№ 2а-1000/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2018 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Нуждина А.В.,
при секретаре Гриценко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга к Колесниковой И.В. о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга обратилась в суд административным иском к Колесниковой И.В. о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогу, указав, что Колесникова И.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга. В соответствии с гл. 31 НК РФ и решением Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 г. N (с изменениями и дополнениями) «О земельном налоге» административному ответчику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2014 г. в сумме ... земельный налог в сумме ... со сроком оплаты не позднее ..., о чем она была извещена налоговым уведомлением N. В срок, указанный в уведомлении, Колесниковой И.В. оплата налога на имущество и земельного налога не произведена.
15.10.2015 г. Колесниковой И.В. заказным письмом было направлено требование N об уплате налога на имущество физических лиц в сумме ... и пени в сумме ...., а также земельного налога в сумме ... и пени в сумме ... в срок до 19.11.2015г. Однако, оплата земельного налога и налога на имущество не была произведена.
05.08.2017 г. Колесниковой И.В. заказным письмом было направлено уведомление N об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме ..., земельного налога за 2015 год в сумме ... и налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме ... со сроком уплаты не позднее 01.12.2016г. В указанный в уведомлении срок оплата Колесниковой И.В. не произведена.
16.12.2016 г. Колесниковой И.В. заказным письмом было направлено требование N об уплате транспортного налога в сумме ... и пени в сумме ..., земельного налога в сумме ... и пени в сумме ...., налога на имущество физических лиц в сумме ... и пени в сумме ... в срок до 07.02.2017г. В указанный срок требование об уплате вышеуказанной задолженности не произведено.
С учетом изложенного, административный истец просил суд взыскать с Колесниковой И.В. недоимку по транспортному налогу в сумме ... и пени в сумме ...., а также недоимку по земельному налогу в сумме ... и пени в сумме ...
Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился.
Административный ответчик Колесникова И.В. надлежащим образом извещенная о судебном заседании, не явилась. О причинах неявки не сообщила.
Судом на основании положений ст. 150 КАС РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца, ответчика.
Суд исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что налогоплательщик Колесникова И.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга.
Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица за Колесниковой И.В. зарегистрировано право собственности на:
- земельный участок, расположенный по адресу: ...;
- земельный участок, расположенный по адресу: ...;
- автомобиль ....
Налоговым органом в адрес административного ответчика посредством почтовой связи направлено налоговое уведомление N от 29.07.2016 г. об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме ..., земельного налога за 2015 год в сумме ... и налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме ... со сроком уплаты не позднее 01.12.2016г.
Позже налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога N по состоянию на ..., в соответствии с которым Колесникова И.В. обязана была уплатить транспортный налог в сумме ... и пени в сумме ...., земельный налог в сумме ... и пени в сумме ..., налог на имущество физических лиц в сумме ... и пени в сумме .... в срок до ...
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган в установленный законом шестимесячный срок обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
09.06.2017 г. по заявлению ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга мировым судьей судебного участка N ... выдан судебный приказ о взыскании с Колесниковой И.В. недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу с физических лиц.
Определением того же судьи от 05.07.2017 г. судебный приказ по заявлению Колесниковой И.В. отменен.
Установлено, что недоимка по транспортному и земельному налогу, а также пени, начисленные за неуплату налога в указанный срок, административным ответчиком до настоящего времени не уплачены, в связи с чем, ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга обратилась в суд с административным иском о взыскании с Колесниковой И.В. транспортного и земельного налога и пени в принудительном порядке.
Срок принудительного взыскания транспортного налога и пени налоговым органом не пропущен. Расчет пени и правильность исчисления транспортного налога судом проверен и признан правильным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с Колесниковой И.В. недоимки по транспортному налогу в сумме 16844 руб. и пени в сумме 67 руб. 38 коп.
В части требований административного истца о взыскании недоимки по земельному налогу и пени суд приходит к следующему.
Как указано выше, Колесниковой И.В. не уплачена задолженность по земельному налогу за 2014 г.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 г. установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
По смыслу положений статьи 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Поскольку предъявленная ко взысканию задолженность по земельному налогу за 2014 г. и пени имела место по состоянию на 1 января 2015 г., то указанная недоимка и пеня признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом, а следовательно, у налогового органа отсутствуют правовые основания для обращения в суд с указанными требованиями.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данной части требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административные исковые требования удовлетворены частично на сумму 16911 руб. 38 коп., следовательно, с ответчика Колесниковой И.В. в доход бюджета МО «г. Оренбург» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 676 руб. 46 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Оренбурга к Колесниковой И.В. о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с Колесниковой И.В., ... года рождения, проживающей по адресу: г... в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Оренбурга недоимку по транспортному налогу в сумме ... пени в сумме ....
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Взыскать с Колесниковой И .В. в доход бюджета муниципального образования «город Оренбург» государственную пошлину в размере 676 рублей 46 копеек.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.В. Нуждин
Мотивированное решение составлено: 16.02.2018 года.
Судья: А.В. Нуждин