Решение по делу № 2а-379/2020 от 10.01.2020

Дело № 2а-379/2020

75RS0023-01-2020-000052-17

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года                                                                            город Чита

Черновский районный суд города Читы в составе:

судьи Малаховой Е.А.,

при секретаре Лебедевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите к Лопасову В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

у с т а н о в и л :

    Административный истец Межрайонная ИФНС № 2 по г. Чите обратилась в суд, с указанным требованием, ссылаясь на следующие обстоятельства дела.

В Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоял Лопасов В.В..

Налогоплательщику было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Также налогоплательщику было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

05.08.2019 мировым судьей судебного участка № 25 Черновского судебного района г. Читы вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с тем, что налогоплательщик предоставил возражения.

Просит суд, с учетом уточнений требований от 14.02.2020, взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии сумму в размере 0,00 рублей, сумму пени по указанному страховому взносу в размере 170,97 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0,00 рублей, сумму пени по указанному страховому взносу в размере 573,26 рублей.

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, с учетом уточнений.

Административный истец Лопасов В.В. о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

    Исследовав материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле суд приходит к следующим выводам.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Лопасов В.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога за по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Также налогоплательщику было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

28.06.2019 Межрайонная ИФНС № 2 по г. Чите обратилась к мировому судье судебного участка № 25 Черновского судебного района г. Читы с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Лопасова В.В. по взысканию задолженности по страховым взносам, за период до 01.01.2017.

28.06.2019 вынесен судебный приказ о взыскании с Лопасова В.В. в пользу Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите на общую сумму 8 053,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ от налогоплательщика поступили возражения, ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.

Из представленных материалов следует, что истцом Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите заявлены требования о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии сумму в размере 0,00 рублей, сумму пени по указанному страховому взносу в размере 170,97 рублей; взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период до 01.01.2017 в сумме 0,00 рублей, сумму пени по указанному страховому взносу в размере 573,26 рублей, суд полагает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Статьей 11 Закона N 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017 и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.

Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона N 436-ФЗ и статьи 14 Закона N 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

До 01 января 2017 года взыскание страховых взносов осуществлялось в сроки и порядке, установленные статьей 21 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенсионным фондом и его территориальными органам, после 01 января 2017 года - в соответствии с Налоговым кодексом РФ - налоговыми органами.

В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (действовавшего до 01 января 2017 года в период спорных правоотношений), Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статей 6, 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" плательщиками страховых взносов являются, в том числе индивидуальные предприниматели.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Ф3 N 212).

В силу статьи 22 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" при наличии недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам в адрес плательщика страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Аналогичные положения предусмотрены статьями 57, 69, 70 Налогового кодекса РФ, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 01 января 2017 года.

При этом, по делам о взыскании обязательных платежей судам надлежит проверять соблюдение налоговым органом сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса РФ, а также сроки, предусмотренные статьей 70 Налогового кодекса РФ, если их нарушение привело к принудительному взысканию обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом РФ.

Согласно статьи 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ, вступившем в законную силу 01 января 2017 года, передача органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в пункте 1 статьи 19 ФЗ N 250 в налоговые органы в электронном виде.

Согласно пункта 5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденного Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (N ), срок представления Отделениями ПФР в Управления ФНС России информации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Решение налогового органа о выявлении недоимки в материалах дела отсутствует.

При этом, обязанность по доказыванию соблюдения порядка и сроков взыскания обязательных платежей лежит на налоговом органе и в данном случае не выполнена.

Суд полагает возможным под днем выявления недоимки понимать следующий день после истечения срока исполнения обязанности территориальных органов пенсионного фонда по передаче сведений о задолженности по страховым взносам, имеющимся на 01 января 2017 года, то есть ДД.ММ.ГГГГ. День, следующий за днем уплаты страховых взносов, не может рассматриваться как день выявления недоимки в данном случае, поскольку обязанность по передаче сведений могла быть исполнена по ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, требование об уплате страховых взносов, пени подлежало направлению ответчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 3 месяца). Учитывая день выставления требования об уплате страховых взносов и пени, оно было направлено ответчику с пропуском срока.

Вместе с тем, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.

Так, федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Между тем, из разъяснений, данных Конституционным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 822-О, следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Также из правовой позиции, высказанной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П Конституционным Судом РФ, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О Конституционный Суд РФ указал, что ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса РФ, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового Кодекса РФ.

Согласно статье 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае следовало исчислять исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления и получения требования и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, в данном случае с учетом положений статьи 6.1 Налогового кодекса РФ предельный срок обращения в суд по взысканию задолженности в период до 01.01.2017 истекал ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ (дата, до которой подлежало направлению требование) + 6 рабочих дней + 8 рабочих дней + 6 месяцев).

Судебный приказ о взыскании с ответчика страховых взносов и пени в период до 01.01.2017 вынесен мировым судьей только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока.

Учитывая, что принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют (истцом не приведены), требования налогового органа о взыскании страховых взносов за период до 01.01.2017 и соответствующих пени удовлетворению не подлежит.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите к Лопасову В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии сумму в размере 0,00 рублей, суммы пени по указанному страховому взносу в размере 170,97 рублей; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период до 01.01.2017 в сумме 0,00 рублей, суммы пени по указанному страховому взносу в размере 573,26 рублей, отказать.

         Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения через Черновский районный суд г.Читы.

                          Судья                                         Малахова Е.А.

2а-379/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите
Ответчики
Лопасов Вячеслав Владимирович
Суд
Черновский районный суд г. Чита
Судья
Малахова Е.А.
Дело на сайте суда
chernovski.cht.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация административного искового заявления
10.01.2020Передача материалов судье
13.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее