№2а-574/2018 ( 2а-8513/2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 10 января 2018 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Тажбеновой Д.В.,
с участием административного истца Степанова С.Е.,
представителя административного ответчика Мотронюк В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видео конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Степанова С. Е. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о признании незаконным отказа в трудоустройстве, устранении допущенных нарушений,
установил:
Степанов С.Е. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области, указав, что отбывает наказание в данном исправительном учреждении с сентября 2003 года и до настоящего времени. Неоднократно обращался к администрации колонии с письменным и устным обращениям, в которых просил трудоустроить его. Администрация исправительного учреждения отказывает ему в трудоустройстве, лишая его возможности содержать себя, приобретать продукты, предметы первой необходимости, медикаменты, оплачивать услуги юристов, производить взносы в пенсионный фонд РФ, помогать родителям и ребенку. Полагает, что нарушено его право, гарантированное каждому Конституцией РФ.
Просит суд признать отказ администрации ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области в трудоустройстве незаконным, обязать устранить допущенное нарушение, трудоустроить административного истца с установлением оплаты труда.
В судебном заседании Степанов С.Е. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что имеет право на трудоустройство, несмотря на нахождение в ЕПКТ. Трудоустройство положительно влияет на его исправление.
Представитель административного ответчика по доверенности от ... N Мотронюк В.Ю. возражала против удовлетворения иска.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В соответствии с пунктами 24, 26 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44930) осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определенных администрацией ИУ, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации, а также исходя из наличия рабочих мест, кроме работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в соответствии с перечнем.
Осужденные, водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ или ЕПКТ, работают отдельно от других осужденных в специально оборудованных рабочих камерах.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 103, ч. 1 ст. 104, ст. 107, ч. 3 ст. 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормы трудового права, регулирующие порядок заключения трудового договора, приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, удержания из заработной платы, предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков не распространяются на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, законодательство о труде распространяется на осужденных в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии оплаты труда.
В силу части 7 статьи 18 Закона Российской Федерации №5473-1 от 21 июля 1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.
Принимая во внимание вышеизложенное трудоустройство (привлечение к труду), перевод на другую работу, а также увольнение лица, отбывающего наказание, производится по усмотрению администрации исправительного учреждения, исходя из его возможностей и потребностей.
Судом установлено, что Степанов С.Е. осужден приговором Оренбургского областного суда от 14 октября 2002 года по п. «в» ч. 3 ст. 162, п. «з» ч.2 ст. 105, ч.1 ст. 313 УК РФ и ему назначено наказание сроком на 25 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным постановлением Ульяновского областного суда от 13 апреля 2015 года срок наказания по приговору от 14 октября 2002 года изменен на 23 года 8 месяцев лишения свободы.
За время отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, допустил 72 нарушения установленного порядка отбывания наказания, которые не сняты и не погашены в установленном законом порядке.
За период с 10 мая 2002 года по настоящее время Степанов С.Е. 13 раз привлекался к дисциплинарной ответственности за отказ от работ.
Заявлений о трудоустройстве на имя начальника учреждения от Степанова С.Е. не поступало. Более того, 12.05.2016 на имя начальника учреждения от Степанова С.Е. было написано объяснение, что он допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно отказался от всех видов работ, за что на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде выдворения в ПКТ, а также просил содержать его в одиночной камере, исключив общение с другими осужденными, с целью предупреждения совершения им преступления.
Также судом установлено, что с 20 декабря 2016 года Степанов С.Е. отбывает меру дисциплинарного взыскания в виде выдворения в единое помещение камерного типа сроком на 12 месяцев.
Согласно штатному расписанию должностей Центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области в ЕПКТ рабочих мест не организовано. Учитывая, что осужденные, находящиеся в ЕПКТ, в силу вышеприведенных положений закона должны трудиться отдельно, суд полагает, что Степанов С.Е. не мог быть обеспечен на территории исправительного учреждения работой.
Из анализа указанных выше норм закона также следует, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания. Вместе с тем при отсутствии рабочих мест, на администрацию исправительного учреждения не может быть возложена обязанность по их созданию и обеспечению осужденных работой.
Таким образом, административным ответчиком не были нарушены права и законные интересы истца. Доказательств письменного обращения в администрацию колонии с просьбой о трудоустройстве истец суду не представил. Тогда как это обстоятельство подлежит доказыванию истцом. При этом письменные объяснения Цибакова Л.Ю. не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства наличия письменного обращения Степанова С.Е.
Доводы истца о нарушении его права на получение денежных средств для покупки необходимых продуктов питания, медикаментов и, оплаты юридических услуг, суд полагает несостоятельными, принимая во внимание разъяснения, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 года №111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ресина А. И. на нарушение его конституционных прав статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которым обеспечивая привлечение к труду осужденных к лишению свободы, статья 103 УИК Российской Федерации возлагает на администрацию исправительных учреждений обязанность трудоустройства осужденных с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест (часть первая); при этом в силу части третьей статьи 99 того же Кодекса осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства..
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, и в иске Степанова С.Е. суд отказывает.
Руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 8» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░. ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░: ░░░░░░░. ░.░. ░░░░░░░░