КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Патов С.М. дело № 33а-12081/2019 А-024а
26 августа 2019 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Шавриной А.И., Михайлинского О.Н.,
при секретаре судебного заседания Привалихине Д.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.,
административное дело по административному иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Селиванихинский сельсовет, неопределенного круга лиц к Селиванихинскому сельскому Совету депутатов о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Караваевой О.И.,
по апелляционной жалобе Селиванихинского сельского Совета депутатов,
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение Селиванихинского сельского Совета депутатов пятого созыва по одному многомандатному избирательному округу от 20.02.2019 г., принятое в протокольной форме, об отклонении решения "О досрочном прекращении полномочий депутата Селиванихинского сельского Совета депутатов Караваевой Ольги Ивановны " со дня его принятия.
Прекратить досрочно полномочия депутата Селиванихинского сельского Совета депутатов пятого созыва по одному многомандатному избирательному округу Караваевой Ольги Ивановны».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Селиванихинского сельского Совета депутатов от 20.02.2019 года об отклонении решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Селиванихинского сельского Совета депутатов Караваевой О.И.» со дня его принятия; досрочно прекратить её полномочия.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции депутатом, председателем Селиванихинского сельского Совета депутатов Караваевой О.И., в ходе которой выявлены нарушения в части полноты, а также достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. Так, справка о доходах Караваевой О.И., а также её супруга Караваева П.В. поступила в Администрацию Губернатора Красноярского края с нарушением установленного законом срока; представленные Караваевой О.И. сведения о полученных в 2017 годах доходах и произведенных расходах, а также об открытых счетах в банках своего супруга являются недостоверными. По результатам проведенной проверки, 28.12.2018 года в адрес Селиванихинского сельского Совета депутатов внесено представление, содержащее требование о рассмотрении на ближайшей сессии Селиванихинского сельского Совета депутатов указанного представления с участием Минусинского межрайонного прокурора, а также о принятии мер направленных на устранение нарушений закона, в частности подготовить и вынести на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Караваевой О.И. На внеочередной сессии Селиванихинского сельского Совета депутатов от 20.02.2019 года было рассмотрено представление прокурора и принято решение об отклонении досрочного прекращения полномочий Караваевой О.И. Полагает, что принятое Селиванихинским сельским Советом депутатов решение противоречит требованиям действующего законодательства о противодействии коррупции, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе Караваева О.И. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В своей апелляционной жалобе Селиванихинский сельский Совет депутатов также выражает несогласие с постановленным решением суда, указывая на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно статье 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 15 КАС РФ).
Принятое по делу судебное постановление отвечает указанным требованиям.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом N 131-ФЗ, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
На основании абз. 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат выборного (представительного) органа местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальные должности.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного Закона, лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Согласно статье 27 Устава Селиванихинского сельсовета депутат Совета должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Аналогичные положения закреплены в Законе Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах»
Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Как следует из предписаний статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11).
Судом с достоверностью установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что депутат Селиванихинского сельского Совета депутатов Караваева О.И. в нарушение вышеприведенных требований федерального и регионального законодательства представила неполные и недостоверные сведения о своих доходах и доходах своего супруга за 2017 год, а также с нарушением установленного законом срока.
Такое неисполнение Караваевой О.И. требований законодательства в силу положений пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ, части 7.1, части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ влечет за собой прекращение её полномочий депутата представительного органа муниципального образования, и является ничем иным как мерой ответственности за невыполнение предусмотренной законом обязанности по предоставлению в установленный срок достоверных сведений.
Однако, при наличии такого безусловного основания для прекращения полномочий депутата Караваевой О.И., Селиванихинский сельский Совет депутатов, принимая оспариваемое решение, фактически отказался прекращать её полномочия в нарушение вышеназванных положений законов, то есть принял решение, противоречащее этим нормам законов и нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 КАС РФ, обоснованно признал незаконным оспариваемое прокурором решение Селиванихинского сельского Совета депутатов от 20.02.2019 года и, исходя из положений части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131-ФЗ, досрочно прекратил полномочия депутата Караваевой О.И.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы в принятом по делу решении, основаны на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, согласуются с вышеприведенными положениями нормативно-правовых актов и сомнений в своей правильности не вызывают.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, сводятся к иной оценке выводов суда, представленных в материалы дела доказательств, а также иному толкованию норм материального права, в связи с чем не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьёй 310 КАС РФ.
Процессуальных нарушений судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, постановленное судом решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Шаврина А.И.
Михайлинский О.Н.