Решение по делу № 33-14254/2023 от 16.08.2023

Судья Шутов А.В.      Дело № 2-1963/2022 (первая инстанция)

                    Дело № 33-14254/2023 (вторая инстанция)

    УИД: 52RS0016-01-2021-006394-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 26 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.

при секретаре судебного заседания Самойловой А.И.,

с участием представителя ответчика Мухиной А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Леонтенковой Е.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (ОСФР по Нижегородской области) и апелляционной жалобе ТЕВ

на решение Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от 05 июля 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 01 марта 2023 года)

по иску ТЕВ к ОСФР по Нижегородской области о назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца, включении периодов работы в общий трудовой стаж, назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в районах Крайнего Севера с момента назначения страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛА:

Таранина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области о назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца, включении периодов работы в общий трудовой стаж, назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в районах Крайнего Севера с момента назначения страховой пенсии по старости, указав, что с 27.07.2021 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При обращении за назначением пенсии по старости в заявлении указала о наличии на иждивении нетрудоспособного члена семьи - сына Таранина Юрия Юрьевича, 15.03.2003 года рождения, не достигшего возраста 23 лет, обучающегося по очной форме в образовательном учреждении и назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца, приложив подтверждающие документы. Кроме этого, в пенсионный орган были предоставлены письменные пояснения сына о совместном проживании с матерью и нахождении на ее иждивении. После получения первой пенсии 12.08.2021 года выяснилось, что повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца не установлена.

08.09.2021 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением (рег. [номер]) о перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с учетом установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца, повторно представив подтверждающие документы.

Решением ответчика от 23.09.2021 года за [номер] истцу отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца, ввиду отсутствия подтверждения факта нахождения сына на иждивении матери. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета заявителя, Таранина Е.В. на дату назначения досрочной страховой пенсии по старости является неработающей, не имеет постоянного официального источника дохода.

Кроме того, 08.09.2021 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением (рег. [номер]) о перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с учетом установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», которая устанавливается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 17.09.2021 года [номер] истцу отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии ввиду отсутствия 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. Пенсионным органом при определении права на установление повышенной фиксированной выплаты к назначенной пенсии не был учтен период службы истца по контракту с 02.02.2005 года по 03.10.2011 года и с 28.06.2013 года по 13.05.2016 года в органах внутренних дел.

С принятыми решениями истец не согласна, считает их незаконными, необоснованными и противоречащими действующему законодательству.

По указанным основаниям, истец просила:

- возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области обязанность назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца - ТЮЮ, [дата] года рождения, с момента назначения пенсии по старости с 27.07.2021 года и до окончания обучения;

- возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области обязанность по включению периода службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера - ОМВД России по Пинежскому району с 02.02.2005 года по 03.10.2011 года и с 28.06.2013 года по 13.05.2016 года в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и назначению повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с момента назначения пенсии с 27.07.2021 года.

Определением Кстовского городского суда Нижегородской области от 26 января 2022 года произведена замена ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области на ответчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (л.д.149).

Определением Кстовского городского суда Нижегородской области от 24 февраля 2022 года гражданское дело по иску ТЕВ к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области о назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца, включении периодов работы в общий трудовой стаж, назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в районах Крайнего Севера с момента назначения страховой пенсии по старости передано по подсудности на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Нижнего Новгорода (л.д.155).

Решением Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 05 июля 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 01 марта 2023 года) исковые требования Тараниной Е.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области назначить ТЕВ повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца - ТЮЮ, [дата] года рождения, с момента назначения пенсии по старости с 27.07.2021 года и до окончания обучения сына в учебном заведении.

В удовлетворении исковых требований ТЕВ к Отделению Пенсионного Фонда России по Нижегородской об обязании включить период службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера - ОМВД России по Пинежскому району 6 лет 8 месяцев 2 дня (с 02.02.2005 по 03.10.2011) и 2 года 10 месяцев 16 дней (с 28.06.2013 по 13.05.2016) в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с момента назначения пенсии с 27.07.2021 отказать.

В апелляционной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене решения в части установления Тараниной Е.В. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца с момента назначения пенсии с 27.07.2021 года как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Заявитель указывает, что суд не дал надлежащей оценки представленных доказательств, не выяснил обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения дела.

Считает, что при разрешении спора суд не принял во внимание сведения индивидуального лицевого счета Тараниной Е.В. Согласно сведениям, содержащимся на индивидуальном лицевом счете, заявитель проходила службу по контракту в ОМВД по Пинежскому району в период с 28.06.2013 года по 13.05.2016 года, после увольнения со службы в период с 20.05.2020 года по 30.09.2020 года состояла на учете в Центре занятости населения в качестве безработного. Сведений об осуществлении в дальнейшем трудовой деятельности в распоряжении пенсионного органа не имеется. Таким образом с 01.10.2020 года заявитель не имела постоянного, стабильного источника дохода, подтвержденного документально. Предметом исследования суда являлись чеки из магазинов продуктов питания, чеки об оплате железнодорожных билетов и переводы денежных средств на карту сына, что подтверждает в данном случае осуществление расходов из общего семейного бюджета. Документов, свидетельствующих о наличии собственного постоянного, стабильного источника дохода, истцом представлено не было.

В апелляционной жалобе истца поставлен вопрос об отмене решения в части отказа во выключении периода прохождения службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера в общий стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с момента назначения с 27.07.2021 года как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Заявитель полагает, что на момент назначения досрочной страховой пенсии по старости имела стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет, что дает право на установление повышенной фиксированной выплаты в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.09.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Указывает, что в период действия Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, было определено, что в общий стаж работы, дающий право на пенсию засчитывалась кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Заявитель, ссылаясь на нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указывает, что пунктом 1 части 1 статьи 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Обращает внимание на то, что в соответствии с доказательствами, имеющимися в материалах дела, заявителем не реализовано право на пенсию за выслугу лет, финансируемую за счет средств федерального бюджета на основании Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941, в связи с чем, компенсация риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека, при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях, не исчислена.

Считает, что на основании норм вышеприведенного законодательства, имеет право на включение периодов прохождения службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера в стаж, необходимый для определения права на установление повышенной фиксированной выплаты к назначенной страховой пенсии по старости с момента назначения.

Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу ответчика.

Определением судьи от 30 августа 2023 года о подготовке дела к судебному разбирательству в суде апелляционной инстанции произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (ОСФР по Нижегородской области), в связи с реорганизацией путем присоединения с 01 января 2023 года к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области Фонда социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области и изменения наименования юридического лица.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила оставить без удовлетворения апелляционную жалобу истца. Истец не явилась в судебное заседание, извещена надлежащим образом.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб, поданных истцом возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционных жалоб.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 27.07.2021 года ТЕВ, [дата] года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости назначенной в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», что подтверждается копией пенсионного дела истца (л.д.85-94).

30.06.2021 года Таранина Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в котором указала на наличие у нее на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи. Заявителем были представлены свидетельство о рождении ТЮЮ, [дата] года рождения, справка из учебного заведения, подтверждающая обучение по очной форме, объяснительная, в которой Таранин Ю.Ю. пояснил, что получателем стипендии в учебном заявлении не является, проживает совместно с матерью, которая не работает и дохода не имеет.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ по Кстовскому району Нижегородской области [номер] от 12.07.2021 года истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.94).

Отказ ответчик мотивировал тем, что при рассмотрении представленных заявителем документов в совокупности, руководствуясь нормами пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии» факт нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи не подтвержден документально. Из документов, имеющихся в распоряжении пенсионного органа установлено отсутствие у заявителя на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости постоянного и основного источника дохода.

08.09.2021 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением (рег. [номер]) о перерасчете размера фиксированной выплаты к назначенной страховой пенсии по старости с учетом одного иждивенца, повторно представив подтверждающие документы.

Решением ответчика от 23.09.2021 года за [номер] истцу повторно отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца, ввиду отсутствия подтверждения факта нахождения сына на иждивении матери. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета заявителя, Таранина Е.В. является неработающей и не имеет постоянного, стабильного источника дохода.

