Дело № 3а-23/2021
УИД 19OS0000-01-2020-000163-97
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Абакан 4 февраля 2021 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дутовой Софьи Леонидовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Дутова С.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью объекта недвижимости с кадастровым номером №, просит установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости на основании приложенного отчета об оценке.
Определением суда от 28 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика Минимущества Республики Хакасия ФИО9 не возражала против удовлетворения административного искового заявления.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия, заинтересованного лица администрации г. Саяногорска, извещенные надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовали.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП» Синюкина И.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве указала, что право административного истца на установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества не оспаривается.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что Дутовой С.Л. принадлежит на праве собственности объект недвижимости, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
На основании пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. № 64-ЗРХ установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 г.
Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № №, утвержденным 14 февраля 2019 г. филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия, определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 19 615 149,79 руб. по состоянию на 14 февраля 2019 г.
При определении кадастровой стоимости использовано значение среднего/минимального удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27 октября 2016 г. № 020-146-п.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной и нарушает права плательщика налога, 28 декабря 2020 г. Дутова С.Л. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость объекта недвижимости, административный истец представил отчет, выполненный ООО «Экспертиза и оценка собственности» (оценщик Чигрина Г.В.).
Согласно отчету от 3 декабря 2020 г. № 218/20 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на 14 февраля 2019 г. составляет 10 398 000 (десять миллионов триста девяносто восемь тысяч) руб.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Суд полагает возможным принять отчет от 3 декабря 2020 г. № 218/20 в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, поскольку он составлен оценщиком, имеющим специальное образование, квалификационный аттестат в области «Оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков; отчет содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на использованные при проведении оценки материалы, отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы оценщика понятны и соответствуют поставленному на его разрешение вопросу.
Возражений относительно достоверности определенной в отчете стоимости объекта недвижимости и его соответствия требованиям законодательства лицами, участвующими в деле, не заявлено.
При таких обстоятельствах суд находит, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 14 февраля 2019 г. превышала его рыночную стоимость, в связи с чем признает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Часть 3 статьи 24.20 Федерального закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходится к выводу о том, что имеются основания для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 10 398 000 (десять миллионов триста девяносто восемь тысяч) руб. по состоянию на 14 февраля 2019 г.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Дутовой Софьи Леонидовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 14 февраля 2019 г. в размере 10 398 000 (десять миллионов триста девяносто восемь тысяч) рублей.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Л. Петрова
В окончательной форме решение изготовлено 8 февраля 2021 г.