Производство № 2а-274/2021
УИД 67RS0003-01-2020-004866-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Волковой О.А.,
при секретаре Петровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области к Зайцеву Вячеславу Александровичу о взыскании пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Смоленской области, уточнив требования, обратилась в суд с административным иском к Зайцеву В.А. о взыскании пени, указав, что ответчик является собственником объектов недвижимости, в том числе жилых и нежилых строений и земельных участков, в связи с чем, в силу закона обязан оплачивать установленные налоги. Однако начисленные налоги в установленные сроки Зайцевым В.А. не оплачены, требование об их уплате, ответчиком проигнорировано, в связи с чем, начислены пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 646,16 руб., земельному налогу в сумме 47 989,06 руб. Всего 51 635,22 руб. Просит взыскать с ответчика указанную сумму.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области не явился, в письменном заявлении требования иска поддержали, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Одновременно просят восстановить срок на подачу иска, поскольку он пропущен по уважительной причине.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, ранее указал, что пени в сумме 47 989,06 руб. исчислены налоговым органом за неуплату земельного налога за земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. При этом считает, что кадастровая стоимость данного участка, из которой произведено начисление налога -8 635 341,35 руб. завышена и по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 29.11.2018 определена в сумме 2 712 429 руб. Полагает, что именно с указанной стоимости должен исчисляться налог. С размером пени по налогу физических лиц согласен.
При таких обстоятельствах, суд, на основании ст. ст. 150, 289 КАС РФ, определил, что неявка сторон не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В судебном заседании установлено, что Зайцев В.А. является собственником объектов недвижимости, в том числе жилых и нежилых строений и земельных участков, в связи с чем, в силу закона обязан оплачивать установленные налоги.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино- место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2015) не позднее 1 декабря года. Следующего за истекшим налоговым периодом (за налоговые периодов. Начиная с 1 января 2015 года) (ст. 409 НК РФ).
В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ).
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в ст. 75 НК РФ.
Административному ответчику как собственнику объектов недвижимости исчислен налог на имущество физических лиц и земельный налог, которые налогоплательщиком не оплачены в установленные сроки, требование № 14136 от 17.03.2019 об уплате налога ответчиком в полном объеме не испонено, в связи с чем, Инспекцией начислены пени в размере 51 635,22 руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц в размере 3 646,16 руб., земельному налогу в сумме 47 989,06 руб.
Ранее ответчик в судебном заседании, против удовлетворения требований по взысканию пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 646,16 руб. не возражал. Однако требование о взыскании пени по земельному налогу в сумме 47 989,06 руб. не признал, сославшись на неверное определение административным истцом налоговой базы для исчисления налога по земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ст. 391 НК РФ).
Судом установлено, что административный ответчик с 15.08.2008 по 03.05.2017 является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для нужд промышленности.
29.11.2018 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области по заявлению Зайцева В.А. принято решение об определении кадастровой стоимости участка в размере рыночной равной 2 712 429 руб.
Поскольку исчисление земельного налога произведено налоговым органом по кадастровой стоимости в размере 8 635 341,35 руб., Зайцев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о перерасчете земельного налога за периоды 2015-2017 годы.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 3.07.2019 истцу отказано в удовлетворении его требований.
При этом судом установлено, что 25.08.2016, 26.12.2017, 23.06.2018 Зайцеву В.А. направлялись налоговые уведомления об уплате земельного налога за периоды 2015-2017 годы в отношении вышеуказанного земельного участка, исчисленные из кадастровой стоимости участка равной 8 635 341,35 руб. Стоимость определена в 2012 году в рамках выполнения работ по актуализации государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Смоленской области. Результаты работ были сформированы в отчет и утверждены Постановлением Администрации Смоленской области от 16.01.2013 № 2 «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области», вступившим в законную силу с 01.01.2014. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 8 635 341,35 руб. внесены в ЕГРН 10.01.2014, переданы в налоговые органы, исчисление налога производилось исходя из данной стоимости, сведений о другой стоимости объекта недвижимости в налоговых органах не имелось.
Указанное решение вступило в законную силу и является преюдициальным при разрешении доводов административного ответчика, в связи с чем, его доводы о распространении новой стоимости объекта на налоговые отношения периодов до 2018 года по исчислению земельного налога, суд признает несостоятельными, а налоговым органом при исчислении такого налога обоснованно применена кадастровая стоимость в размере 8 635 341 руб., сведения о которой поступили в Инспекцию в порядке ст. 85 НК РФ.
Таким образом, в судебном заседании установлена несвоевременная оплата административным ответчиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем, пени начислены правомерно.
Ответчик доказательств погашения указанной суммы задолженности не предоставил, сумма задолженности в части пени в соответствии со ст. 75 НК РФ, подлежит взысканию с Зайцева В.А. в пользу административного истца.
При этом суд удовлетворяет ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего иска в суд.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее по тексту - заявление о взыскании) подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ:
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
21.10.2019 года мировым судьей судебного участка № 53 в г. Смоленске вынесен судебный приказ о взыскании с Зайцева В.А. пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 3 646,16 руб. и земельному налогу в размере 47 989,06 руб., который отменен 24.10.2019 в связи с поступившими от должника возражениями.
Вместе с тем, с административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился в суд 23.09.2020, т.е. за пределами срока, установленного ст. 48 НК РФ.
Истец просит восстановить срок на подачу административного иска, указав, что копия постановления об отмене судебного приказа получена истцом лишь 28.05.2020, после чего подано заявление в суд.
В силу положений ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Исходя из доводов административного истца, принимая во внимание, что определение об отмене судебного приказа получено Инспекции лишь в мае 2020 года (л.д. 23). При этом в суд общей юрисдикции истец обратился в шестимесячный срок после получения судебного акта, сведений о получении определения в более ранние сроки материалы дела, в том числе и по вынесению судебного приказа № 2а-4611/19-53 не содержат, в связи с чем, суд считает, что срок пропущен истцом по уважительной причине подлежит восстановлению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области к Зайцеву Вячеславу Александровичу удовлетворить.
Взыскать с Зайцева Вячеслава Александровича в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 646,16 руб., по земельному налогу в сумме 47 989,06 руб.
Взыскать с Зайцева Вячеслава Александровича в доход бюджета муниципального образования города Смоленска государственную пошлину в размере 1 749,06 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья О.А. Волкова