Дело №2а-35/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г. Няндома 16 января 2020 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
при помощнике судьи Завариной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кириченко Е.Р. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС №5) обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к Кириченко Е.Р. о взыскании задолженности по налогам и пени, указав в обоснование, что 4 марта 2019 года мировым судьей судебного участка №2 Няндомского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени на сумму 36678,23 рублей. 15 октября 2019 года данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника. Административный ответчик имел в собственности транспортное средство DAF 95, государственный регистрационный знак №, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год ответчику начислены пени за период с 4.12.2018 по 17.12.2018 по транспортному налогу в сумме 128,23 рублей. В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд, требования налогоплательщиком самостоятельно не исполнены. Просит взыскать с Кириченко Е.Р. в доход государства задолженность в общей сумме 36678 рублей 23 копеек, в том числе транспортный налог за 2017 год в размере 36550 рублей; пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 17 декабря 2018 года в размере 128 рублей 23 копейки.
Представитель административного истца МИФНС №5 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административный ответчик Кириченко Е.Р. в судебное заседание не явился, согласно телефонному сообщению просил о рассмотрении административного дела без его участия, с иском не согласен.
Представитель административного ответчика Малыгин М.А. в судебное заседание не явился, согласно телефонному сообщению просил о рассмотрении административного дела без его участия, с иском не согласен.
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 8, 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1 - 3 статьи 75 Кодекса налогоплательщик должен выплатить пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что Кириченко Е.Р. являлся плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению в 2017 году административному ответчику принадлежало транспортное средство DAF 95, государственный регистрационный знак О 523 АК 76.
МИФНС №5 в адрес административного ответчика выставлялось требование № от 18 декабря 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год (срок уплаты 3.12.2018г.) в размере 36550 рублей, пени по транспортному налогу в размере 128 рублей 23 копейки, срок исполнения требования до 28 января 2019 года.
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 25 февраля 2019 года, то есть в установленный законном шестимесячный срок, с момента истечения срока исполнения требования.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 2 Няндомского судебного района Архангельской области от 4 марта 2019 года с Кириченко Е.Р. в доход государства была взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 36550 рублей; пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 17 декабря 2018 года в размере 128 рублей 23 копеек.
На основании определения мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Няндомского судебного района Архангельской области от 15 октября 2019 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от Кириченко Е.Р.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился с настоящим административным иском 29 ноября 2019 года, то есть в установленный законом срок, для взыскания задолженности.
Административный ответчик доказательств уплаты транспортного налога и пени в заявленном или ином размере не представил.
Материалами административного дела подтверждается регистрация за административным ответчиком транспортного средства DAF 95, государственный регистрационный знак № в налоговый период 2017 года, исчисление суммы налога произведено в соответствии с положениями ст. 362 НК РФ, регистрация транспортного средства за ответчиком прекращена ДД.ММ.ГГГГ.
В материалы административного дела представителем административного ответчика представлен контррасчет, в котором указано, что автомобиль выбыл из собственности ответчика ДД.ММ.ГГГГ, следовательно находился в собственности в 2017 году 4 месяца, в связи с чем размер налога за 4 месяца составляет 12183 рубля 33 копейки; размер пени 42 рубля 74 копейки.
В материалах приказного производства имеется договор купли-продажи транспортного средства DAF 95, государственный регистрационный знак №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между продавцом Кириченко Е.Р. и покупателем ФИО3
Вместе с тем суд не соглашается с доводами представителя ответчика о наличии оснований для уменьшения суммы исчисленного транспортного налога за 2017 год и пени в связи с отчуждением ответчиком транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ.
Так, в силу части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 362 Налогового кодекса, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Факт реализации, либо утраты транспортных средств в отсутствие данных о снятии их с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ранее снятия указанного транспортного средства с регистрационного учета у налогового органа не имеется оснований для исключения его из объектов налогообложения, в связи с чем требование налогового органа об оплате обязательных платежей и санкций за 12 месяцев 2017 года являются законными и обоснованными.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, с учетом ч. 6 ст. 289 КАС РФ, суд приходит к выводу о полном удовлетворении требований МИФНС №5.
В соответствии со ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1300 рублей 35 копеек в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кириченко Е.Р. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Кириченко Е.Р., проживающего по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 36550 рублей (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК - 18210604012021000110); пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 17 декабря 2018 года в размере 128 рублей 23 копейки (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК–18210604012022100110); всего 36678 (Тридцать шесть тысяч шестьсот семьдесят восемь) рублей 23 копейки.
Взыскать с Кириченко Е.Р. в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 1300 рублей 35 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев