Решение по делу № 2-272/2022 от 29.06.2022

Дело № 2-272/2022

Мотивированное решение составлено 30 августа 2022 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2022 года                                                                село Ловозеро

Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Костюченко К.А.,

при секретаре Попове В.О.,

с участием прокурора Кадерова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в интересах Овчинникова А. С., Овчинниковой Н. В., Овчинниковой К. А., несовершеннолетних ФИО5 и ФИО4, к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области о понуждении предоставить многодетной семье земельный участок для осуществления индивидуального жилищного строительства,

У С Т А Н О В И Л :

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав в обоснование, что по результатам проверки исполнения земельного законодательства в деятельности органов местного самоуправления в деятельности муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области выявлены нарушения закона. Так, прокуратурой установлено, что на учёте на предоставление земельного участка многодетной семье бесплатно в собственность для осуществления жилищного строительства с ДД.ММ.ГГГГ состоит многодетная семья Овчинникова А.С., которая в связи с бездействием органов местного самоуправления городского поселения Ревда в течение длительного времени не может реализовать своё право. ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленного нарушения прокуратурой района в Администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района внесено представление с требованием о его устранении, которое было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку до настоящего времени Администрацией городского поселения Ревда Ловозерского района нарушения закона не устранены, земельные участки для предоставления многодетной семье бесплатно в собственность для осуществления жилищного строительства не образованы, семье Овчинниковых земельный участок не предоставлен, просил обязать ответчика в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить многодетной семье Овчинниковых бесплатно в собственность земельный участок, отвечающий требованиям инженерной инфраструктуры и транспортной доступности, для осуществления индивидуального жилищного строительства.

Прокурор Ловозерского района Мурманской области Кадеров А.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить, пояснил, что до настоящего времени земельный участок семье Овчинниковых не предоставлен.

Истцы Овчинникова К.А., а также Овчинников А.С., Овчинникова Н.В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО4, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, будучи надлежащим образом извещённым о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что против удовлетворения исковых требований не возражает, однако при вынесении судебного акта просит учесть, что необходимые процедуры для предоставления земельного участка для индивидуального жилого строительства включают в себя изменение генерального плана п. Ревда; изменение правил застройки, которые требуют проведения публичных слушаний; изменение целевого назначения земельного участка, а также формирование земельного участка и проведение кадастровых работ, постановки вновь образованных земельных участков на кадастровый учёт в соответствии с постановлением Администрации от 18 марта 2021 года № 53, для их проведения потребуется не менее шести месяцев, в связи с чем просил предоставить срок исполнения судебного акта – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Исходя из положений ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учёт, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с п. 2 ст. 39.19 названного Кодекса если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство наделяет субъект Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учёта.

В Мурманской области указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" (далее – Закон) (вместе с "Порядком бесплатного предоставления земельных участков в собственность отдельным категориям граждан", "Порядком бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям").

Статьёй 15.1 Закона предусмотрено, что многодетные семьи, проживающие на территории Мурманской области (далее - многодетные семьи), имеют право приобрести бесплатно без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если они состоят на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Мурманской области и (или) жилищных фондов муниципальных образований Мурманской области, и данные земельные участки предоставляются для ведения садоводства (с правом размещения на садовом земельном участке садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей) и осуществления индивидуального жилищного строительства (далее - жилищное строительство) (п. 1).

Земельные участки предоставляются многодетным семьям бесплатно в собственность в соответствии с настоящей статьей однократно (п. 2).

Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям определяется в соответствии с приложением № 2 к настоящему Закону (п. 5).

В соответствии с п. 2.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям (далее – Порядок) решения о постановке на учёт многодетных семей принимают местные администрации городских округов, муниципальных округов, городских поселений и сельских поселений.

Отсутствие на территории муниципального образования свободных сформированных (образованных) и поставленных на кадастровый учёт земельных участков не является основанием для отказа в постановке многодетных семей на учёт и прекращения ведения такого учёта (п. 2.4 Порядка).

Пунктом 4.2 Порядка определено, что решение о предоставлении многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или об отказе в его предоставлении принимается местной администрацией муниципального образования в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 4.3 Порядка решение о предоставлении многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка принимается в месячный срок со дня постановки земельных участков, сформированных (образованных) в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка, на государственный кадастровый учёт.

Формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований (п. 3.3 Порядка).

Формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями муниципальных районов, городских округов и городских поселений (п. 3.4 Порядка).

В случае своевременной постановки на учёт многодетные семьи сохраняют право на соответствующую очередь до окончания обучения детьми, обучающимися в образовательных организациях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (п. 4.6 Порядка).

Администрацией муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района 18 марта 2021 года вынесено постановление № 53, которым утверждён порядок реализации мероприятий по организации образования и бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с которым выбор земельных участков осуществляется путём проведения жеребьевки в порядке очерёдности с учётом количества образованных земельных участков. Жеребьёвка организуется и проводится администрацией.

    В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ семья Овчинниковых в составе 5 человек – Овчинникова Н. В., Овчинников А. С., Овчинникова К. А., ФИО4 и ФИО5 состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Распоряжением Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ многодетная семья Овчинниковых в составе 5 человек – Овчинникова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Овчинников А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Овчинникова К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., была поставлена на учёт для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, находящегося в собственности муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района или государственная собственность на которые не разграничена.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Овчинников А.С. обращался в адрес Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района с заявлением, содержащим просьбу о внесении в бюджет на 2021 год статьи расходов по формированию земельных участков для многодетных семей.

