Решение по делу № 33-12498/2014 от 04.09.2014

Судья: Ядыкин Ю.Н. Дело № 33-12498/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2014 года     г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам

Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Донченко М.П.,

судей Порутчикова И.В., Медведева С.Ф.

с участием прокурора Золотых В.В.,

при секретаре Варфоломеевой С.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Порутчикова И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Привалова Е.Е. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 21.08.2014 года,

УСТАНОВИЛА:

Привалов Е.Е. – зарегистрированный кандидат в депутаты Городской Думы г. Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Таганрога от 06.08.2014 года № ... «О регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Прокопенко С.Б.».

В обоснование требований заявитель указал, что избирательная комиссия должна была отказать в регистрации кандидата Прокопенко С.Б. на основании подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях». Заявитель ссылался на то, что зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу № 20 Прокопенко С.Б. для целей выдвижения кандидатуры должны были быть представлены документы, указанные в части 1 статьи 25 Областного закона Ростовской области от 08.08.2011 № 645-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ростовской области» (список кандидатов, решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (в данном случае речь идет о местном отделении КПРФ); решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии). В деле кандидата Прокопенко С.Б. эти документы отсутствуют. По устному сообщению уполномоченных членов ТИК г. Таганрога документы, предусмотренные законом, якобы, имеют место быть, однако в делах выдвигаемых кандидатов очевидно отсутствуют. Кроме того, заявитель считал, что решение о выдвижении от политической партии кандидатов по одномандатным избирательным округам списком также отсутствует и в иных документах избирательной комиссии, то есть кандидата Прокопенко С.Б., никто на данные выборы по одномандатному округу № 20 не выдвигал.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области 21.08.2014 года в удовлетворении заявления Привалова Е.Е. отказано.

В апелляционной жалобе Привалов Е.Е. ставит вопрос об отмене решения суда от 21.08.2014 года как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном применении судом норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Апеллянт выражает несогласие с выводом суда о наличии решения о создании избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, в виде выписки из Постановления II Пленума Ростовского обкома КПРФ от 30.03.2013 года «Об утверждении структуры Ростовского областного отделения КПРФ», поскольку, по мнению Привалова Е.Е., выписка из решения не является собственно решением, это не тождественные понятии, а возможности представления избирательным объединением выписки из решения о создании такого избирательного объединения законом не предусмотрено. Выводы суда о необоснованности доводов заявителя о сокрытии кандидатом Прокопенко С.Б. судимости апеллянт считает основанными на неправильном применении норм материального права, ссылаясь на то, что в заявлении он указывал в качестве основания для отказа в регистрации не наличие у кандидата судимости, а сокрытие им сведений о судимости. Однако Прокопенко С.Б. указанные сведения в заявлении указаны не были. При этом срок внесения данных сведений в его заявление в качестве дополнений, по мнению апеллянта, кандидатом также нарушен, так как, исходя из положений законодательства о выборах и референдуме, предусматривающих право кандидата внести уточнения, дополнения в документы, содержащие сведения о нем не позднее, чем за один день до дня заседания комиссии, последним днем для внесения дополнений в документы кандидата является 04.08.2014 года, а 05.08.2014 года кандидат такое право утратил, так как до заседания избирательной комиссии оставалось менее одного полного дня.

По правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.07.2014 года Прокопенко С.Б. в Территориальную избирательную комиссию г. Таганрога Ростовской области подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской Думы г. Таганрога Ростовской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20, выдвинутым Таганрогским местным отделением Коммунистической партии Российской Федерации, с приобщенными к нему в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент начала избирательной кампании, документами. В числе указных документов в ТИК г. Таганрога уполномоченным представителем Таганрогского местного отделения КПРФ представлена выписка из Постановления II Пленума Ростовского обкома КПРФ от 30.03.2013 года «Об утверждении структуры Ростовского областного отделения КПРФ», в которой изложено решение о создании Таганрогского местного отделения КПРФ (это местное отделение включено в утвержденную региональным отделением структуру под номером 54). Кроме того, в ТИК г. Таганрога уполномоченным представителем Таганрогского местного отделения КПРФ представлена справка о том, что Таганрогское местное отделение КПРФ является структурным подразделением КПРФ и указаны сведения о руководителе этого отделения, что также свидетельствует о создании более чем за год до назначения выборов и существовании на момент проведения выборов Таганрогского местного отделения КПРФ.

05.08.2014 года, за один день до заседания избирательной комиссии, кандидатом Прокопенко С.Б. в ТИК г. Таганрога представлено заявление о внесении изменений в ранее предоставленные сведения в части имеющихся у него судимостей с указанием наличия у него судимости в ... году. Данное заявление принято избирательной комиссией как поданное с соблюдением установленных законом сроков внесения уточнений и дополнений в документы кандидата.

Все представленные кандидатом документы проверены избирательной комиссией и Постановлением ТИК г. Таганрога Ростовской области № ... от 06.08.2014 года Прокопенко С.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы г. Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что кандидатом Прокопенко С.Б. в ТИК г. Таганрога были представлены все требуемые в соответствии с законом документы, за день до заседания комиссии все сведения в документах кандидата, в том числе о судимости, были указаны, оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты у избирательной комиссии не имелось, оспариваемое постановление избирательной комиссии принято в соответствии с законом, права заявителя не нарушает, и, руководствуясь положениями федерального и областного избирательного законодательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления Территориальной избирательной комиссии г. Таганрога Ростовской области «О регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Прокопенко С.Б.». Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что ссылка заявителя на то, что основанием отказа в регистрации кандидата является в данном случае несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (подпункт «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ), является необоснованной, так как фактов нарушения данного закона в заявлении Привалова Е.Е. не содержится и из обстоятельств дела таких фактов не усматривается.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 259 ГПК Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 1 статьи 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Областного закона Ростовской области от 08.08.2011 года № 645-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области».

Частью 1 статьи 25 Областного закона Ростовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» установлен перечень документов, представляемых для выдвижения кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам уполномоченным представителем избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 22 настоящего Областного закона, в муниципальную комиссию, среди которых указано и решение о создании избирательного объединения.

Согласно пункту 1 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 – 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

В силу пункта 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 30 Областного закона Ростовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области».

Данные законы предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота – недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 года № 784-О-О).

Среди оснований отказа в регистрации кандидата в подпунктах «в» и «е» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указаны: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в части 9 статьи 30 Областного закона Ростовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области».

Материалами дела подтверждается, что в ТИК г. Таганрога кандидатом в депутаты Прокопенко С.Б. были представлены все необходимые в соответствии с федеральным и областным законодательством документы, сведения, содержащиеся в данных документах, были проверены комиссией и признаны достоверными, изменения, внесенные в данные документы, были оформлены Прокопенко С.Б. в установленный законом срок и приняты комиссией за день до заседания по вопросу о регистрации кандидата.

Таким образом, у ТИК г. Таганрога не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Прокопенко С.Б. и 06.08.2014 года избирательной комиссией было вынесено Постановление № ... «О регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Прокопенко С.Б.».

На основании изложенного и с учетом вышеприведенных норм права коллегия признает оспариваемое постановление соответствующим закону, принятым в пределах полномочий, не нарушающим права заявителя, а вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя правильным и основанным на законе.

Судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции установлены и проверены с достаточной полнотой все обстоятельства по делу, исследованы представленные доказательства, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют требованиям закона. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы о непредоставлении в числе документов Прокопенко С.Б. в избирательную комиссию решения о создании избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, являются необоснованными, так как не подтверждаются материалами дела.

В соответствии со статьей 5.1 Устава КПРФ местное отделение партии создается по решению соответствующего регионального отделения.

Таким решением является Постановление II Пленума Ростовского обкома КПРФ от 30.03.2013 года «Об утверждении структуры Ростовского областного отделения КПРФ», согласно которому создано Таганрогское местное отделение КПРФ, включенное в утвержденную региональным отделением структуру под номером 54.

При этом из материалов дела следует, что уполномоченным представителем Таганрогского местного отделения КПРФ в комиссию представлена выписка из Постановления II Пленума Ростовского обкома КПРФ от 30.03.2013 года «Об утверждении структуры Ростовского областного отделения КПРФ», в которой изложено решение о создании Таганрогского местного отделения КПРФ, а также справка о том, что Таганрогское местное отделение КПРФ является структурным подразделением КПРФ.

Коллегия признает, что предоставление данного документа является достаточным для выполнения требования областного закона о предъявлении в избирательную комиссию решения о создании избирательного объединения, поскольку закон не содержит запрета на предоставление в качестве такового выписки из решения о создании избирательного документа. Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель ТИК г. Таганрога, само Постановление II Пленума Ростовского обкома КПРФ от 30.03.2013 года было представлено в избирательную комиссию вместе с выпиской для сличения.

Доводы жалобы о сокрытии Прокопенко С.Б. информации о судимости также являются несостоятельными.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 7 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

При этом из материалов дела усматривается, что сведения о судимости кандидата Прокопенко С.Б. были представлены в качестве дополнений и приняты избирательной комиссией до вынесения оспариваемого постановления. Таким образом, факт сокрытия судимости в данном случае не установлен, в связи с чем оснований для отмены регистрации кандидата по данному основанию не имеется.

Ссылка в жалобе на нарушение срока внесения данных сведений в заявление кандидата в качестве дополнений также не может быть принята коллегией во внимание, поскольку за день до заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидата, 05.08.2014 года, данные сведения были им внесены в установленном законом порядке и приняты комиссией. Тот факт, что до заседания комиссии с момента представления этих сведений оставалось менее одного полного дня, не может служить основанием к отмене оспариваемого постановления ТИК.

Иных доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях судом при рассмотрении дела норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При указанных обстоятельствах решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 21.08.2014 года является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного решения коллегия не находит.

Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 21.08.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Привалова Е.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-12498/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Привалов Евгений Евгеньевич а/ж
Другие
Таганрогское местное отделение политической партии КПРФ
Елитенко Николай Витальевич
ТИК г. Таганрога РО
Прокопенко Сергей Борисович
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Порутчиков Игорь Васильевич
08.09.2014Судебное заседание
10.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2014Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее