендаторов указанного земельного участка на основании договора №№ аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, со множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия арендодателя земельного участка осуществляет МКУ «Агентство по аренде земельных участков в городе Ярославле». В соответствии с условиями договора аренды арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Административным истцом произведена оценка рыночной стоимости указанного земельного участка. Согласно отчету оценщика Зайцевой Н.С. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебное заседание Малов С.В. не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, административный иск поддержан.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» представлен отзыв на заявление, в котором учреждение оставляет определение достоверности рыночной стоимости объекта недвижимости на усмотрение суда. Указано, что кадастровая стоимость земельного участка определена с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, а с ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка.
Управлением Росреестра по Ярославской области представлен отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо оставляет вопрос об удовлетворении заявления на усмотрение суда. Замечаний к отчету оценки рыночной стоимости земельного участка заинтересованное лицо не высказало.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в отзыве на заявление просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Возражал против требований административного истца, представив замечания на отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Иные участники процесса представителей в суд не направили, мнения по заявлению не представили.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, привлеченных к участию в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что Малов С.В. является соарендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства торгово-выставочного центра строительных материалов и технологий строительства с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Малов С.В. в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, одним из арендаторов которого он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Административным истцом представлен отчет №№ оценщика ФИО 1 оценки рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, опровергнуты доказательствами административного истца.
С учетом представленных письменных пояснений оценщика ФИО 1, суд отмечает, что указанные заинтересованным лицом замечания являются несущественными, не влияющими на установленную рыночную стоимость земельного участка.
Данный вывод подтвержден также экспертным заключением №№ от ДД.ММ.ГГГГ на отчет оценки рыночной стоимости земельного участка, согласно которого отчет оценки рыночной стоимости земельного участка соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации. Проведенная экспертиза подтвердила итоговую рыночную стоимость объекта оценки.
В силу изложенного основания сомневаться в обоснованности представленного административным истцом отчета оценки рыночной стоимости земельного участка отсутствуют. В подтверждение своих возражений, а также в доказательство иного размера рыночной стоимости земельного участка административного истца Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области доказательств не представлено.
Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Датой подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения физического лица с заявлением в суд об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости, то есть – ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года №704-п утверждены результаты новой кадастровой стоимости земель поселений города Ярославля, в том числе и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Новая кадастровая стоимость применяется для арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Малова С.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства торгово-выставочного центра строительных материалов и технологий строительства с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.