Решение по делу № 2а-3485/2021 от 14.04.2021

Дело № 2а-3485/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июля 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.,

при секретаре Шамониной К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к прокуратуре Калининградской области о признании незаконным представления,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования просит признать незаконным представление первого заместителя прокурора Калининградской области от < Дата > об устранении нарушений федерального законодательства, а именно: ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившееся в не привлечении представителей КОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» при принятии решений по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение инвалидов и детей-инвалидов. В обоснование указывают, что представление не основано на законе, носит формальный характер, не содержит сведений о том, какими действиями (бездействием) регионального отделения нарушены требования действующего законодательства, какие действия необходимо совершить для устранения допущенных нарушений.

Представители административного истца – Т, И в судебном заседании поддержали административный иск, просили требования удовлетворить.

Представитель прокуратуры Калининградской области – М в судебном заседании возражал против заявленных требований, представил письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица Калининградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - А в судебном заседании возражал против административного иска, просил оставить представление прокуратуры в силе.

Заслушав участников процесса, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя прокурора Калининградской области от < Дата > в связи с обращением председателя КОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» Российского С.В. в ГУ – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в части обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением

По результатам проверки первым заместителем прокурора области в региональное отделение ФСС направлено представление от < Дата > об устранении нарушений федерального законодательства.

В представлении указано, что в нарушение требований ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» представители КОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» не привлекаются региональным отделением ФСС при принятии решений по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению в части обеспечения путевок на санаторно-курортное лечение инвалидов и детей-инвалидов, что негативно сказывается на состоянии законности, подрывает авторитет государственного учреждения в данной сфере правоотношений.

Однако такие требования прокуратуры нельзя признать обоснованными.

Согласно абз. 3 ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Названный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула).

Статья 2 данного Федерального закона определяет социальную защиту инвалидов, как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 4 этого же Федерального закона определяет компетенцию федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Так, к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся, в том числе: установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом; установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением; утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду и другие.

Правоотношения в сфере обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением данный Федеральный закон не регулирует.

С 01.01.2005 Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 29 Федерального закона № 181-ФЗ «Санаторно-курортное обеспечение инвалидов» была признана утратившей силу.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» внесена Глава 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг».

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом Федеральный закон № 178-ФЗ не содержит норм, регулирующих и обязывающих органы государственной власти привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений о предоставлении государственной социальной помощи инвалидам.

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Основанием для предоставления санаторно-курортного лечения являются медицинские показания.

На основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с профилем заболевания, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 утвержден Порядок финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила финансового обеспечения), Методику расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений, то есть в порядке очередности.

Законодателем гражданам и их объединениям не предоставлено право выбора путевки по наименованию санатория, курортному региону, периоду года либо по иным критериям. Предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с профилем заболевания.

Приказом Фонда социального страхования РФ от 21.08.2019 № 428 утвержден Административный регламент предоставления гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, регламентирующий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых территориальными органами Фонда социального страхования РФ в процессе предоставления государственной услуги, порядок взаимодействия между территориальными органами Фонда и их должностными лицами, порядок взаимодействия с заявителями на получение государственной услуги, органами государственной власти.

В соответствии с п. 152 Административного регламента, граждане, их объединения и организации участвуют в контроле за предоставлением государственной услуги посредством: предложений о совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление должностными лицами территориальных органов Фонда государственной услуги; сообщений о нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе должностных лиц территориальных органов Фонда, ответственных за предоставление государственной услуги; жалоб по фактам нарушения должностными лицами территориальных органов Фонда, ответственных за предоставление государственной услуги, прав, свобод или законных интересов граждан.

Таким образом, меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются в соответствии с установленным механизмом реализации права на санаторно-курортное лечение, на основании норм определяющих источник и объемы финансирования государственной социальной помощи, порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось представителем организации, что региональное отделение привлекает представителей КОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» при осуществлении полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ), как это предусмотрено нормами Федерального закона № 181-ФЗ. Кроме того, региональным отделением ФСС регулярно проводятся рабочие встречи с обществами инвалидов калининградской области, на которых обсуждаются вопросы, связанные, в том числе, с обеспечением ТСР, ПОИ и санаторно-курортным лечением. Также представители общественной организации инвалидов принимают участие во всех заседаниях Координационного совета регионального отделения Фонда.

При таком положении, в оспариваемом представлении прокуратуры региональному отделению ФСС необоснованно вменено нарушение требований законодательства в виде не привлечения представителей общественной организации инвалидов при принятии решений по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению в части обеспечения путевок на санаторно-курортное лечение инвалидов, что влечет незаконность такого представления, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление прокуратуры Калининградской области от < Дата > об устранении нарушений федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2021.

Судья Д.В. Стома

2а-3485/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчики
Прокурор Калининградской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Стома Диана Владимировна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
14.04.2021Регистрация административного искового заявления
14.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее