Решение по делу № 2-222/2024 (2-2780/2023;) от 21.11.2023

Дело № 2-222/2024 (2-2780/2023)

УИД 70RS0002-01-2023-005549-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2024 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Родичевой Т.П.,

помощника судьи Локтаевой А.А., при секретаре Ильиной И.Н.,

с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) Коломиной Е.А., представителя ответчика (истца по встречному иску) Федоровой С.Г., старшего помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Михайловой С.Н. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации, встречному исковому заявлению Михайловой С.Н. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об обязании предоставить жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения с прекращением права на изымаемое жилое помещение, взыскании судебных расходов,

установил:

истец администрация Города Томска обратилась в суд с иском к Михайловой С.Н., в котором просит прекратить, путем выкупа администрацией Города Томска, право собственности ответчика на жилое помещение <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., установить подлежащую уплате денежную компенсацию в размере 2794217,00 рублей, указать, что решение суда по данному делу является основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик Михайлова С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный многоквартирный дом, в соответствии с заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчику - собственнику жилого помещения предложено совместно с другими собственниками снести многоквартирный жилой дом в течение 6 месяцев с момента получения требования, указанное требование было получено ответчиком.

Поскольку Постановлением администрации Города Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, истцом была проведена оценка рыночной стоимости квартиры, ответчику было предложено заключить Соглашение, согласно которому размер возмещения на недвижимое имущество, изымаемое для муниципальных нужд, составил 2794217,00 руб. От заключения Соглашения об изъятии недвижимого имущества спорного жилого помещения ответчик. В соответствии с нормами жилищного законодательства при недостижении соглашения с собственниками по условиям изъятия жилого помещения или о выкупной цене, орган местного самоуправления может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. В связи с вышеизложенным администрация Города Томска заявила вышеуказанные требования, поскольку полагает, что в ином порядке не имеет возможности исполнить возложенные на нее обязанности, связанные с изъятием жилого помещения, признанного аварийным, для муниципальных нужд.

Не согласившись с заявленными требованиями Михайлова С.Н. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, в котором просила возложить обязанность на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить ей (Михайловой С.Н.) на праве собственности, взамен непригодного для проживания, другое благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, прекратить право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>.

В обоснование заявленных встречных исковых требований указано, что Постановлением администрации Города Томска от <дата обезличена> <номер обезличен> многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, о чем истца уведомила администрация Ленинского района Города Томска в требовании от <дата обезличена> <номер обезличен>. Согласно указанному требованию многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от <дата обезличена> <номер обезличен>. Указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025. Согласно постановлению администрации города Томска от <дата обезличена> <номер обезличен> на администрацию Ленинского района возложена обязанность принять меры к отселению жильцов дома в срок не позднее <дата обезличена>, однако до настоящего времени жилой дом не расселен. Поскольку выбор способа расселения из аварийного жилого дома принадлежит исключительно собственнику жилого помещения, а на выкуп жилого помещения с выплатой соответствующей компенсации, истец (ответчик по первоначальному иску) Михайлова С.Н. не согласна, полагает, что она имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения.

Представитель истца (ответчика по встречному иску) муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска Коломина Е.А., действующая на основании доверенности № 7986 от 23.10.2023, в судебном заседании требования первоначального иска поддержала в полном объеме по доводам, указанным в иске, требования встречного иска не признала.

Ответчик (истец по встречному иску) Михайлова С.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила представителя.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Федорова С.Г., действующая на основании доверенности 70 АА 1904513 от 04.12.2023, в судебном заседании первоначальные исковые требования не признала, требования встречного искового заявления поддержала по доводам, изложенным во встречном иске.

На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г., полагавшей первоначальные исковые требования не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст. 8, 35).

В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); 3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); 3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; 8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; 9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2, 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Частями 9, 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Разъясняя порядок применения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 20, 22 Постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, согласно которой, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Из анализа указанных правовых норм следует, что в случае включения дома в региональную адресную программу, собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ответчик (истец по встречному иску) является правообладателем жилого помещения – квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объеме недвижимости <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 13-14).

Как следует из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер обезличен> от <дата обезличена>, постановления администрации города Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» многоквартирный <адрес обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 16-18).

В соответствии с постановлением администрации г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: <адрес обезличен>», жилое помещение – квартира <адрес обезличен> подлежит изъятию для муниципальных нужд наряду с земельным участком (л.д. 19).

<дата обезличена> письмом с исх. <номер обезличен> администрацией Ленинского района г.Томска в адрес Михайловой С.Н. было направлено требование, в котором сообщалось о признании многоквартирного дома <адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем ответчику (истцу по встречному иску) предложено в течение 6 месяцев после получения требования произвести совместно с другими собственниками снос указанного многоквартирного жилого дома. В указанном заявлении ответчик указал, что отказывается от сноса дома своими средствами (л.д. 20).

<дата обезличена> по заказу администрации Ленинского района г. Томска частнопрактикующим оценщиком ФИО1 был составлен отчет <номер обезличен> об оценке рыночной стоимости имущества, согласно которому стоимость недвижимого имущества для муниципальных нужд, в том числе доля в праве на земельный участок, приходящийся на изымаемую квартиру по адресу: <адрес обезличен> составила 2794217,00 руб. (л.д. 22-54).

Возражая против заявленных исковых требований, Михайлова С.Н. обратилась со встречным иском, заявляя требования о предоставлении ей равнозначного жилого помещения взамен аварийного, указывала, что с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд и выплатой соответствующей компенсацией не согласна, поскольку указанный способ расселения ее из аварийного жилья нарушает ее права.

Распоряжением администрации Томской области от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019 - 2025 годы, утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019 - 2025 годы, согласно которой жилой дом <адрес обезличен> включен в перечень аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению в рамках данной программы.

Таким образом, судом установлено, что на основании постановлений и распоряжения администрации Города Томска жилой дом <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

При таких обстоятельствах в силу вышеприведенных норм права, ответчик, как собственник жилого помещения в доме, подлежащим изъятию для муниципальных нужд, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого равнозначного жилого помещения на праве собственности.

<дата обезличена> Михайлова С.Н. была ознакомлена с отчетом <номер обезличен> об оценке рыночной стоимости имущества и в связи с несогласием суммой оценки квартиры, выразила отказ от заключения Соглашения об изъятии для муниципальных нужд спорного жилого помещения (л.д. 21).

Поскольку выкуп жилого помещения возможен лишь в случае отказа собственником непригодного для проживания жилого помещения от предоставления иного жилья, а в рассматриваемом случае ответчик не согласился на выкуп принадлежащего ему жилого помещения, и требует предоставления другого равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилья, находящегося в аварийном доме, подлежащем сносу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в части прекращения путем выкупа права собственности Михайловой С.Н. жилого помещения с выплатой соответствующей компенсации.

Заявляя исковые требования об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого, ответчик тем самым указала на свой выбор способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Доказательств того, что ответчику ранее предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого, но она от него отказалась, материалы дела не содержат.

Поскольку помещение, в котором проживает ответчик, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия срока расселения дома.

Таким образом, суд полагает, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска подлежит возложению обязанность предоставить Михайловой С.Н. в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес обезличен> зачетом его стоимости при определении выкупной цены за изымаемое жилое помещение и последующим прекращением права собственности Михайловой С.Н. на него после предоставления другого жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Изъятие жилого помещения у собственников путем предоставления иного жилого помещения представляет собой переход права собственности на него в государственную и муниципальную собственность, что соответственно, влечет за собой прекращение права собственности на жилое помещение за ответчиками и возникновения права на помещение у иного лица.

Соответственно, указанное решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН.

При распределении судебных расходов суд руководствуется следующим.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина.

При обращении в суд со встречным исковым требованием Михайловой С.Н. оплачена государственная пошлина в размере 300,00 руб., что подтверждается чек-ордером от <дата обезличена> (л.д. 75).

С учетом удовлетворения встречных исковых требований в полном объеме, уплаченная государственная пошлина в размере 300,00 руб. подлежит взысканию с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в пользу Михайловой С.Н.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Михайловой С.Н. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации, оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Михайловой С.Н. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Михайловой С.Н., <дата обезличена> года рождения <данные изъяты> в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес обезличен>, с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену.

Прекратить право собственности Михайловой С.Н., <дата обезличена> года рождения <данные изъяты> на жилое помещение, расположенное по адресу:<адрес обезличен> после предоставления Михайловой С.Н. другого жилого помещения.

Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461) в пользуМихайловой С.Н., <дата обезличена> года рождения <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.П. Родичева

Мотивированный текст решения изготовлен 01 февраля 2024 года.

Дело № 2-222/2024 (2-2780/2023)

УИД 70RS0002-01-2023-005549-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2024 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Родичевой Т.П.,

помощника судьи Локтаевой А.А., при секретаре Ильиной И.Н.,

с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) Коломиной Е.А., представителя ответчика (истца по встречному иску) Федоровой С.Г., старшего помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Михайловой С.Н. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации, встречному исковому заявлению Михайловой С.Н. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об обязании предоставить жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения с прекращением права на изымаемое жилое помещение, взыскании судебных расходов,

установил:

истец администрация Города Томска обратилась в суд с иском к Михайловой С.Н., в котором просит прекратить, путем выкупа администрацией Города Томска, право собственности ответчика на жилое помещение <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., установить подлежащую уплате денежную компенсацию в размере 2794217,00 рублей, указать, что решение суда по данному делу является основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик Михайлова С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный многоквартирный дом, в соответствии с заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчику - собственнику жилого помещения предложено совместно с другими собственниками снести многоквартирный жилой дом в течение 6 месяцев с момента получения требования, указанное требование было получено ответчиком.

Поскольку Постановлением администрации Города Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, истцом была проведена оценка рыночной стоимости квартиры, ответчику было предложено заключить Соглашение, согласно которому размер возмещения на недвижимое имущество, изымаемое для муниципальных нужд, составил 2794217,00 руб. От заключения Соглашения об изъятии недвижимого имущества спорного жилого помещения ответчик. В соответствии с нормами жилищного законодательства при недостижении соглашения с собственниками по условиям изъятия жилого помещения или о выкупной цене, орган местного самоуправления может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. В связи с вышеизложенным администрация Города Томска заявила вышеуказанные требования, поскольку полагает, что в ином порядке не имеет возможности исполнить возложенные на нее обязанности, связанные с изъятием жилого помещения, признанного аварийным, для муниципальных нужд.

Не согласившись с заявленными требованиями Михайлова С.Н. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, в котором просила возложить обязанность на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить ей (Михайловой С.Н.) на праве собственности, взамен непригодного для проживания, другое благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, прекратить право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>.

В обоснование заявленных встречных исковых требований указано, что Постановлением администрации Города Томска от <дата обезличена> <номер обезличен> многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, о чем истца уведомила администрация Ленинского района Города Томска в требовании от <дата обезличена> <номер обезличен>. Согласно указанному требованию многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от <дата обезличена> <номер обезличен>. Указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025. Согласно постановлению администрации города Томска от <дата обезличена> <номер обезличен> на администрацию Ленинского района возложена обязанность принять меры к отселению жильцов дома в срок не позднее <дата обезличена>, однако до настоящего времени жилой дом не расселен. Поскольку выбор способа расселения из аварийного жилого дома принадлежит исключительно собственнику жилого помещения, а на выкуп жилого помещения с выплатой соответствующей компенсации, истец (ответчик по первоначальному иску) Михайлова С.Н. не согласна, полагает, что она имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения.

Представитель истца (ответчика по встречному иску) муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска Коломина Е.А., действующая на основании доверенности № 7986 от 23.10.2023, в судебном заседании требования первоначального иска поддержала в полном объеме по доводам, указанным в иске, требования встречного иска не признала.

Ответчик (истец по встречному иску) Михайлова С.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила представителя.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Федорова С.Г., действующая на основании доверенности 70 АА 1904513 от 04.12.2023, в судебном заседании первоначальные исковые требования не признала, требования встречного искового заявления поддержала по доводам, изложенным во встречном иске.

На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г., полагавшей первоначальные исковые требования не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст. 8, 35).

В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); 3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); 3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; 8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; 9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2, 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Частями 9, 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Разъясняя порядок применения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 20, 22 Постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, согласно которой, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Из анализа указанных правовых норм следует, что в случае включения дома в региональную адресную программу, собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ответчик (истец по встречному иску) является правообладателем жилого помещения – квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объеме недвижимости <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 13-14).

Как следует из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер обезличен> от <дата обезличена>, постановления администрации города Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» многоквартирный <адрес обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 16-18).

В соответствии с постановлением администрации г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: <адрес обезличен>», жилое помещение – квартира <адрес обезличен> подлежит изъятию для муниципальных нужд наряду с земельным участком (л.д. 19).

<дата обезличена> письмом с исх. <номер обезличен> администрацией Ленинского района г.Томска в адрес Михайловой С.Н. было направлено требование, в котором сообщалось о признании многоквартирного дома <адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем ответчику (истцу по встречному иску) предложено в течение 6 месяцев после получения требования произвести совместно с другими собственниками снос указанного многоквартирного жилого дома. В указанном заявлении ответчик указал, что отказывается от сноса дома своими средствами (л.д. 20).

<дата обезличена> по заказу администрации Ленинского района г. Томска частнопрактикующим оценщиком ФИО1 был составлен отчет <номер обезличен> об оценке рыночной стоимости имущества, согласно которому стоимость недвижимого имущества для муниципальных нужд, в том числе доля в праве на земельный участок, приходящийся на изымаемую квартиру по адресу: <адрес обезличен> составила 2794217,00 руб. (л.д. 22-54).

Возражая против заявленных исковых требований, Михайлова С.Н. обратилась со встречным иском, заявляя требования о предоставлении ей равнозначного жилого помещения взамен аварийного, указывала, что с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд и выплатой соответствующей компенсацией не согласна, поскольку указанный способ расселения ее из аварийного жилья нарушает ее права.

Распоряжением администрации Томской области от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019 - 2025 годы, утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019 - 2025 годы, согласно которой жилой дом <адрес обезличен> включен в перечень аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению в рамках данной программы.

Таким образом, судом установлено, что на основании постановлений и распоряжения администрации Города Томска жилой дом <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

При таких обстоятельствах в силу вышеприведенных норм права, ответчик, как собственник жилого помещения в доме, подлежащим изъятию для муниципальных нужд, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого равнозначного жилого помещения на праве собственности.

<дата обезличена> Михайлова С.Н. была ознакомлена с отчетом <номер обезличен> об оценке рыночной стоимости имущества и в связи с несогласием суммой оценки квартиры, выразила отказ от заключения Соглашения об изъятии для муниципальных нужд спорного жилого помещения (л.д. 21).

Поскольку выкуп жилого помещения возможен лишь в случае отказа собственником непригодного для проживания жилого помещения от предоставления иного жилья, а в рассматриваемом случае ответчик не согласился на выкуп принадлежащего ему жилого помещения, и требует предоставления другого равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилья, находящегося в аварийном доме, подлежащем сносу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в части прекращения путем выкупа права собственности Михайловой С.Н. жилого помещения с выплатой соответствующей компенсации.

Заявляя исковые требования об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого, ответчик тем самым указала на свой выбор способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Доказательств того, что ответчику ранее предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого, но она от него отказалась, материалы дела не содержат.

Поскольку помещение, в котором проживает ответчик, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия срока расселения дома.

Таким образом, суд полагает, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска подлежит возложению обязанность предоставить Михайловой С.Н. в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес обезличен> зачетом его стоимости при определении выкупной цены за изымаемое жилое помещение и последующим прекращением права собственности Михайловой С.Н. на него после предоставления другого жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Изъятие жилого помещения у собственников путем предоставления иного жилого помещения представляет собой переход права собственности на него в государственную и муниципальную собственность, что соответственно, влечет за собой прекращение права собственности на жилое помещение за ответчиками и возникновения права на помещение у иного лица.

Соответственно, указанное решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН.

При распределении судебных расходов суд руководствуется следующим.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина.

При обращении в суд со встречным исковым требованием Михайловой С.Н. оплачена государственная пошлина в размере 300,00 руб., что подтверждается чек-ордером от <дата обезличена> (л.д. 75).

С учетом удовлетворения встречных исковых требований в полном объеме, уплаченная государственная пошлина в размере 300,00 руб. подлежит взысканию с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в пользу Михайловой С.Н.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Михайловой С.Н. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации, оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Михайловой С.Н. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Михайловой С.Н., <дата обезличена> года рождения <данные изъяты> в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес обезличен>, с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену.

Прекратить право собственности Михайловой С.Н., <дата обезличена> года рождения <данные изъяты> на жилое помещение, расположенное по адресу:<адрес обезличен> после предоставления Михайловой С.Н. другого жилого помещения.

Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461) в пользуМихайловой С.Н., <дата обезличена> года рождения <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.П. Родичева

Мотивированный текст решения изготовлен 01 февраля 2024 года.

2-222/2024 (2-2780/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Томска
прокуратура Ленинского района г. Томска
Ответчики
Михайлова Светлана Николаевна
Другие
Прокурор Советского района г. Томска
Федорова Светлана Геннадьевна
МО "Город Томск" в лице администрации Города Томска
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Родичева Т. П.
Дело на сайте суда
leninsky.tms.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2023Передача материалов судье
28.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2023Подготовка дела (собеседование)
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее