Решение по делу № 2-200/2019 от 23.11.2018

         Дело № 2-200/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 января 2019 года                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Горбань И.А.,

при секретаре Заярской Н.Г.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора г. Новошахтинска Серебрянниковой Э.В.,

представителя истца ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) Матчановой А.М., действующей на основании доверенности от 09.01.2019,

ответчика Степанова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новошахтинска в защиту интересов Российской Федерации в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) к Степанову С.Н., Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученной денежной суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Новошахтинска обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации серии МСЭ-2015 от 09.01.2017, выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 от 09.01.2017 об установлении Степанову С.Н., (дата) года рождения, второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания; взыскать со Степанова С.Н. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) незаконно полученные за период с 09.01.2017 по 30.09.2017 пенсию по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 96635 руб. 26 коп.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой г. Новошахтинска по заявлению УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонного) проведена проверка законности установления группы инвалидности Степанову С.Н. Установлено, что согласно справке серии МСЭ-2015 , выданной Бюро - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», 09.01.2017 Степанову С.Н., (дата) года рождения, впервые установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. Проведенной проверкой установлено, что в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета РФ по РО находится уголовное дело в отношении должностных лиц ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России. В ходе следствия изъята вся медицинская документация Бюро ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда РФ за 2017 год, а также получена копия базы данных ЕАВИИАС, в которую в обязательном порядке вносятся сведения о лицах, проходящих медико-социальную экспертизу в подразделениях ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда РФ. Кроме того, следствием истребованы сведения о направлениях на медико-социальную экспертизу лицами, получившими справки об установлении инвалидности в Бюро . По информации Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.06.2018 в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, данные по освидетельствованию Степанова С.Н. отсутствуют. С 05.10.2016 по 05.02.2017 Степанов С.Н. был зарегистрирован в <адрес>, о чем свидетельствует информация отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по г. Новошахтинску от 23.05.2018 . Согласно представленным МБУЗ «ЦГБ» <адрес> сведениям от 25.05.2018 , Степанов С.Н. за оказанием медицинской помощи в МБУЗ «ЦГБ» <адрес> не обращался, направление на медико-социальную экспертизу ему не выдавалось. По сведениям МБУЗ «ЦГБ» <адрес> от 23.05.2018 Степанов С.Н. на диспансерном учете не состоял, направление на медико-социальную экспертизу ему не выдавалось. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды. Согласно положениям ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с информацией УПФ 17.01.2017 Степанов С.Н. обратился в УПФР в г. Новошахтинске (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности. Правовым основанием для установления Степанову С.Н. выплат, положенных гражданам, являющимся инвалидами, явилась выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2015 , выданная Бюро - филиала ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области, согласно которой ему впервые с 09.01.2017 (бессрочно) установлена инвалидность 2 группы. За период с 09.01.2017 по 30.09.2017 Степанов С.Н. получил пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 96635 руб. 26 коп.: переплата страховой пенсии по инвалидности за период с 09.01.2017 по 30.09.2017 в размере 83905 руб. 79 коп.; переплата ЕДВ с 12.01.2017 по 30.09.2017 в размере 12729 руб. 47 коп. Вместе с тем, представленные сведения свидетельствуют о том, что в 2017 году Степанов С.Н. медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не проходил. Распоряжениями от 02.10.2017 и выплаты страховой пенсии и ЕДВ были приостановлены с 01.10.2017. Решениями от 01.02.2018 № б/н и выплата Степанову С.Н. страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ была прекращена. Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя. Степанов С.Н. был проинформирован УПФР в г. Новошахтинске (межрайонным) о необходимости возмещения в бюджет ПФР с направлением квитанции, однако до настоящего времени незаконно полученные суммы пенсии и ЕДВ не возвращены.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Новошахтинска Серебрянникова Э.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель истца ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) Матчанова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме и пояснила, что ответчиком Степановым С.Н. до настоящего времени не возвращена сумма переплаты в бюджет ПФР.

Ответчик Степанов С.Н. в судебном заседании не возражал об удовлетворении исковых требований, в том числе и о взыскании с него спорной суммы.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, согласно представленным возражениям просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, указав, что совокупностью доказательств подтвержден факт выдачи Степанову С.Н. справки серии МСЭ-2015 от 09.01.2017 об установлении 2 группы инвалидности в отсутствие к тому законных оснований.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что согласно справке серии МСЭ-2015 от 09.01.2017, выданной Бюро - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО», Степанову С.Н. с 09.01.2017 установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.

Согласно ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально - бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункту 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно п. 27 указанного порядка, на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минтруда России от 17.12.2015 №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Таким образом, признание гражданина инвалидом 2 группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Из материалов дела следует, что 12.01.2017 Степанов С.Н. обратился в УПФР в г. Новошахтинске (межрайонное) с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии с ФЗ № 181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» и 17.01.2017 о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях».

Решениями и УПФР в г. Новошахтинске (межрайонного) Степанову С.Н. были назначены страховая пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата.

