Дело № 2а-3485/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Шамониной К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к прокуратуре Калининградской области о признании незаконным представления,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования просит признать незаконным представление первого заместителя прокурора Калининградской области от < Дата > № № об устранении нарушений федерального законодательства, а именно: ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившееся в не привлечении представителей КОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» при принятии решений по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение инвалидов и детей-инвалидов. В обоснование указывают, что представление не основано на законе, носит формальный характер, не содержит сведений о том, какими действиями (бездействием) регионального отделения нарушены требования действующего законодательства, какие действия необходимо совершить для устранения допущенных нарушений.
Представители административного истца – Т, И в судебном заседании поддержали административный иск, просили требования удовлетворить.
Представитель прокуратуры Калининградской области – М в судебном заседании возражал против заявленных требований, представил письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Калининградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - А в судебном заседании возражал против административного иска, просил оставить представление прокуратуры в силе.
Заслушав участников процесса, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя прокурора Калининградской области от < Дата > в связи с обращением председателя КОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» Российского С.В. в ГУ – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в части обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением
По результатам проверки первым заместителем прокурора области в региональное отделение ФСС направлено представление от < Дата > № № об устранении нарушений федерального законодательства.
В представлении указано, что в нарушение требований ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» представители КОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» не привлекаются региональным отделением ФСС при принятии решений по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению в части обеспечения путевок на санаторно-курортное лечение инвалидов и детей-инвалидов, что негативно сказывается на состоянии законности, подрывает авторитет государственного учреждения в данной сфере правоотношений.
Однако такие требования прокуратуры нельзя признать обоснованными.
Согласно абз. 3 ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Названный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула).
Статья 2 данного Федерального закона определяет социальную защиту инвалидов, как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 4 этого же Федерального закона определяет компетенцию федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Так, к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся, в том числе: установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом; установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением; утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду и другие.
Правоотношения в сфере обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением данный Федеральный закон не регулирует.
С 01.01.2005 Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 29 Федерального закона № 181-ФЗ «Санаторно-курортное обеспечение инвалидов» была признана утратившей силу.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» внесена Глава 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг».
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом Федеральный закон № 178-ФЗ не содержит норм, регулирующих и обязывающих органы государственной власти привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений о предоставлении государственной социальной помощи инвалидам.
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Основанием для предоставления санаторно-курортного лечения являются медицинские показания.
На основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с профилем заболевания, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 утвержден Порядок финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила финансового обеспечения), Методику расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений, то есть в порядке очередности.
Законодателем гражданам и их объединениям не предоставлено право выбора путевки по наименованию санатория, курортному региону, периоду года либо по иным критериям. Предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с профилем заболевания.
Приказом Фонда социального страхования РФ от 21.08.2019 № 428 утвержден Административный регламент предоставления гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, регламентирующий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых территориальными органами Фонда социального страхования РФ в процессе предоставления государственной услуги, порядок взаимодействия между территориальными органами Фонда и их должностными лицами, порядок взаимодействия с заявителями на получение государственной услуги, органами государственной власти.
В соответствии с п. 152 Административного регламента, граждане, их объединения и организации участвуют в контроле за предоставлением государственной услуги посредством: предложений о совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление должностными лицами территориальных органов Фонда государственной услуги; сообщений о нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе должностных лиц территориальных органов Фонда, ответственных за предоставление государственной услуги; жалоб по фактам нарушения должностными лицами территориальных органов Фонда, ответственных за предоставление государственной услуги, прав, свобод или законных интересов граждан.
Таким образом, меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются в соответствии с установленным механизмом реализации права на санаторно-курортное лечение, на основании норм определяющих источник и объемы финансирования государственной социальной помощи, порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось представителем организации, что региональное отделение привлекает представителей КОО ООО «Всероссийское общество инвалидов» при осуществлении полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ), как это предусмотрено нормами Федерального закона № 181-ФЗ. Кроме того, региональным отделением ФСС регулярно проводятся рабочие встречи с обществами инвалидов калининградской области, на которых обсуждаются вопросы, связанные, в том числе, с обеспечением ТСР, ПОИ и санаторно-курортным лечением. Также представители общественной организации инвалидов принимают участие во всех заседаниях Координационного совета регионального отделения Фонда.
При таком положении, в оспариваемом представлении прокуратуры региональному отделению ФСС необоснованно вменено нарушение требований законодательства в виде не привлечения представителей общественной организации инвалидов при принятии решений по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению в части обеспечения путевок на санаторно-курортное лечение инвалидов, что влечет незаконность такого представления, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить представление прокуратуры Калининградской области от < Дата > № № об устранении нарушений федерального законодательства.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.07.2021.
Судья Д.В. Стома