Дело № 2-1955/2024 11 декабря 2024 г.
29RS0018-01-2024-002204-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ю.М. Поздеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.П. Бобковой,
с участием прокурора В.А. Караганова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского округа «Город Архангельск» к Трофименко М. А., Таратиной (ранее – Захаровой) Д. С. о выселении с предоставлением другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа «Город Архангельск» обратилась в суд с исковым заявлением к Трофименко М. А., Таратиной (ранее – Захаровой) Д. С. о выселении из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, по адресу: <адрес> в благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 63 кв.м.
В обоснование требований указано, что заключением межведомственной комиссии жилой дом, в котором зарегистрированы ответчики, признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчики занимают жилое помещение по адресу: <адрес>. Предоставляемое собственником жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 63 кв.м., соответствует требованиям по благоустройству и соответствия техническим характеристикам, более занимаемой общей площади и находится в черте города Архангельска.
Представитель истца Кокурина Т.А. требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Ответчики извещались надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Трофименко М.А. Газизова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании 25 ноября 2024 г. с иском не согласилась, в обоснование возражений ссылалась на то, что жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.
Суд определил в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) рассмотреть дело при данной явке.
Согласно заключению прокурора исковые требования подлежат удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования обоснованными, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
Ст. 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Обеспечение другим жилым помещением граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, подлежат сносу, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, по адресу: <адрес> зарегистрированы Захарова Д.С. (с 10 апреля 1999 г.), Трофименко М.А. (с 22 ноября 1994 г.). Типовой договор социального найма № 7069 заключен 14 сентября 2018 г. на основании распоряжения Октябрьского округа г.Архангельска № 756 от 29 декабря 1994 г.
Дом № по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (распоряжение от 26 ноября 2014 г. № 4232р).
Указанный многоквартирный дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп.
На основании распоряжения заместителя главы городского округа «Город Архангельск от 27 апреля 2024 г. № 2313р Трофименко М.А. на состав семьи из 2 человек, в том числе Захарова Д.С., на условиях договора социального найма предоставлено жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры общей площадью 63 кв.м, жилой площадью 34,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, что следует из карты учета недвижимого имущества, собственником жилого помещения является городской округ «Город Архангельск».
Дом № по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию, дата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 29 декабря 2023 г. Инспекцией государственного строительного надзора Архангельской области выдано заключение № 57/23А от 27 декабря 2023 г. о соответствии построенного объекта капитального строительства указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ требованиям проектной документации.
Предоставляемое жилое помещение зарегистрировано по праву собственности за муниципальным образованием «Город Архангельск». Дата возникновения права собственности – 18 марта 2024 г.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из положений ст. ст. 83 - 85, 86, 89 ЖК РФ, учитывает положения п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" и приходит к выводу о наличии правовых основания для выселения ответчиков из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, по адресу: <адрес> предоставлением жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 63 кв.м., поскольку предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, площадь предоставляемого жилого помещения больше ранее занимаемого.
Предоставляемое жилое помещение в доме 2023 года постройки состоит из 3 комнат жилой площадью 34,2 кв.м., общей площадью 63 кв.м. в отдельной квартире. Дом полностью благоустроенный.
Согласно акту обследования помещения от 29 мая 2024 г. квартира в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии, пригодна для проживания.
Судом в рамках дела по ходатайству стороны истца назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «АльПрофи», перед экспертов поставлен вопрос: Соответствует ли жилое помещение по адресу: <адрес> санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям благоустройства, применительно к требованиям жилых помещений города Архангельска?
В материалы дела представлено заключение эксперта Э-187/2024. Согласно выводам эксперта жилое помещение по адресу: <адрес> частично не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям благоустройства, применительно к требованиям жилых помещений города Архангельска, а именно:
- нарушен п.6.1.9 СП 31-107-2004 Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий, ширина помещений жилых комнат (спален) составляет менее 2,4 м.
Кроме того, выявлены следующие незначительные (устранимые в ходе ремонтных работ) дефекты:
- необходима регулировка ручек оконных блоков;
- необходим ремонт, а именно замена/покраска поврежденных обоев/стен, краски стен в ванной, крепеж наличников дверных проемов и замена дверной коробки в помещении № 7;
- необходимо откорректировать высоту установки раковины в кухне, ванны в ванной комнате;
- установить принудительную вытяжную вентиляцию в отверстие между ванной и туалетом (вентилятор).
В материалы дела представлен акт от 12 ноября 2024 г., из которого следует, что выводы эксперта не влияют на условия проживания, работы выполнены согласно проектно-сметной документации. Недостатки, касающиеся внутренней отделки помещения, устранены.
При этом СП 31-107-2004 носит рекомендательный характер, о чем также отмечает эксперт в своем заключении. Строительные нормы и правила носят рекомендательный характер и являлись необязательными при строительстве ответчиком дома, в частности, потому, что в силу ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" свод правил (СНиП) - это документ в области стандартизации, который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.
Также со стороны истца представлен акт от 03 декабря 2024 г. о соответствии квартиры санитарно-техническим требования, устранении недостатков. Также представлены видео, подтверждающие данные, отраженные в актах от 12 ноября 2024 г. и 03 декабря 2024 г.
С технической точки зрения вышеуказанные дефекты являются не существенными и не исключают возможность использования квартиры по назначению.Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Положениями ст. 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие «населенный пункт» применительно к ст. 86 и ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или «муниципальный район».
Следовательно, при выселении граждан из жилого помещения, находящегося в признанном аварийным и подлежащем сносу жилом доме, пригодное для проживания жилое помещение должно быть предоставлено в пределах населенного пункта, в котором находится занимаемое жилое помещение.
Согласно ст. 24 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 г. № 258 «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования «Город Архангельск» входят территории города Архангельска и поселков Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск, Талажский авиагородок.
В ч. 1 ст. 2 Устава городского округа «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 г. установлено, что территория городского округа «Город Архангельск» (далее по тексту настоящего Устава - МО «Город Архангельск») состоит из территории города Архангельска и территорий поселков, не являющихся муниципальными образованиями: Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск, Талажский авиагородок.
Предоставляемая ответчику квартира находится в границах населенного пункта г. Архангельск, в Цигломенском территориальном округе.
При этом Цигломень находится в западной части города, в границах населенного пункта как территориального образования, не является обособленным населенным пунктом как единицей расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка, не имеет статуса поселка, села, поселения, такое наименование отсутствует в топонимических объектах МО «Город Архангельск», что следует из Перечня наименований объектов топонимики муниципального образования «Город Архангельск» (приложение к решению Архангельской городской Думы от 20 марта 2019 г. № 93).
Также суд отмечает следующее:
В силу п. 3 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством, к такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса, другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Частью 1 статьи 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
К отношениям, возникающим из обязательств по договору найма жилого помещения, в части, не урегулированной жилищным законодательством, применяются также Гражданский кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, составляющие гражданское законодательство в соответствии со статьей 3 ГК РФ.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Несогласие ответчиков заключить договор социального найма в отношении жилого помещения, предоставляемого взамен непригодного, не свидетельствует о необоснованности требований наймодателя о выселении нанимателя и члена его семьи.
Как указывалось выше, согласно п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Таким образом, законом предусмотрено выселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома другого жилого помещения взамен непригодного носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При удовлетворении судом иска о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано конкретное благоустроенное жилое помещение,
Исходя из положений части 1 статьи 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Требования, указанные в статье 89 ЖК РФ, по предоставлению ответчикам другого благоустроенного жилого помещения в связи с признанием занятой ими квартиры непригодной для проживания истцом были выполнены, предоставленное ответчикам жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 63 кв.м., отвечает уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, кроме того, оно больше по общей площади, чем занимаемое семьей Трофименко М.А. жилое помещение, тем самым, отказ ответчиков в добровольном порядке выехать из принадлежащего истцу жилого помещения нарушает права администрации городского округа «Город Архангельск».
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчиков в доход соответствующего бюджета 6 000 рублей, по 3 000 рублей с каждого ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации городского округа «Город Архангельск» к Трофименко М. А., Таратиной (ранее – Захаровой) Д. С. о выселении с предоставлением другого жилого помещения удовлетворить.
Выселить Трофименко М. А., Таратину Д. С. из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, по адресу: <адрес> благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 63 кв.м.
Взыскать с Трофименко М. А. (паспорт № №) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3 000 рублей 00 копеек.
Взыскать с Таратиной Д. С. (паспорт № №) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3 000 рублей 00 копеек.
Решение является основанием для снятия Трофименко М. А., Таратиной (ранее – Захаровой) Д. С. с регистрационного учета по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2024 г.
Председательствующий Ю.М. Поздеева