Из письма Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Басавина Ю.В., адресованного    Овчинникову А.С., следует, что при формировании бюджета на 2021 год будет предусмотрена статья расходов для проведения работ по топографической съёмке и формированию земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Овчинников А.С. обратился в адрес Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района с заявлением, содержащим просьбу о выделе в собственность его многодетной семьи для индивидуального строительства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Из письма Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Басавина Ю.В., адресованного    Овчинникову А.С., следует, что предоставить указанный в заявлении земельный участок не представляется возможным, поскольку на нём расположен объект недвижимости – жилой дом.

Из представленных материалов дела также следует, что в 2021 году Овчинников А.С. обращался к Губернатору Мурманской области по вопросу предоставления земельного участка на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства на территории г.п. Ревда Ловозерского района.

Из письма Главы администрации Ловозерского района Курзенева Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно предоставленной администрацией МО г.п. Ревда Ловозерского района информации, земельные участки для предоставления многодетным семьям не формировались в связи с недостаточностью средств в бюджете муниципального образования для формирования земельных участков, обеспечения их объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры.

Аналогичное обоснование причин отсутствия сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям содержит и письмо Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 26 февраля 2021 года, адресованное в прокуратуру Ловозерского района Мурманской области.

09 марта 2021 года прокуратурой Ловозерского района было внесено представление Главе администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, содержащее требование о незамедлительном устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и принятии действенных мер, направленных на реализацию права на предоставление земельного участка многодетным семьям бесплатно в собственность для осуществления жилищного строительства.

Из письма и.о. Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Лобановой Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Овчинниковой Н.В., следует, что индивидуальная жилая застройка возможна в районе улицы Профсоюзной. Внесение изменений в Генплан п.г. Ревда – центральную часть улицы Победы, и перевод из зоны малоэтажной застройки в зону индивидуальной застройки не представляется возможным.

Из письма Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Басавина Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Овчинниковой Н.В., следует, что Администрация приступила к работам по внесению изменений в документы в части изменения малоэтажной многоквартирной жилой застройки, предусматривающей застройку многоквартирными жилыми домами блокированного типа, на индивидуальную жилую застройку усадебного типа. Учитывая, что подготовка проекта по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки выполняется сторонними проектными организациями, Администрация направила запросы в ряд таких организаций для определения стоимости данного вида работ с целью внесения финансовых затрат в проект бюджета муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района на 2022 год. После проведения указанных мероприятий и выполнения проекта планировки и проекта межевания многодетным семьям буду предоставлены земельные участки под индивидуальную жилищную застройку.

Судом установлено, что семья Овчинниковых в составе 5 человек зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. В настоящее время Овчинникова К.А., достигшая возраста совершеннолетия, является студенткой 2 курса очной формы обучения ГАПОУ МО "Мурманский педагогический колледж". Таким образом, семья Овчинниковых до настоящего времени сохраняет за собой право на соответствующую очередь по предоставлению им в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

В судебном заседании прокурор Ловозерского района пояснил, что до настоящего времени требования искового заявления ответчиком не исполнены, нарушения, послужившие поводом для обращения в суд, не устранены, земельный участок многодетной семье Овчинниковых не предоставлен.

Доказательств обратного суду, вопреки положениям ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, ответчиком не представлено, напротив, в своём отзыве Администрация муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района иск признала, возражений не представила.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", пунктом 2 которого постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, земельные участки должны предоставляться многодетным семьям с транспортной инфраструктурой, обеспечивающей доступ к ним, обеспеченные объектами инфраструктуры, с техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а получение этих технических условий, организация транспортной доступности участков является обязанностью того органа местного самоуправление, который такой участок предоставил, поскольку возможность для граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

При таких обстоятельствах, анализируя вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных прокурором требований.

Из положений ст. 206 ГПК Российской Федерации следует, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, анализируя всю совокупность установленных по делу обстоятельств, суд находит требуемый истцом срок исполнения обязательства 03 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разумным и справедливым.

Предложенный же ответчиком срок исполнения судебного акта 06 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание период, прошедший с момента постановки семьи Овчинниковых на учёт в качестве многодетной семьи, имеющей право на получение бесплатно в собственность земельного участка, равно как и период судебного разбирательства, в течение которого истцом, не оспаривающим заявленный прокурором иск, каких-либо мер к его исполнению предпринято не было, суд находит необоснованно длительным.

В случае же объективных препятствий к исполнению решения суда в установленный срок ответчик не лишён права на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 199, 103 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в интересах Овчинникова А. С., Овчинниковой Н. В., Овчинниковой К. А., несовершеннолетних ФИО5 и ФИО4, к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района о понуждении предоставить земельный участок для осуществления индивидуального жилищного строительства удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района в течение 03 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить многодетной семье Овчинниковых в составе 5 (пяти) человек: Овчинников А. С., Овчинникова Н. В., Овчинникова К. А., ФИО4 и ФИО5 бесплатно в собственность земельный участок, отвечающий требованиям инженерной инфраструктуры и транспортной доступности, для осуществления индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                                К.А. Костюченко

2-272/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Овчинникова Кристина Александровна
Овчинникова Наталья Владимировна
Овчинников Александр Сергеевич
Прокуратура Ловозерского района Мурманской область
Ответчики
администрация муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области
Суд
Ловозерский районный суд Мурманской области
Судья
Костюченко Кирилл Александрович
Дело на сайте суда
lov.mrm.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.08.2022Предварительное судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2022Дело оформлено
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее