Решение по делу № 33а-1388/2022 от 21.03.2022

Дело № 33а - 1388/2022(II инстанция)      Докладчик Самылов Ю.В.

Дело № 2а- 485/2021 ( I инстанция)          Судья Варламов Н.В.,

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего        Астровко Е.П.,

и судей            Емельяновой О.И. и Самылова Ю.В.,

при секретаре                 Ворониной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Бутрякова Дмитрия Анатольевича к Совету народных депутатов Камешковского района Владимирской области о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата по апелляционной жалобе Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 6 октября 2021 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Бутрякова Дмитрия Анатольевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 17.08.2020 № 680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова».

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области по доверенности Воробьевой Е.В., просившей решение суда отменить, административного истца Бутрякова Д.А. и его представителя доверенности Веселовского А.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бутряков Д.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным и отменить решение Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова»; восстановить полномочия Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва.

    В обоснование указал, что являлся депутатом Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, и как депутат должен предоставлять сведения о своих доходах и расходах, обязательствах имущественного характера, в также аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. За 2019 год такие сведения необходимо было представить в департамент безопасности администрации Владимирской области не позднее 01.08.2020.

    По мнению административного истца, сведения о доходах и расходах, обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей им были представлены в департамент безопасности администрации Владимирской области в установленный ст.107, 108 ГПК РФ срок, а именно в понедельник 03.08.2020, поскольку 01.08.2020 был выходной день (суббота). Несмотря на это, 17.08.2020 Советом народных депутатов Камешковского района принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Бутрякова Д.А. за нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в несвоевременном предоставлении сведений о своих доходах и обязательствах, с которым административный истец категорически не согласен, полагая данные действия сведением политических счётов.

    В судебном заседании Бутряков Д.А. поддержал свои требования о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 № 680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А.Бутрякова». От исковых требований о восстановлении полномочий Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва отказался.

    Определением суда от 09.10.2020 производство по делу в части требований о восстановлении полномочий Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва было прекращено.

    Представитель административного ответчика - Совета народных депутатов Камешковского района – Воробьева Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в установленные законом сроки Бутряков Д.А. обязанность по предоставлению сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не исполнил, за что его полномочия как депутата были прекращены досрочно полномочным органом - Советом народных депутатов Камешковского района, принявшим решение в порядке, предусмотренном регламентом Совета народных депутатов Камешковского района.

Решением Камешковского районного суда Владимирской области от 9 октября 2020 года требования административного иска в оставшейся части оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 14 января 2021 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бутрякова Д.А., без удовлетворения.

Кассационное определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2021 г. N 88а-16798/2021 решение Камешковского районного суда Владимирской области от 9 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 14 января 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Камешковский районный суд Владимирской области.

    При новом рассмотрении дела суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Совет народных депутатов Камешковского района Владимирской области просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным, указывая, что судом при вынесении судебного акта были нарушены нормы материального права, применены нормы не подлежащие применению к спорным правоотношениям.

Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия представителя заинтересованного лица Департамента безопасности Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Такие обстоятельства по делу судом установлены.

В силу части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся, в частности, депутаты, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.

В соответствии с частью 10.1 статьи 40 данного закона полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 7.1 названной статьи (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В силу ст.8-9 Закона Владимирской области от 10.11.2008 №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Владимирской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (ч.1).

Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, направляются в уполномоченный орган (ч.3).

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей представляются депутатами представительных органов местного самоуправления, за исключением депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п.2 ч.5).

Указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлено: установить, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, пунктом 1 которого предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы.

    Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчётный 2019 год), содержащимися в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.12.2019 №18-2/10/В-11200, разъяснено, что при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций (п.5).

Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций (п.10).

    Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, административный истец Бутряков Д.А., являвшийся депутатом Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи за 2019 год в уполномоченный орган - департамент безопасности администрации Владимирской области 03.08.2020, т.е. в установленный Указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 срок – до 01.08.2020 включительно обязанность по предоставлению указанных сведений Бутряковым Д.А. выполнена не была.

Указанная информация относительно нарушения, допущенного депутатом Бутряковым Д.А., была получена Советом народных депутатов Камешковского района из Департамента безопасности Владимирской области.

    Установив факт нарушения административным истцом срока предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, т.е. невыполнения обязанности по предоставлению указанных сведений, которая установлена Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Совет народных депутатов Камешковского района Владимирской области решением от 17.08.2020 № 680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова» прекратил досрочно 17.08.2020 полномочия административного истца, как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва.

Указанное решение принято с соблюдением, установленного ч.11 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ срока и процедуры, предусмотренной регламентом работы Совета народных депутатов Камешковского района, утверждённым решением Совета народных депутатов Камешковского района от 25.01.2011 № 713, на что указывает представленный в материалы дела протокол внеочередного заседания Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020

    Вместе с тем, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), в случае если такой порядок установлен (подпункт «б», пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ).

Порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата определяется, в том числе положениями части 4.5 статьи 12.1 Закона о противодействии коррупции и части 7.3 статьи 40 Закона N 131-ФЗ, согласно которым данная мера дисциплинарной ответственности может быть реализована по отношению к депутату, нарушившему законодательство в сфере противодействия коррупции, при условии обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата.

Конкретизируя приведенные положения федерального законодательства, Закон Владимирской области N 181-ОЗ в статье 8 - 10 (часть 16) предусматривает необходимость обращения с таким заявлением Губернатора Владимирской области в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение, или в суд.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего дела установлено, что Губернатор Владимирской области с заявлением о досрочном лишении полномочий депутата Бутрякова Д.А. в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение - Совет народных депутатов Камешковского района Владимирской области, не обращался, что свидетельствует о нарушении установленного законом порядка принятия оспариваемого решения, в связи с чем оно не может быть признано соответствующим требованиям закона.

Принимая во внимание данное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования Бутрякова Д.А. подлежат удовлетворению, поэтому признал незаконным и отменил решение Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 17.08.2020 № 680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова».

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, судом были приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц. Процессуальных нарушений, приведших к принятию неправильного по существу решения, судом не допущено.

Судебной коллегией не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что поскольку в установленный Указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 срок – до 01.08.2020 включительно обязанность по предоставлению указанных сведений депутатом Бутряковым Д.А. выполнена не была, поэтому не было необходимости в проверке достоверности и полноты сведений о его доходах, которая осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, часть 7.2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ), поскольку указанные факты не являются объектом проверки.

Вместе с тем, и в этом случае высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, содержащим информацию о совершении таким лицом коррупционного правонарушения. Данные полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации закреплены в части 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ и части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ. (Письмо Минтруда России от 17.06.2019 N 18-2/10/В-4646 «О Методических рекомендациях по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих»).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает процессуальных оснований для вмешательства в обжалуемое судебное решение по доводам апелляционной жалобы. С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила

решение Камешковского районного суда Владимирской области от 6 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области – без удовлетворения.

На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                        Е.П. Астровко

Судьи:                                     Ю.В. Самылов

О.И. Емельянова

33а-1388/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бутряков Дмитрий Анатольевич
Ответчики
Совет народных депутатов Камешковского района
Другие
Воробьева Елена Владимировна
Департамент безопасности Владимирской области
Жарова Анна Валентиновна
Мизин Алексей Сергеевич
Наумова Наталья Дмитриевна
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Самылов Юрий Валентинович
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
22.03.2022Передача дела судье
28.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2022Передано в экспедицию
28.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее