Дело №2а-126/2020
УИД 62RS0017-01-2020-000141-05
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
29 июня 2020 года г.Новомичуринск
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Говорухина А.Ю., с участием помощника прокурора Пронского района Рязанской области Подкользина М.В., при секретаре Копейкиной М.А., рассмотрев дело по административному иску прокурора Пронского района Рязанской области к Государственному казённому учреждению Рязанской области «Дирекции дорог Рязанской области» о признании незаконным бездействия Государственного казённого учреждения Рязанской области «Дирекции дорог Рязанской области» и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования - Октябрьское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, мотивируя свои требования тем, чтоПрокуратурой Пронского района по заданию прокуратуры области проведена проверка состояния законности в сфере выполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения в части принятия мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в с. Семенск Октябрьского сельского поселения Пронского района Рязанской области.
Проверкой установлено, что требования указанного законодательства администрацией муниципального образования - Октябрьское сельское поселение нарушены, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
В статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" сформулирована задача по охране жизни, здоровья иимущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Пункт 1 ст. 12 этого Федерального закона устанавливает, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.3 Федерального закона Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.
Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что установлено ч.2 ст. 13 данного закона.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3, 4 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
На основании ст. 2.1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 N 87-03 "О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения" закрепить с 1 января 2019 года за сельскими поселениями Рязанской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (за исключением организации в границах сельского поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения), 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 17 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п. 1,2,3,4 Приказа Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" (Далее - Порядок), настоящий Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
Согласно Постановлению администрации МО - Октябрьское сельское поселение № 75 от 20.12.2019 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации от 29.12.2012 № 23 Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения МО -Октябрьское сельское поселение», к автомобильной дороге общего пользования местного значения с твердым покрытием в с. Семенск Пронского района Рязанской области относится автомобильная дорога по ул. Коскино протяженностью 3500 м, идентификационный №
Однако, в ходе проверки установлено, что в 2018- истекшем периоде 2019 годах оценка технического состояния указанной автомобильной дороги администрацией МО - Октябрьское сельское поселения не проводилась.
Таким образом, администрацией муниципального образования -Октябрьское сельское поселение не выполняются в данной части требования законодательства о безопасности дорожного движения об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на подведомственных ей автодорогах, что не позволяет определить техническое состояние дорог, своевременно принять меры по их содержанию и ремонту.
Ненадлежащее содержание дороги влечет дальнейшее разрушение проезжей части, ухудшает техническое состояние муниципального имущества.
30.10.2019 прокуратурой района в адрес главы МО - Октябрьское сельское поселение внесено представление, которое 27.11.2019 рассмотрено, меры по устранению вышеуказанных нарушений администрацией до настоящего времени не приняты.
10 марта 2020 года определением Пронского районного суда Рязанской области произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
8 июня 2020 года определением Пронского районного суда Рязанской области произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Государственное казённое учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области».
После неоднократного уточнения исковых требований административный истец просит суд:
признать бездействие ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», выразившегося в невыполнении требования законодательства о безопасности дорожного движения в части проведения оценки технического состояния автомобильной дороги с твердым покрытием Пронск - Октябрьский - Семенск - Семеновский -автодорога М-6 "Каспий», проходящей по ул. Коскино в с. Семенск Пронского района Рязанской области, протяженностью 1280 м, идентификационный №, незаконным.
Обязать ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» провести в порядке, установленном Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. N 150, оценку технического состояния автомобильной дороги с твердым покрытием Пронск - Октябрьский - Семенск - Семеновский - автодорога М-6 "Каспий», проходящей по ул. Коскино в с. Семенск Пронского района Рязанской области, протяженностью 1280 м, идентификационный №
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 1 год со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Подкользин М.В. административные исковые требования к Государственному казённому учреждению Рязанской области «Дирекции дорог Рязанской области» поддержал в полном объёме, поскольку установлено, что автомобильная дорога ул. Коскино в с. Семенск Пронского района Рязанской области протяженностью 1, 28 км. входит в состав автомобильной дороги Пронск - Октябрьский - Семенск - Семеновский - автодорога М-6 "Каспий» №, которая в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 года № 184, является дорогой общего пользования регионального значения. Данная автомобильная дорога является собственностью Рязанской области. Государственное имущество Рязанской области - автомобильные дороги, в том числе и автодорога Пронск - Октябрьский - Семенск - Семеновский - автодорога М-6 "Каспий» передано в оперативное управление ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» в соответствии с приказами министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 № 1115-р и от 25.12.2018 № 977-р.
В судебное заседание представитель административного ответчика Государственного казённого учреждения Рязанской области «Дирекции дорог Рязанской области» не явился.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, проанализировав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что согласно Постановлению Правительства Рязанской области № 184 от 17 июля 2007 года «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров», к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения в с. Семенск Пронского района Рязанской области относится автомобильная дорога Пронск-Октябрьский-Семенск-Семёновский-автодорога М-6 «Каспий» протяженностью 25,7 км., идентификационный № ( л.д. 44-45).
Распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 года создано ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» целью деятельности которого является обеспечение реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области (л.д.99).
Согласно письму ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» автомобильная дорога Пронск - Октябрьский - Семенск - Семеновский -автодорога М-6 «Каспий», с идентификационным №, протяженностью 25,2 км, является собственностью субъекта Российской Федерации Рязанской области, приказом министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018г. №1115-р передана в оперативное управление Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области». Вышеуказанная дорога проходит по улице Коскино с. Семенска- 1,28 км (л.д.60).
Согласно письму ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» от 21 февраля 2020 года работы по оценке технического состояния автомобильной дороги Пронск - Октябрьский-Семенск-Семеновский автодорога М-6 «Каспий» в 2019-2020 г. не выполнялись (л.д.59).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с ч.8 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.
Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что установлено п.6 ст. 12 данного закона.
Согласно ч.4 ст.17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п.1,2,3,4 «Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» утверждённого Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" (Далее - Порядок), настоящий Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования прокурора Пронского района о признании незаконным бездействия Государственного казённого учреждения Рязанской области «Дирекции дорог Рязанской области» и обязании устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению, поскольку как установлено в судебном заседании осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги автомобильной дороги с твердым покрытием Пронск - Октябрьский - Семенск - Семеновский -автодорога М-6 "Каспий», проходящей по ул. Коскино в с. Семенск Пронского района Рязанской области, протяженностью 1280 м, идентификационный №, и обеспечение безопасности дорожного движения на ней относится к полномочиям Государственного казённого учреждения Рязанской области «Дирекции дорог Рязанской области». Бездействие административного ответчика по организации проведения оценки технического состояния указанной автомобильной дороги является незаконным, поскольку противоречит требованиям ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также требованиям п. 1,2,3,4 «Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» утверждённого Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог".
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом характера действий, которые надлежит совершить административному ответчику, суд считает, заявленный административным истцом срок - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые административные требования прокурора Пронского района Рязанской области к Государственному казённому учреждению Рязанской области «Дирекции дорог Рязанской области» о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения - удовлетворить.
Признать бездействие ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», выразившегося в невыполнениитребования законодательства о безопасности дорожного движения в части проведения оценки технического состояния автомобильной дороги с твердым покрытием Пронск - Октябрьский - Семенск - Семеновский автодорога М-6 "Каспий», проходящей по ул. Коскино в с. Семенск Пронского района Рязанской области, протяженностью 1280 м, идентификационный №, незаконным.
Обязать ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» провести в порядке, установленном Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. N 150, оценку технического состояния автомобильной дороги с твердым покрытием Пронск - Октябрьский - Семенск - Семеновский - автодорога М-6 "Каспий», проходящей по ул. Коскино в с. Семенск Пронского района Рязанской области, протяженностью 1280 м, идентификационный №.
Установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 1 год со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - А.Ю.Говорухин