УИД (не указан)
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-32161/2024, № 13-23/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 8 ноября 2024 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Зюзюкина А.Н. (единолично), рассмотрев материал по заявлению администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области об отсрочке исполнения решения Воскресенского районного суда Нижегородской области от 16 декабря 2008 г. по гражданскому делу по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области, муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Тепловые сети» о прекращении эксплуатации свалки бытовых и промышленных отходов, по кассационной жалобе администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области на определение Воскресенского районного суда Нижегородской области от 27 марта 2024 г. и апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16 июля 2024 г.,
установил:
решением Воскресенского районного суда от 16 декабря 2008 г. по гражданскому делу № на муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Тепловые сети» возложена обязанность прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной с левой стороны автодороги «Семенов-Воскресенское» в 3 км от р.п. Воскресенское Нижегородской области и провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, занятых свалкой, в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом восстановления (рекультивации) земель.
На администрацию Воскресенского муниципального округа Нижегородской области возложена обязанность организовать и провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, на которых расположена свалка, в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом восстановления (рекультивации) земель, организовать работы по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Указанным ответчикам установлен срок три года для исполнения указанного решения суда со дня его вступления в силу.
30 января 2024 г. администрация Воскресенского муниципального округа Нижегородской области обратилась в суд с заявлением о рассрочке исполнения указанного решения суда до 1 июля 2025 г., ссылаясь на то, что во исполнение данного решения заявителем проделана следующая работа: заключен муниципальный контракт № от 24 декабря 2021 г. на предмет выполнения работ по разработке проектной документации по ликвидации свалки ТКО в р.п. Воскресенское; в 2022 году заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта с проектировщиком, который в последствии включен в список недобросовестных поставщиков, инициировано дело о взыскании средств авансового платежа, исковые требования удовлетворены, возбуждено исполнительное производство; в феврале 2023 года направлено письмо Министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области о включении свалки в план мероприятия по ликвидации свалок; получен ответ о том, что мероприятия по ликвидации свалки запланированы на 2026 год; 18 сентября 2023 г. в министерство экологии и природных ресурсов направлена заявка на предоставление субсидии на разработку проектно-сметной документации на проектно-изыскательские работы по ликвидации свалки ТКО в р.п. Воскресенское; 1 ноября 2023 г. заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Воскресенского муниципального округа Нижегородской области на ликвидацию свалок и объектов размещения отходов; 9 ноября 2023 г. направлено письмо о согласовании заключения контракта на выполнение данных работ с единственным поставщиком; на заседании координационного штаба по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Нижегородской области от 30 ноября 2023 г. ГБУ НО «Экология региона» определено единственным подрядчиком на выполнение работ по разработке проектной документации, рекомендовано заключить муниципальный контракт с данным подрядчиком; 19 декабря 2023 г. заключен муниципальный контракт, произведена частичная оплата на сумму 2 067 884,62 руб., назначен срок выполнения работ - до 31 октября 2024 г.
Следующим этапом исполнения решения суда будет заключение муниципального контракта на работы по рекультивации и ликвидации вышеуказанной свалки.
Заявитель предлагает следующий план исполнения решения суда: выполнение работ по разработке проектной документации – 31 октября 2024 г.; направление в Министерство экологии Нижегородской области ходатайства о предоставлении субсидии на ликвидацию свалки – 30 ноября 2024 г.; утверждение бюджета с предусмотрением расходов на рекультивацию и ликвидацию свалки – 31 декабря 2024 г.; формирование пакета документов и направление заявки на предоставление субсидии на ликвидацию свалки- 15 февраля 2025 г.; заключение соглашения о предоставлении субсидии – 28 февраля 2025 г.; заключение муниципального контракта на работы по рекультивации и ликвидации свалки – 31 марта 2025 г.; выполнение работ по рекультивации и ликвидации свалки – 1 июля 2025 г.
Определением Воскресенского районного суда Нижегородской области от 27 марта 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением Нижегородского областного суда от 16 июля 2024 г., в удовлетворении заявления администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области о рассрочке исполнения решения суда от 16 декабря 2008 г. до 1 июля 2025 г. отказано.
В кассационной жалобе администрация Воскресенского муниципального округа Нижегородской области просит об отмене состоявшихся по её заявлению судебных постановлений по мотивам их незаконности и необоснованности.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив принятые по заявлению администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области судебные акты, изложенные в жалобе доводы, прихожу к выводу, что таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из материалов дела, решение Воскресенского районного суда от 16 декабря 2008 г. по гражданскому делу №, обязывающее заявителя в трехгодичный срок организовать и провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, на которых расположена свалка, в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом восстановления (рекультивации) земель, организовать работы по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, вступило в законную силу 27 декабря 2008 г.
Определением Воскресенского районного суда Нижегородской области от 27 декабря 2012 г. администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области, ссылавшейся на невозможность на текущий момент прекратить эксплуатацию свалки, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 июля 2014 г.
Определением Воскресенского районного суда Нижегородской области от 31 октября 2013 г. администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2016 г.
Определением Воскресенского районного суда Нижегородской области от 12 января 2017 г. администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области, по сути, по тем же основаниям предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2018 г.
Определением Воскресенского районного суда Нижегородской области от 18 декабря 2018 г. администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области, снова ссылавшейся на невозможность прекратить эксплуатацию свалки, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2019 г.
Определением Воскресенского районного суда Нижегородской области от 20 июля 2020 г. администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области, ссылавшейся на утрату силы ранее разработанного проекта рекультивации земель, необходимость разработки проектной документации, ее государственной экспертизы, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2022 г., определен план мероприятий, направленных на исполнение решения суда.
Определением того же суда от 19 января 2023 г. администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области, ссылавшейся на необходимость расторжения ранее заключенного контракта на выполнение проектных работ, проведение конкурсных процедур, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2023 г.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, рассмотрев очередное заявление администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области об отсрочке исполнения решения суда от 16 декабря 2008 г., не установив по представленным доказательствам исключительных препятствий к исполнению решения суда, придя к выводам о длительном неисполнении заявителем решения суда, руководствуясь частью 1 статьи 203, статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявления.
Оснований не согласиться с выводами и суждениями судов нижестоящих инстанций по доводам кассационной жалобы не имеется.
Исходя из норм процессуального права, регулирующих вопросы отсрочки исполнения решения суда и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18 апреля 2006 г. № 104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статьей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Исходя из вышеуказанного, поскольку решение суда больше пятнадцати лет после его вынесения не исполняется, доказательств, подтверждающих невозможность его исполнения, не представлено, выводы суда соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявитель прикладывает все меры для исполнения решения суда, о необходимости исполнения решения суда по частям, получили оценку судов со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и были мотивированно отклонены.
Доводы заявителя не опровергают правильность выводов судов и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
определение Воскресенского районного суда Нижегородской области от 27 марта 2024 г. и апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16 июля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Воскресенского муниципального округа Нижегородской области– без удовлетворения.
Судья
Определение изготовлено 8 ноября 2024 г.