№ 2а-1-504/2021
64RS0015-01-2021-000836-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2021 г. г. Ершов
Ершовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Кортышковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маштаковой А.Н,
с участием помощника Ершовского транспортного прокурора Саратовской области Чайкина Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Ершовского транспортного прокурора Саратовской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
установил:
исполняющий обязанности Ершовского транспортного прокурора Саратовской области (далее по тексту прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее по тексту сеть «Интернет»), информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обосновании административного искового заявления, указано, что Ершовской транспортной прокуратурой, в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры, проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта.
В ходе проверки прокуратурой проведен мониторинг Интернет-ресурсов на предмет их соответствия федеральному законодательству об информации и информационных технологиях, в ходе которого на сайтах: <данные изъяты>, содержащие информацию о продаже диплома об образовании в сфере железнодорожного транспорта, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации действующим законодательством.
Информация, размещенная на сайтах <данные изъяты>, предоставляет возможность приобретения товара в виде дипломов о среднем образовании в сфере железнодорожного транспорта, дающих право на работу по специальностям в сфере железнодорожного транспорта.
Доступ на Интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
При этом сведения, размещенные на указанных Интернет-страницах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости покупки дипломов об образовании, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и преступлений, способствуют их совершению.
В ходе мониторинга сайта eais.rkn.gov.ru установлено, что данные интернет-ресурсы содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен в Единый реестр доменных имен, что подтверждается скриншотами с упомянутого интернет-сайта Роскомнадзора.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации, информация, размещенная на указанном сайте, должна быть признана запрещенной к распространению.
Согласно п. 2 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ, информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
В рамках проверки установлено, что лицо, разместившее информацию на указанном сайте, достоверных сведений, позволяющих идентифицировать его, не предоставило. Сведения о владельце названного ресурса на сайте «http://2ip.ru» отсутствуют.
Административный истец - помощник Ершовского транспортного прокурора Саратовской области Чайкин Г.Д. в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Сведения об административном ответчике, исходя из положения п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ, отсутствуют, так как при рассмотрении настоящего административного дела информация о лице, действия которого послужили поводом для подачи заявления в суд, установлена не была.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, возражений не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика, сведения о котором не установлены и представителя заинтересованного лица, просившего рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).
В силу ч. 6 указанной нормы запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273-ФЗ), отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются, в том числе, обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; определение правового положения участников отношений в сфере образования.
Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Статьей 6 ФЗ № 273-ФЗ установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
7) лицензирование образовательной деятельности;
8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
В соответствии со ст. 60 ФЗ № 273-ФЗ, в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.
Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования.
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Анализ указанных норм законодательства свидетельствует о том, что диплом об образовании является официальным документом, подтверждающим уровень профессионального образования работника и дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 17-ФЗ), железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов, среди которых доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.
Статьями 11-13 ФЗ № 17-ФЗ установлена обязанность для владельцев инфраструктур, перевозчиков, организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, иметь квалифицированных работников, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и прошедших аттестацию, проводимую в соответствии с настоящим Законом.
Таким образом, обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте обеспечивается, в том числе путем привлечения к работам квалифицированного персонала, соответствующего предъявляемым требованиям к уровню образования и квалификации, который подтверждается документом об образовании и квалификации.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление, сбыт и использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, в том числе – дипломов об образовании.
В соответствии с ч. 1 указанной статьи, уголовно наказуемыми деяниями признаются подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков
Согласно ч. 3 названной статьи, уголовно наказуемыми деяниями признаются приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков.
Кроме того, согласно ч. 5 вышеупомянутой статьи УК РФ, уголовно наказуемыми деяниями признаются использование заведомо подложного документа, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Таким образом, с учетом изложенного, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на изготовление и последующую реализацию, а также использование поддельных дипломов об образовании. За указанные действия предусмотрена уголовная ответственность.
На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).
Основанием для включения в реестр согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти так и вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной информацией.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.
Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, проведенным прокуратурой мониторингом Интернет-ресурсов на предмет их соответствия федеральному законодательству об информации и информационных технологиях, в ходе которого на сайтах: <данные изъяты>, содержащие информацию о продаже диплома об образовании в сфере железнодорожного транспорта, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации действующим законодательством.
При этом сведения, размещенные на указанных Интернет-страницах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости покупки дипломов об образовании, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и преступлений, способствуют их совершению.
Суд, исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», ст. ст. 1, 2, 5, 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 327 УК РФ, приходит к выводу, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, о покупки дипломов об образовании, способствует совершению гражданами правонарушений (преступлений), тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. При этом суд отмечает, что действующим законодательством Российской Федерации прямо установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступлений (правонарушений).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящий момент указанные прокурором интернет ресурсы не включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.
Принятое судом решение является основанием для включения страниц указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление исполняющего обязанности Ершовского транспортного прокурора Саратовской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах <данные изъяты> о продаже дипломов о получении образования в сфере железнодорожного транспорта, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы <данные изъяты>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено 09 августа 2021 года.
Председательствующий М.В. Кортышкова