Как следует из заявления о проведении проверки по факту незаконного присвоения денежных средств Пенсионного фонда РФ начальника УПФР в г. Новошахтинске (межрайонного) к прокурору г. Новошахтинска от 20.04.2018, 21.09.2017 в УПФР в г. Новошахтинске (межрайонное) поступило письмо следователя по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области от 13.09.2017, из которого следует, что в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета РФ по РО находится уголовное дело в отношении должностных лиц ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда РФ, в ходе которого установлены факты получения выписок МСЭ в отсутствие законных к тому оснований, без предоставления медицинских документов и прохождения медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95. К данному письму прилагался список лиц, фактически прошедших медико-социальную экспертизу в установленном порядке, в котором Степанов С.Н. не поименован.

Из сообщения главного врача МБУЗ «ЦГБ» <адрес> от 25.05.2018 следует, что Степанов С.Н. за оказанием медицинской помощи в МБУЗ «ЦГБ» <адрес> не обращался, направление на медико-социальную экспертизу ему не выдавалось.

Из сообщения главного врача МБУЗ «ЦГБ» <адрес> от 23.05.2018 следует, что Степанов С.Н. на диспансерном учете не состоял, за период 2016-2018 годы направление на МСЭ ему не выдавалось.

Из представленного ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отзыва следует, что данные о прохождении 09.01.2017 Степановым С.Н. медико-социальной экспертизы в Бюро - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют. Отсутствует дело медико-социальной экспертизы Степанова С.Н. в бюро , а также сведения о нем в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ).

Решениями от 01.02.2018 № б/н и УПФР в г. Новошахтинске (межрайонного) выплата Степанову С.Н. страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ была прекращена.

Каких-либо письменных доказательств о прохождении медико-социальной экспертизы в Бюро - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РО», медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у ответчика, являющееся основанием для установления ему группы инвалидности без срока переосвидетельствования, Степановым С.Н. в нарушение ст.ст. 56, 57 ГПК РФ не представлено.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Степанов С.Н. не проходил медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в нарушение правил прохождения медосвидетельствования, с целью получения справки и пенсии по инвалидности, что является основанием для признания справки МСЭ и выписки из акта медицинского освидетельствования на имя Степанова С.Н. недействительными.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что Степанов С.Н. умышленно нарушил порядок прохождения медицинского освидетельствования в Бюро - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России. Решение Бюро - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России о назначении Степанову С.Н. 2 группы инвалидности бессрочно принято с нарушением установленной законом процедуры, что свидетельствует о наличии в его действиях недобросовестности.

В силу п.п. 1, 2 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Согласно сведениям, представленным УПФР в г. Новошахтинске (межрайонным), Степанов С.Н. за период с 09.01.2017 по 30.09.2017 получил пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 96635 руб. 26 коп.: переплата страховой пенсии по инвалидности за период с 09.01.2017 по 30.09.2017 в размере 83905 руб. 79 коп., переплата ЕДВ за период с 12.01.2017 по 30.09.2017 в размере 12729 руб. 47 коп.

В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных выше норм законодательства следует, что для взыскания с лица причиненного Пенсионному фонду ущерба следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Конституционный Суд РФ в постановлении № 10-П от 26.02.2018 указал, что положения статей 1102 и 1109 ГК РФ, п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ЕДВ, в случае если представленная им справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы признана недействительной вследствие лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом, что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.

Однако в данном случае суд не усматривает оснований для применения положений постановления Конституционного Суда РФ № 10-П от 26.02.2018 в отношении Степанова С.Н., поскольку материалами дела подтвержден факт незаконного получения им справки МСЭ, без проведения освидетельствования. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, последним не представлено.

В связи с чем в данном случае отсутствуют условия, указанные Конституционным Судом РФ, при наличии которых отсутствуют основания для взыскания с гражданина полученных им сумм пенсии по инвалидности и ЕДВ.

Таким образом, проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истцы были освобождены при подаче иска, в сумме 3099 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Новошахтинска в защиту интересов Российской Федерации в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) к Степанову С.Н., Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученной денежной суммы, удовлетворить.

    Признать справку Бюро - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации серии МСЭ-2015 от 09.01.2017 и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 от 09.01.2017 об установлении Степанову С.Н., (дата) года рождения, второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания, недействительными с момента выдачи.

Взыскать со Степанова С.Н. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) незаконно полученные за период с 09.01.2017 по 30.09.2017 пенсию по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 96635 руб. 26 коп.

Взыскать со Степанова С.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3099 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Горбань

Мотивированное решение суда составлено 28 января 2019 года.

2-200/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное)
прокурор г. Новошахтинска
Ответчики
Степанов Сергей Николаевич
Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
23.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2018Передача материалов судье
28.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2018Подготовка дела (собеседование)
18.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2019Судебное заседание
23.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2019Дело оформлено
20.03.2019Дело передано в архив
16.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
23.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее