дело №а-1333/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 ноября 2021 года <адрес>
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан к Собранию депутатов МО «сельсовет Каякентский» <адрес> Республики Дагестан о признании бездействия незаконным и обязании внести изменения и дополнения в Устав МО «сельсовет Каякентский» <адрес>,
установил:
<адрес> обратился в суд с указанным административным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального и республиканского законодательства, в ходе которой установлено, что отдельные положения устава МО «сельсовет Каякентский», принятого решением Собрания депутатов МО «сельсовет Каякентский» ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ, находятся в несоответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131-ФЗ), а именно:
- ст. 7 Устава следует дополнить пунктом 16 содержанием пункта 18 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 241-ФЗ) и пунктом 17 содержанием пункта 19 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ №131-ФЗ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №464-ФЗ);
- ст. 18 Устава следует дополнить пунктом содержанием ч. 8.1 ст. 27 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №236-ФЗ);
- п. 5 ст. 19 Устава следует привести в соответствие с ч. 5 ст. 28 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ);
-п. 1 ст. 20 Устава следует привести в соответствие с ч. 1 ст. 29 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ), а также дополнить новым пунктом содержанием абзаца 5 ч. 2 ст. 29 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ);
- п. 2 ст. 21 Устава следует привести в соответствие с ч. 2 ст. 31 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ), п. 3 ст. 21 Устава в соответствие с п. 3 ч. 3 ст. 31 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ), п. 5 ст. 21 Устава в соответствие с ч. 5 ст. 31 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ);
- п. 6 ст. 23 Устава следует дополнить подпунктом содержанием п. 4.1 ч. 6 ст. 27.1 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ);
- подпункт 7 п. 1 ст. 31 Устава следует привести в соответствие с п. 7 ч. 10 ст. 40 ФЗ №131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ);
- подпункт 9 п. 1 ст. 34 Устава следует привести в соответствие с п. 8 ч. 6 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ);
- пункт 2 ст. 38 Устава следует привести в соответствие с ч. 2 ст. 17.1 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ);
- ст. 45 Устава следует дополнить пунктом в соответствие с ч.6.1 ст.7 ФЗ №131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ);
- пункты 6 и 7 ст. 47 Устава следует привести в соответствие с ч.ч. 4 и 5 ст. 46 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 363-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ);
- ст. 61 Устава следует привести в соответствие со ст. 56 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 370-ФЗ);
- с учетом введенных изменений в ст. 26.1 «Инициативные проекты» Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 56.1 «Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов» (введены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ) дополнить Устав соответствующими статьями.
Согласно ч. 9 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ приведение Устава муниципального образования в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Однако в нарушение изложенного, Устав МО «сельсовет Каякентский» <адрес> в установленный срок не приведен в соответствие с ч. 5 ст. 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, вследствие чего приведенные выше положения Устава муниципального образования находятся в несоответствии с указанными нормами ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ.
Просит признать бездействие Собрания депутатов МО «сельсовет Каякентский» <адрес>, выразившееся в неприведении Устава муниципального образования, принятого решением Собрания депутатов МО «сельсовет Каякентский» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 241-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 464-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ) от ДД.ММ.ГГГГ № 370-ФЗ), незаконным.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования привести устав МО «сельсовет Каякентский» <адрес>, принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Каякентский» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 241-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 464-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 370-ФЗ ), путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «сельсовет Каякентский», а также регистрации этих изменений в Управлении Министерства юстиции РФ в установленном законом порядке.
Представитель административного истца, будучи надлежаще уведомлен о месте и времени судебного заседания, не явился. <адрес> через канцелярию суда обратился с ходатайством, в котором просит административные исковые требования удовлетворить в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры района.
Административный ответчик - Собрание депутатов МО «сельсовет Каякентский» <адрес>, будучи надлежаще уведомлен о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направил, не известил суд о причинах его неявки.
Заинтересованное лицо- администрация МО «сельсовет Каякентский» будучи надлежаще уведомлен о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направил, не известил суд о причинах его неявки.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>.
Согласно ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входит с том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения - нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.
Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.
Как следует из представленных материалов, во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» и указания прокурора Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании поручения Прокуратуры РД от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что отдельные положения устава МО «сельсовет Каякентский», принятого решением Собрания депутатов МО «сельсовет Каякентский» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131-ФЗ), а именно:
- ст. 7 Устава не дополнен пункт 16 содержанием пункта 18 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 241-ФЗ) и пунктом 17 содержанием пункта 19 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ №131-ФЗ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 464-ФЗ);
- ст. 18 Устава следует не дополнен пунктом содержанием ч. 8.1 ст. 27 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №236-ФЗ);
- п. 5 ст. 19 Устава следует привести в соответствие с ч. 5 ст. 28 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ);
-п. 1 ст. 20 Устава не приведен в соответствие с ч. 1 ст. 29 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ), не дополнен новым пунктом содержанием абзаца 5 ч. 2 ст. 29 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ);
- п. 2 ст. 21 Устава не приведен в соответствие с ч. 2 ст. 31 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ), п. 3 ст. 21 Устава в соответствие с п. 3 ч. 3 ст. 31 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ), п. 5 ст. 21 Устава в соответствие с ч. 5 ст. 31 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ);
- п. 6 ст. 23 Устава не дополнен подпунктом содержанием п. 4.1 ч. 6 ст. 27.1 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ);
- подпункт 7 п. 1 ст. 31 Устава не приведен в соответствие с п. 7 ч. 10 ст. 40 ФЗ №131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ);
- подпункт 9 п. 1 ст. 34 Устава не приведен в соответствие с п. 8 ч. 6 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ);
- пункт 2 ст. 38 Устава не приведен в соответствие с ч. 2 ст. 17.1 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ);
- ст. 45 Устава не дополнен пунктом в соответствие с ч. 6.1 ст. 7 ФЗ №131-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ);
- пункты 6 и 7 ст. 47 Устава не приведены в соответствие с ч.ч. 4 и 5 ст. 46 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 363-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ);
- ст. 61 Устава не приведен в соответствие со ст. 56 ФЗ № 131-ФЗ (в ред. ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 370-ФЗ);
- с учетом введенных изменений в ФЗ № 131-ФЗ ст. 26.1 «Инициативные проекты» и ст. 56.1 «Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов» (введены ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ) Устав не дополнен соответствующими статьями.
Как следует из справки старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проверки соответствия закону уставов муниципальных образований <адрес>», Устав МО «сельсовет Каякентский» в установленный законом срок не приведен в соответствие с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 241-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 370-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 464-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ), вследствие чего положения Устава муниципального образования не соответствуют указанным нормам.
Согласно ч. 9 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ приведение Устава муниципального образования в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Исследование Устава МО «сельсовет Каякентский» указывает на то, что Устав МО «сельсовет Каякентский» <адрес> в установленный срок в соответствие с ч. 5 ст. 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ не приведен, соответствующие изменения и дополнения в него не внесены, вследствие чего приведенные выше положения Устава муниципального образования не соответствует указанным нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ.
Таким образом, доводы административного истца о том, что Устав МО «сельсовет Каякентский» <адрес> не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, вследствие чего отдельные его положения находятся в противоречии с федеральным законодательством, нашли свое подтверждение в исследованных в судебном заседании письменных доказательствах, в связи с чем административное исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора <адрес> Республики ФИО3 удовлетворить.
Признать бездействие Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Каякентский» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неприведении Устава муниципального образования, принятого решением Собрания депутатов МО «сельсовет Каякентский» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 241-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 464-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 370-ФЗ), незаконным.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования «сельсовет Каякентский» привести Устав МО «сельсовет Каякентский» <адрес> Республики Дагестан, принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Каякентский» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 241-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 464-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 370-ФЗ, путем внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования «сельсовет Каякентский», а также регистрации этих изменений в Управлении Министерства юстиции РФ по <адрес> в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.<адрес>
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.