Истец, полагая, что данным решением нарушены ее пенсионные права, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на положениях законодательства в области пенсионного обеспечения, регулирующего условия и порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установил, что у пенсионного органа не имелось законных оснований для отказа истцу в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к пенсии с момента назначения досрочной страховой пенсии по старости с учетом нетрудоспособного члена семьи, установив факт нахождения Таранина Ю.Ю. на иждивении матери.

Судебная коллегия, повторно оценив имеющиеся по делу доказательства, не находит оснований для отмены решения суда, а доводы апелляционной жалобы ответчика полагает подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно нормам пункта 1 части 2, части 3 статьи 10 и части 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, лицо, являющееся получателем страховой пенсии по старости, имеет право на повышение фиксированной выплаты к пенсии в случае нахождения на его иждивении детей, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

При этом признание находящимися на иждивении осуществляется с применением положений части 4 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, устанавливающей презумпцию нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, достигших возраста 18 лет.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (Определения от 6 ноября 2014 года, № 2428-О и от 26 марта 2020 года № 721-О, Постановление от 22 апреля 2020 года № 20-П), факт нахождения на иждивении родителей детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания факта нахождения лиц старше 18 лет на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ к фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что законодателем установлена презумпция иждивенства трех категорий лиц -нетрудоспособных членов семьи: дети, не достигшие возраста 18 лет; дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Таким образом, дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, признаются законодателем нетрудоспособными до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила обращения за фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, проведения проверок документов, необходимых для их установления, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее – Правила).

В силу пункта 23 Правил решения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в его распоряжении.

Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).

В подпунктах «ж» и «з» пункта 7 Перечня определено, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, необходимы документы: о нетрудоспособных членах семьи; о том, что нетрудоспособные члены семьи находятся на иждивении гражданина.

Нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (пункт 82 Перечня).

По смыслу названных норм, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи. В отношении детей, достигших возраста 18 лет, факт их нахождения на иждивении родителей подлежит доказыванию.

Факт нахождения на иждивении гражданина члена его семьи может быть установлен, в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой гражданином, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи гражданина.

С 27.07.2021 года Таранина Е.В. является получателем досрочной страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, то есть имеет постоянный и основной источник дохода.

Таранин Ю.Ю., [дата], на момент обращения истца за назначением страховой пенсии по старости, являлся студентом 2 курса очной формы обучения по программе основной профессиональной программе среднего профессионального образования в ГБПО «Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова» (л.д.35).

Как следует из справки от 29.11.2021 года [номер], выданной ГБПОУ «Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова», Таранин Ю.Ю., [дата], является студентом 3-го курса очной формы обучения и обучается по основной профессиональной программе среднего профессионального образования, дата начала обучения 01.09.2019 года (приказ о зачислении [номер]), планируемая дата окончания обучения 28.06.2023 года (л.д.18).

Справкой о зарегистрированных лицах [номер] от 25.11.2021 года, выданной ГБУ НО «Уполномоченный МФЦ» подтверждается, что по состоянию на 25.11.2021 года по адресу: г. Кстово, улица Школьная, д.1, кв.18, зарегистрированы: Таранина Е.В., [дата] рождения, Таранин Ю.Ю., [дата], Таранин Ю.Н., [дата] рождения проживает, не зарегистрирован, дата снятия с учета 26.08.2021 года (л.д.17).

В письменных пояснениях Таранин Ю.Ю. показал, что является студентом, обучается по очной форме обучения, получателем стипендии не является, проживает совместно с родителями, находится на полном их обеспечении (л.д.34).

Как следует из копий платежных документов по банковским операциям, истец систематически осуществляет расходы на содержание сына из общего семейного бюджета, а именно оплачивает продукты питания, товары первой необходимости, бытовые и хозяйственные принадлежности. Также с банковской карты Тараниной Е.В. регулярно осуществляются переводы на счет банковской карты сына для оплаты завтраков и обедов в студенческой столовой, оплаты проезда на общественном транспорте, приобретения предметов первой необходимости (медицинские маски, питьевая вода и т.д.). Платежными документами также подтверждается регулярная оплата истцом расходов сына на мобильную связь и оплата дополнительных занятий, посещаемых Тараниным Ю.Ю. с целью поступления в высшее учебное заведение (л.д.41-81).

