Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Саянск 30 марта 2018 года
Дело № 2а-356/2018
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Маничевой С.С., при секретаре Стерховой Е.И., с участием помощника прокурора г. Саянска Столбановой Т.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области об установлении административного надзора Чернову А. В., рожденному ДД.ММ.ГГГГ в селе <данные изъяты>,
установил
От имени исправительного учреждения - ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области (административного истца) начальник Волчков А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора осужденному Чернову А.В. (административному ответчику) на срок 1 год, с установлением административных ограничений в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 до 06 часов; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Данное административное исковое заявление начальник ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области Волчков А.Ю. просил суд рассмотреть в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Чернов А.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с административными исковыми требованиями исправительного учреждения согласился.
Помощник прокурора г. Саянска Столбанова Т.Р. полагала, что предъявленный к Чернову А.В. административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области вследствие далее изложенного.
В соответствии со ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с данным Федеральным законом. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 64-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу ч. 3 той же ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В п. 12, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъясняется, что возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 названного закона (освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, признававшихся в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания), административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости. Срок административного надзора исчисляется таким лицам со дня их постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что Чернов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приговором Бейского районного суда Республики Хакасия от 29 декабря 2009 года с учетом постановления судьи того же суда от 16 декабря 2016 года по ч. 1 ст. 105 УК РФ осужден к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением судьи Саянского городского суда Иркутской области от 15 декабря 2015 года Чернов А.В. переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение.
Постановлением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 ноября 2016 года Чернов А.В. переведен для дальнейшего отбывания наказания из колонии-поселения в исправительную колонию строгого режима. При вынесении данного постановления судья учел сведения, характеризующие административного ответчика в период отбывания наказания, а также факт признания его в соответствии с требованиями ст. 116 УИК РФ злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Особо тяжкое преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ, за совершение которого отбывает наказание в виде лишения свободы Чернов А.В., было совершено им 11 июня 2009 года, то есть в период действия ст. 86 УК РФ в редакции до Федерального закона РФ от 23 июля 2013 № 218-ФЗ. В соответствии со ст. 86 УК РФ в редакции, актуальной на дату совершения Черновым А.В. указанного преступления, в отношении лиц, осужденных за совершение в совершеннолетнем возрасте особо тяжких преступлений, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания Чернов А.В. признан постановлением начальника ФКУ КП-30 ГУФСИН России по Республике Хакасия от 24 октября 2016 года, из текста которого следует, что Чернов А.В. совершил в течение одного года повторное нарушение установленного порядка отбывания наказания, за каждое из которых был подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО: 07 апреля 2016 года на 1 сутки (не поздоровался с сотрудником учреждения); 24 октября 2016 года - на 1 сутки (употребил нецензурное слово), тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 116 УИК РФ совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор, является злостным нарушением осужденным к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, для установления административному ответчику Чернову А.В. административного надзора имеется необходимая совокупность предусмотренных законом условий: освобождаемый из мест лишения свободы Чернов А.В. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления и в период отбывания наказания в виде лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При решении вопроса об установлении административному ответчику административного надзора, его срока и административных ограничений суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Черновым А.В. особо тяжкого преступления, его поведение за весь период отбывания наказания, наличие поощрений как до признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, так и после этого, а также наличие до признания Чернова А.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Согласно данным, предоставленным административным истцом, Чернов А.В. отбывает уголовное наказание за совершение особо тяжкого преступления - умышленного убийства. Освобождается из мест лишения свободы по отбытии срока наказания 11 июня 2018 года. В ИК-32 содержится с 22 марта 2010 года, прибыл из СИ-2 г. Абакана. За весь период отбывания наказания допустил 6 нарушений установленного порядка отбывания наказания, таких как нарушение распорядка дня и формы одежды, употребление нецензурных и жаргонных слов и другие, за что неоднократно водворялся в штрафной изолятор, административному ответчику объявлялись выговоры. 24 октября 2016 года Чернов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Имеет 10 поощрений. Принимает слабое участие в общественной жизни отряда и колонии. Не трудоустроен. Иск не погашает. К учебе относится удовлетворительно. На меры воспитательного характера реагирует слабо. Содержится в обычных условиях отбывания наказания. Придерживается нейтральной части осужденных. На профилактическом учёте не состоит. Вину в содеянном преступлении признал, свои поступки осуждает, в содеянном раскаивается. После освобождения из мест лишения свободы намерен вести законопослушный образ жизни.
С учетом всех обстоятельств суд считает необходимым установить Чернову А.В. административный надзор на срок один год, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости за особо тяжкое преступление (8 лет), со следующими административными ограничениями: запрещением пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 до 06 часов, обязательной явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Применяя в отношении Чернова А.В. данные административные ограничения, суд учитывает положение ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ о том, что установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным, а нахождение Чернова А.В. в ночное время по месту жительства с периодичностью обязательных явок для регистрации два раза в месяц наилучшим образом будет способствовать достижению задач, указанных в статье 2 того же закона.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 270-273 КАС РФ, суд
решил
Частично удовлетворить административное исковое заявление ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области об установлении Чернову Александру Владимировичу административного надзора.
Установить в отношении Чернова Александра Владимировича административный надзор на срок один год, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости за особо тяжкое преступление, с административными ограничениями в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 до 06 часов; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Отказать в удовлетворении остальной части требования ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области о вменении периодичности явок Чернову Александру Владимировичу в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации четыре раза в месяц.
Срок административного надзора исчислять Чернову Александру Владимировичу со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Данное решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области.
Председательствующий: С.С. Маничева