№2-2433/2019 подлинник
24RS0017-01-2019-001208-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 18 декабря 2019 г.
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Хвалько О.П.,
при секретаре – Паршиной О.А.,
с участием:
помощника прокурора Железнодорожного района г. Красноярска – Самусевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Железнодорожного района г. Красноярска к Достовалову Александру Владимировичу, Достоваловой Надежде Юрьевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Достоваловой Вероники Владимировны, о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
по встречному иску Достовалова Александра Владимировича, Достоваловой Надежды Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Достоваловой Вероники Владимировны к администрации г. Красноярска, администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Железнодорожного района в г. Красноярске обратилась в суд с иском к Достовалову А.В., Достоваловой Н.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Достоваловой В.В., в котором просила признать Достовалова А.В., Достовалову Н.Ю. и ее несовершеннолетнего ребенка - Достовалову В.В. не приобретшими право пользования муниципальным жилым помещением в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>И <адрес>, выселении из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства.
Требования мотивированы тем, что жилое помещение - <адрес> по адресу: <адрес>И, является муниципальной собственностью, право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием 18.01.2019 года. Согласно выписке из домовой книги финансово-лицевого счёта на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>И, комната №, по указанному адресу зарегистрированы: Достовалова Н.Ю., Достовалов А.В., Достовалова В.В. В качестве основания регистрации указано - заявление, однако каких - либо документов, подтверждающих законное право на вселение в спорное жилое помещение, ответчиками не представлено, ответчики на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации Железнодорожного района г. Красноярска не состоят, спорное жилое помещение ответчикам на условиях договора социального найма не предоставлялось.
В свою очередь Достовалов А.В., Достовалова Н.Ю., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Достоваловой В.В., предъявили к администрации Железнодорожного района г.Красноярска и администрации г.Красноярска встречный иск о признании права пользования квартирой 20 в <адрес> в г.Красноярске на условиях договора социального найма. В обоснование требований указали, что спорное жилое помещение было предоставлено Красноярским филиалом Открытого акционерного общества «Сельэлектрострой» на основании договора найма от 15.10.2007 года супругу Достоваловой Н.Ю. – Достовалову В.М. для проживания семьи, в том числе ребенка – Достовалова А.В. Достовалова В.В. проживает в квартире с момента рождения. Начиная с 2007 года и по настоящее время Достовалова Н.Ю., Достовалов А.В., а Достовалова В.В. с 2008 года, проживают в спорном жилом помещении. Таким образом, у них сложились фактические отношения по социальному найму, поскольку они проживали в квартире, несли расходы на оплату жилищных и коммунальных услуг, несмотря на то, что письменный договор социального найма не был оформлен. Поскольку ранее, спорное жилое помещение было предоставлено Достовалову В.М. в связи с трудовыми отношениями, в настоящее время статус служебного утрачен, полагают, что по настоящее время они проживают в квартире на условиях социального найма.
В судебном заседании представитель истца/ответчика администрации Железнодорожного района г. Красноярска – Таранцова Ю.П. (полномочия проверены), заявленные исковые требования администрации Железнодорожного района г. Красноярска поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ответчики до настоящего времени занимают спорную комнату в общежитии, от освобождения жилого помещения уклоняются. Встречные исковые требования Достовалова А.В., Достоваловой Н.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Достоваловой В.В. не признала, указав на отсутствие законных оснований для признания за ответчиками/истцами права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Также указала, что спорное жилое помещение находилось в муниципальной собственности с момента принятия Верховным Советом РФ постановления от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, но было незаконно включено в план приватизации ОАО «Сельэлектрострой», длительное время длились судебные споры относительно отдельных квартир в данном доме, по итогам Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа отменены решения Арбитражного суда Красноярского края, которым признано право собственности АО «Сельэлектрострой» на отдельные квартиры в доме в порядке приобретательной давности, после чего право собственности на спорную квартиру зарегистрировано за МО г. Красноярск. Со стороны Администрации Железнодорожного района в г. Красноярске и исполнительного комитета Совета народных депутатов Железнодорожного района г. Красноярска спорное жилое помещение ответчикам по какому-либо основанию не предоставлялось, а предоставление им помещения АО «Сельэлектрострой», по мнению районной администрации, не породило у ответчиков права пользования помещением, поскольку предоставление произошло после приватизации предприятия и после введения в действие Жилищного кодекса РФ, когда коммерческая организация не имела права предоставления помещений муниципального жилищного фонда.
Ответчик/истец Достовалов А.В., будучи надлежаще и своевременно извещенным о дате, времени и месте его проведения, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Достовалова Н.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Достоваловой В.В., представитель Достоваловой Н.Ю. - Паксина Н.С. (полномочия в деле) в судебном заседании исковые требования администрации Железнодорожного района г. Красноярска не признали, встречные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в дополнительных пояснениях к иску и согласно которым, в соответствии с ч.1 ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Согласно ч.2 ст.105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии предоставляются на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения, прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года N189-03 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Исходя из аналогии закона (статья 7 ЖК РФ), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма. При этом отсутствие договора, а также ордера на вселение в общежитие не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления, организации, чьем ведении находилось общежитие, указанных документов. Также просили учесть, что истцы/ответчики в приватизации жилья участия не принимали, Достовалов А.В. и Доставалова В.В. в собственности жилых помещений не имеют. При этом Достовалова Н.Ю. является собственником незначительной доли в жилом помещении, расположенном за пределами г. Красноярска, право собственности на которое перешло к ней в порядке наследования.
Третье лицо – Достовалов В.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований районной администрации, ссылаясь на то, что спорная квартира была предоставлена ему администрацией работодателя для проживания с семьей, бывшая супруга с детьми до настоящего времени живут в жилом помещении, иного жилья у них нет. Считает, что выселение последних из квартиры невозможно без предоставления другого жилого помещения.
Третье лицо/ответчик - администрация г. Красноярска, уведомленная о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, о причинах его неявки суд не уведомила, каких – либо ходатайств до судебного заседания не представила.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора – АО «Сельэлектрострой», МУ МВД «Красноярское», извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об отложении слушания по делу не просили. Представителем МУ МВД России «Красноярское» Оплуцан В.В. представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что ответчик Достовалов А.В., третье лицо/ответчик администрация г. Красноярска, и треть лица АО «Сельэлектрострой», МУ МВД «Красноярское», не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд, с учётом приведённых выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, Самусевой Т.А., полагавшей исковые требования районной администрации подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования Достоваловой Н.Ю., действующей также в интересах несовершеннолетней Достоваловой В.В., Достовалова А.В. подлежащими оставлению без удовлетворения, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В силу п. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом. Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Из положений ст. 30 ЖК РФ, которые согласуется с положениями ст. 209, ст. 288 ГК РФ усматривается, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 1, п. 6 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
Как следует из положений п. 1 ст. 103 УК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Как установлено судом, согласно архивной выписки из решения Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов «Об отводе земельных участков для строительства в городе Красноярске» от 29.05.1989 года № 217, Красноярскому краевому строительно-монтажному тресту «Сельэлектрострой» 29.05.1989 года отведен земельный участок площадью 0,43 га, кроме того, для содержания в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии закреплен земельный участок площадью 0,06 га, и выдан государственный акт на право пользование землей для строительства по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации 5-ти этажного кирпичного общежития на 216 мест по <адрес>.
Также согласно архивной выписки из решения Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов «О приемке в эксплуатацию жилых и культурно-бытовых объектов, законченных строительством» от 29.12.1989 года № 518 утвержден акт государственной комиссии от 28.12.1989 года о приемке в эксплуатацию здания общежития на 220 мест, расположенного по <адрес>И дирекции Красноярскводмелиорация Указанным решением разрешен директору дирекции Красноярскводмелиорация ввод в эксплуатацию общежития на 220 мест по <адрес>, общей площадью 2 379 кв.м. с передачей на баланс МК-82 треста «Сельстрой».
Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от 25.03.1993 года № 05-06-155 «О преобразовании предприятия Красноярского строительного треста «Сельэлектрострой» в акционерное общество открытого типа «Сельэлектрострой» утвержден план приватизации государственного предприятия, треста «Сельэлектрострой».
Из представленного постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.04.2019 года по делу № А33-6679/2018 следует, что общежитие по адресу: <адрес> включено в перечень объектов социальной инфраструктуры, находившихся на балансе треста «Сельэлектрострой» и передаваемых в уставной фонд ОАО «Сельэлектрострой».Красноярское акционерное общество «Сельэлектрострой» зарегистрировано в качестве юридического лица – коммерческой организации Администрацией Железнодорожного района в г. Красноярске 09.04.1994 года за № 127, 13.02.2002 внесена запись в ЕГРЮЛ о юридическом лице за ОГРН №
Кроме того, судом установлено, что 15.10.2007 между ОАО «Сельэлектрострой» и бывшим супругом Достоваловой Н.Ю. – Достоваловым В.М. был заключен договор найма жилого помещения – <адрес> в г. Красноярске. Договор заключен для использования в целях проживания на состав семьи: Достовалов В.М., Достовалов Н.Ю. (жена), Достовалов А.В. (сын).
Согласно условиям договора, он заключен на период трудовых отношений Достовалова В.М. с ОАО «Сельэлектрострой» и его структурными подразделениями. Условиями договора также предусмотрено, что прекращение трудовых отношений Достовалова В.М. с ОАО «Сельэлектрострой» и другими структурными подразделениями Красноярского ОАО «Сельэлектрострой, является основанием для досрочного прекращения и расторжения договора найма и выселения без предоставления другого жилого помещения.
Согласно информации, предоставленной в материалы дела, Достовалов В.М., 1977 года рождения, работал в Красноярском открытом акционерном обществе «Сельэлектрострой» в период с 07.07.2006 года по 16.09.2014 года в должности водителя автомобиля 6 разряда. Приказом № 183-1 от 09.06.2016 года Красноярское открытое акционерное общество «Сельэлектрострой» с 10.06.2016 года переименовано в Красноярское акционерное общество.
Согласно свидетельству о расторжении брака II – БА № от ДД.ММ.ГГГГ брак между Достоваловым В.М. и Достоваловой Н.Ю. прекращен 20.05.2013 года на основании решения мирового судьи судебного участка №138 в Железнодорожном районе г. Красноярска.
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, по состоянию на 12.02.2019 года, на регистрационном учете состоят: Достовалова Н.Ю. с 19.10.2007 года, Достовалов А.В. с 19.10.2007 года, Достовалова В.В, с 03.12.2008 года.
Из свидетельства о рождении II – БА № от 03.12.2008 года следует, что родителями несовершеннолетней Достоваловой В.В. являются Достовалова В.В. и Достовалов В.М.
Из пояснений стороны истца по первоначальному иску следует и стороной ответчика не оспаривается, что Достовалова Н.Ю., Достовалов А.В. и Достовалова В.В. в настоящее время фактически проживают в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>И <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2019 года, жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>И, 18.01.2019 года зарегистрировано на праве собственности за Муниципальным образованием г. Красноярск на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
Разрешая вопросы права собственности и иных жилищных прав на спорное жилое помещение, суд учитывает следующее.
В соответствие с положениями ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года, жилищный фонд включал: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
Статьей 6 ЖК РСФСР предусматривалось, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Поскольку общежитие по <адрес>И в г. Красноярске закончено строительством и введено в эксплуатацию в 1989 году, до приватизации государственного предприятия треста «Сельэлектрострой» и до принятия Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», при создании оно безальтернативным образом перешло в государственную собственность и относилось к государственному жилищному фонду.
В силу п.п. 2, 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно приложению № 3 к Постановлению к объектам, находящимся в муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» первоначально предусматривалось, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Законом РФ от 23.12.1992 № 4199-1 статья 18 названного Закона изложена в следующей редакции: при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В соответствие с п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (и действовавшего на момент приватизации АО «Сельэлектрострой»), стоимость объектов социально - культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, не включается в уставный капитал акционерного общества, порядок дальнейшего использования определяется планом приватизации.
Таким образом, установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, позволяют прийти к выводу о том, что АО «Сельэлектрострой» при приватизации предприятия не приобрело права собственности на здание общежития по <адрес> «и» в <адрес>, вне зависимости от факта включения данного объекта в план приватизации, ввиду законодательно установленного запрета на приватизацию находившегося на балансе государственных и муниципальных предприятий объектов жилищного фонда: на момент утверждения плана приватизации 25.03.1993 Законом РФ от 23.12.1992 № 4199-1 (вступившим в силу 10.01.1993) уже был введен запрет на передачу жилищного фонда в частную собственность приватизируемых предприятий.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 14.06.2019 № 302-ЭС19-8240 об отказе в передачи на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ кассационной жалобы АО «Сельэлектрострой» на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.04.2019 года, которым АО «Сельэлектрострой» отказано в признании права собственности на квартиры №№ 9, 18, 31, 36 в названном доме.
В силу приведенных положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, с учетом того что у АО «Сельэлектрострой» и иных частных собственников право собственности на спорное помещение не возникло, право собственности на жилое помещение № в <адрес>И по <адрес> в г. Красноярске перешло в собственность МО г. Красноярск с момента вступления в силу постановления от 27.12.1991 года № 3020-1 – то есть с 21.01.1992, вне зависимости от отсутствия до 18.01.2019 года государственной регистрации права собственности на данное помещение.
Право муниципальной собственности на момент рассмотрения дела зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспорено и не оспаривается в рамках рассматриваемого дела.
В соответствие со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной нормы закона следует, что общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
В соответствии со ст. 61 ЖК РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения.
Поскольку судом установлено, что фактически Достовалова Н.Ю. и Достовалов А.В. вселены в спорное жилое помещение как члены семьи Достовалова В.М., который состоял в трудовых отношениях с АО «Сельэлектрострой» по договору найма от 15.10.2007 года, подлежащего досрочному расторжению, в связи с прекращением трудовых отношений, а брак между Достоваловой Н.Ю. и Достоваловым В.М. прекращен 20.05.2013 года, суд приходит к выводу, что у истцов по встречному иску не возникло право пользования спорным жилым помещением из договора социального найма или договора найма служебного жилого помещения по основаниям, установленным ст. 106 ЖК РСФСР, поскольку они были вселены в него без предусмотренных законом оснований после приватизации предприятия, после возникновения права муниципальной собственности МО г. Красноярск на помещение и после вступления в действие Жилищного кодекса РФ. Жилое помещение было предоставлено Достовалову В.М. 15.10.2007 года АО «Сельэлектрострой», которое не являлось собственником помещения и не могло им распоряжаться ни по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения, ни по договору коммерческого найма.
Поскольку уполномоченным органом местного самоуправления не принималось решение о предоставлении ответчикам жилого помещения по договору социального найма, не заключался договор социального найма с ответчиками по первоначальному иску, они не приобрели право пользования данным жилым помещением и по договору социального найма.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчики по первоначальному иску проживают в жилом помещении № в <адрес>И по <адрес> в г. Красноярске без законных оснований, исковые требования о признании за ними права пользования жилым помещением № в <адрес>И по <адрес> в г. Красноярске удовлетворению не подлежат.
Таким образом, учитывая все исследованные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, находит требования истца по первоначальному иску подлежащими удовлетворению, поскольку ответчики/истцы не приобрели права пользования спорным жилым помещением.
Вместе с тем, суд принимает во внимание пояснения стороны ответчика об отсутствии иного жилья, поэтому приходит к выводу, что Достовалова Н.Ю., Достовалов А.В. и Достовалова В.В. в этой связи нуждаются в представлении некоторого срока для выселения из спорного жилого помещения. Таким образом, суд полагает возможным одновременно разрешить вопрос о предоставлении ответчикам/истцам срока для выселения из спорного жилого помещения, который, по мнению суда, является разумным, позволяющим ответчикам/истцам найти иное жилое помещение для проживания и переезда - 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями Закона РФ от 25.06.1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается - квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признании прекратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Решение суда о признании гражданина прекратившим право пользования жилым помещением, является основанием для снятия последнего с регистрационного учета по месту нахождения спорного жилого помещения.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку Администрация Железнодорожного района в г. Красноярске как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины по требованию юридического лица неимущественного характера, с ответчиков в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб. согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, которая взыскивается с них в равных долях: с Достоваловой Н.Ю., действующей также в интересах несовершеннолетней Достоваловой В.В., в размере 400 руб., с Достовалова А.В. – в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ № <░░░░░>░ ░░ <░░░░░> ░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░>░ ░░ <░░░░░> ░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░ <░░░░░>, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.