Из вышеизложенного следует, что с 27.07.2021 года Таранина Е.В. является получателем досрочной страховой пенсии по старости, проживает совместно с сыном, который не работает и является студентом очной формы обучения, регулярно оказывает ему финансовую помощь, которая является для Таранина Ю.Ю. основным и постоянным источником средств к существованию. Иных источников дохода Таранин Ю.Ю. не имеет.

Кроме того, в апелляционной жалобе ответчик указал, что распоряжением пенсионного органа от 08.08.2022 года Тараниной Е.В. произведен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом одного иждивенца в соответствии с заявлением истца от 08.09.2021 года рег. [номер]. Повышенная фиксированная выплата установлена заявителю с 01.10.2022 года, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (статья 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ), с выплатой недополученных сумм за период с 01.10.2021 года по 31.08.2022 года. Данный факт истцом не оспаривался (л.д.189 оборот).

Учитывая вышеизложенное, осуществление ответчиком в добровольном порядке перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом одного иждивенца с 01.10.2021 года не может являться препятствием для установления указанной выплаты в судебном порядке с даты назначения пенсии – с 27.07.2021 года.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии документального подтверждения у Тараниной Е.В. официального постоянного источника дохода на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости не могут являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку судом достоверно установлено, что Таранаина Е.В. с [дата] ежемесячно получает досрочную страховую пенсию по старости, осуществляет систематическую материальную помощь сыну, являющуюся для него основным и постоянным источником дохода.

Судебная коллегия, рассматривая доводы апелляционной жалобы истца в отношении периодов прохождения службы по контракту в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера - ОМВД России по Пинежскому району с 02.02.2005 года по 03.10.2011 года и с 28.06.2013 года по 13.05.2016 года, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что с 27.07.2021 года Таранина Е.В., [дата] года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости назначенной в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от [дата] № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как женщина, родившая двух и более детей, достигшая возраста 50 лет, имеющая страховой стаж не менее 20 лет и проработавшая не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера (л.д.93).

08.09.2021 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением (рег. [номер]) о перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с учетом установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», которая устанавливается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 17.09.2021 года [номер] истцу отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии ввиду отсутствия 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. Пенсионным органом при определении права на установление повышенной фиксированной выплаты к назначенной пенсии не был учтен период службы истца в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера с 02.02.2005 года по 03.10.2011 года и с 28.06.2013 года по 13.05.2016 года. Согласно документам, имеющимся в распоряжении пенсионного органа, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 12 лет 02 месяца 02 дня.

Истец, полагая, что данным решением нарушены ее пенсионные права, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на положениях законодательства в области пенсионного обеспечения, регулирующего условия и порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установил, что решение пенсионного органа об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости с учетом установления повышенной фиксированной выплаты является обоснованным и правомерным. Законных оснований для включения периодов службы истца по контракту в органах внутренних дел в период с 02.02.2005 года по 03.10.2011 года и с 28.06.2013 года по [дата] в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.

Судебная коллегия, повторно оценив имеющиеся по делу доказательства, не находит оснований для отмены решения суда, а доводы апелляционной жалобы истца полагает подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки истца, Таранина Е.В., [дата] принята на службу в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, приказ ОВД [номер] л/с от [дата]; уволена со службы [дата], приказ [номер] л/с от [дата], служба в органах внутренних дел непрерывно 06 лет 11 месяцев 01 день; [дата] принята на службу в Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пинежскому району, приказ [номер] л/с от [дата], уволена со службы [дата], приказ [номер] л/с от [дата], проходила службу в органах внутренних дел непрерывно 02 года 10 месяцев 15 дней (л.д.125-126).

Справкой ОМВД России по Пинежскому району УМВД России по Архангельской области от [дата] [номер] подтверждается, что истец проходила службу в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области с [дата] по [дата] в качестве стажера по должности инспектора ПДН группы по делан несовершеннолетних милиции общественной безопасности ОВД Пинежского района, с [дата] по [дата] в качестве стажера по должности инспектора паспортно-визовой группы ОВД Пинежского района, с [дата] по [дата] проходила службу на должностях среднего начальствующего состава, с [дата] по [дата] проходила службу на должностях среднего начальствующего состава (л.д.127).

Согласно справке ОМВД России по Пинежскому району УМВД России по Архангельской области от [дата] [номер], истец проходила службу в органах внутренних дел, в период которой на нее не распространялось обязательное пенсионное страхование: с [дата] по [дата], с [дата] по [дата], уволена со службы [дата]. Право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением ФИО2 – Правительства Российской Федерации от [дата] [номер] не приобрела (л.д.128).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Положения статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 4 которых в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды получения пособия в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительного отпусков.

Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Соответственно, периоды прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы не могут быть включены в специальный трудовой (страховой) стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, так как в спорный период на истца не распространялось обязательное пенсионное страхование и не производилась уплата страховых взносов, что подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета истца (л.д.86-92).

Из вышеизложенного следует, что период прохождения военной службы включается в общий страховой стаж и не может быть включен в специальный трудовой (страховой) стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, что следует как из ранее действовавшего законодательства, так и из законодательства, действующего в настоящее время.

Принимая во внимание, что оснований для включения периодов прохождения службы истца в органах внутренних дел с 02.02.2005 года по 03.10.2011 года и с 28.06.2013 года по 13.05.2016 года в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ пенсионным органом не установлено, то и оснований для их учета в специальный страховой стаж с целью установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии также не имеется. Данное обстоятельство подтверждается ответом ОПФР по Нижегородской области от 30.09.2021 года, в котором указаны периоды, включенные в специальный стаж, для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (л.д.116-120).

Исключение периодов прохождения службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера при определении пенсионным органом права заявителя на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ истцом не оспаривалось.

Кроме того, периоды прохождения службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера с учетом Федерального закона от 04.06.2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» учтены пенсионным органом в качестве «нестраховых периодов» при определении размера назначенной досрочной страховой пенсии на основании норм части 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (л.д.120).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года № 380-О, от 29 сентября 2011 года № 1040-О-О, от 25 января 2012 года № 19-О-О, от 28 января 2016 года № 48-О).

Данная правовая позиция отражена также и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года № 946-О.

Судебная коллегия находит несостоятельными ссылки истца на положения Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года и пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, которыми было определено, что в общий стаж работы, дающий право на пенсию засчитывалась кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности период, указанный подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода, поскольку нормы указанного законодательства распространяются и могут применятся при соблюдении определенных условий только при определении права заявителей на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренное статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта «а», абзаце 3 подпункта «б» и абзаце 3 подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 применяется к Списку № 1 и Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года (абзац 3 подпункта «а»; абзац 3 подпункта «б» пункта 1).

Таким образом при определении продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера нормы пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 применяться не могут.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в соответствии с доказательствами, имеющимися в материалах дела, заявитель не реализовал право на пенсию за выслугу лет, финансируемую за счет средств федерального бюджета на основании Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941, в связи с чем, компенсация риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека, при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях, не исчислены подлежат отклонению ввиду следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (далее - Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ) гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 01.01.2002 и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

На основании части 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного п.п. 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ, составляет 1,8.

Как следует из ОПФР по Нижегородской области от 30.09.2021 года [номер] периоды прохождения службы в органах внутренних дел, предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 года № 126-ФЗ, учтены при расчете индивидуального пенсионного коэффициента заявителя в виде 17,19 индивидуальных пенсионный коэффициентов (1,8 за полный календарный год службы) и преобразованы в расчетный пенсионный капитал при исчислении размера досрочной страховой пенсии по старости (л.д.116-120).

Таким образом, вышеизложенные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит основанными на ошибочном толковании положений действующего пенсионного законодательства с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.

Приведенные сторонами в апелляционных жалобах доводы сводятся к общему несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителями апелляционных жалоб не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 05 июля 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 01 марта 2023 года) оставить без изменения, апелляционные жалобы сторон – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение составлено 29 сентября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-14254/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Таранина Евгения Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Серов Дмитрий Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
21.08.2023Передача дела судье
26.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Передано в экспедицию
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее