Дело №2-97(1)/2019
64RS0030-01-2019-000051-05
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года город Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В.,
при секретаре Маркеловой О.В.,
с участием представителя истца Агуреева В.А. - Тареева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агуреева Владимира Александровича к Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, Администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о восстановлении права на получение в собственность земельного участка в виде пастбищ,
установил:
Агуреев В.А. обратился в суд с иском к Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, Администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о восстановлении права на получение в собственность земельного участка в виде пастбищ указывая, что на основании Свидетельства на право собственности на землю, выданного ему Ртищевским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 20 апреля 1994 года на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», и решения общего собрания колхоза им. Кирова №1 от 05 декабря 1992 года, он получил в собственность земельный пай площадью 13 га, из них 10 га пашни для сельскохозяйственного производства. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному ему 30 ноября 2006 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, за ним зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве 5/78) на земельный участок для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения площадью 156 га, расположенный по адресу: <адрес>, поле V-2, участок 1.
16 января 2019 года он обратился в Ртищевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с целью государственной регистрации права общей долевой собственности на оставшиеся после выдела пашни 3 га пастбищ в земельном участке, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: <адрес>, кадастровый №. Уведомлением от 24 января 2019 года №64/226/001/2019-144 он был извещен о приостановлении государственной регистрации. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее имелась запись №64-01/30-1194/2003-960 от 30 октября 2003 года о регистрации его права общей долевой собственности, доля в праве – 1/654, что составляет 13 га сельхозугодий, на основании вышеуказанного свидетельства на земельный участок, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
В результате выдела земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 156 га, по адресу: <адрес>, поле V-2, участок 1, кадастровый №, куда вошла и принадлежащая ему земельная доля в натуральном выражении - 10 га, права всех участников долевой собственности, в том числе и его, в оставшемся земельном участке с кадастровым номером: № прекращены 30 ноября 2006 года и в соответствии с записью за № 64-64-38/019/2006-848 от 30.11.2006 года зарегистрированы права общей долевой собственности на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером: № (в размере 5/78 доли). Данный факт не был оспорен другими участниками общей долевой собственности. При этом, его право было прекращено на 1/654 долю (13 га в натуральном выражении), так как на оставшиеся части долей (3 га в натуральном выражении) заявление от него или от его доверенных лиц в регистрирующий орган не поступало.
Государственный регистратор указал, что его заявление о регистрации права общей долевой собственности на 3 га является неправомерным, так как его оставшиеся права на прекращенные доли в общем праве на земельный участок с кадастровым номером №, из которого произведен выдел земельного участка площадью 156 га, с кадастровым номером: №, не восстановлены. Он не имеет документа, свидетельствующего о наличии права общей долевой собственности (в части 3 га пастбищ) на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Таким образом он, имея в собственности земельный пай, фактически лишен права собственности на земельный участок в виде пастбищ, что противоречит положениям Конституции РФ, защищающей право собственности каждого гражданина.
При проведении государственной регистрации права ему не было разъяснено регистрирующим органом о том, что при регистрации права на земельный участок в части пашни одномоментно прекращается право собственности на земельный участок в части пастбищ, в противном случае, он при осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности в части пашни, принял бы меры к регистрации права общей долевой собственности в части пастбищ. Приведенные в уведомлении законодательные нормы не направлены на лишение его собственности в случае выдела в натуре своего пая в меньшем размере и не лишает возможности произвести дополнительное выделение земельной доли в ином земельном участке для приведения размера выделенного участка в натуре в соответствие с правоустанавливающими документами.
В силу пункта 2 статьи 53 Земельного кодекса РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Заявление об отказе от права собственности на земельный участок (в части пастбищ) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним от него не поступало, из уведомления о приостановлении государственной регистрации от 24 января 2019 года не следует, что государственная регистрация указанного права за Краснозвездинским муниципальным образованием Ртищевского муниципального района Саратовской области производилась. Таким образом, за ним сохраняется право на получение в собственность 3 га пастбищ на земельный участок для сельскохозяйственного назначения расположенного во Владыкинском округе Ртищевского района Саратовской области, кадастровый №, возникшее на основании свидетельства на право собственности на землю, выданного ему Ртищевским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 20.04.1994 года на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и решения общего собрания колхоза им. Кирова №1 от 05.12.1992 года. В связи с чем просит восстановить его право общей долевой собственности в части 3 га пастбищ, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных во Владыкинском округе Ртищевского района Саратовской области, кадастровый №, возникшее на основании свидетельства на право собственности на землю, серия РФ-II №, выданного Ртищевским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Агуреев В.А., будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился
Представитель истца Агуреева В.А. - Тареев Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчики Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, Администрация Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили. Согласно письменного заявления представителя Администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против заявленных исковых требований.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Суд, изучив представленные документы, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и прав и законных интересов
других лиц.
На основании статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Порядок выдела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей определен статьями 13,14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101 ФЗ.
Общие правила раздела имущества, находящегося в общей долевой собственности и порядок выдела из него доли регламентирован действующим законодательством: статьей 252 ГК РФ и статьей 11.5 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между её участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.
Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой
компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается с его согласия. В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена, и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой
собственности выплатить ему компенсацию.
С получением компенсации в соответствии с настоящей статьей собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.
Названная норма Гражданского кодекса РФ не направлена на лишение гражданина собственности в случае выдела в натуре своего пая в меньшем размере и не лишает возможности произвести дополнительное выделение земельной доли в ином земельном участке, для приведения размера выделенного участка в натуре в соответствие с правоустанавливающими документами. Таким образом, истцы вправе в любой для себя момент произвести дополнительный выдел земельных долей в любых размерах.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.
Согласно статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момент такой регистрации.
Судом установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и на основании Решения общего собрания колхоза «им. Кирова» №1 от 05 декабря 1992 года, истец Агуреев В.А. приобрел право частной собственности на землю по адресу: ТОО «Владыкинское» Ртищевского района Саратовской области общей площадью 13 га сельхозугодий, в том числе: 10 га пашни для сельскохозяйственного производства, что подтверждается: свидетельством на право собственности на землю серии РФ-II №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Ртищевским комитетом по земельным ресурсам, регистрационная запись №226 от 20 апреля 1994 года.
На основании пункта 9 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхозов, в том числе, ушедшие на пенсию имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Таким образом, истец, как член колхоза, имел право на получение земельного пая в общей долевой собственности.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ документы, удостоверяющие право на земельную долю - Свидетельства о праве на землю, выданные до вступления в силу Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии, выписки из принятых, до вступления в силу указанного Федерального закона, решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено в судебном заседании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее имелась запись № 64-01/30-1194/2003-960 от 30 октября 2003 года о регистрации у Агуреева В.А. права общей долевой собственности, доля в праве - 1/654, что составляет 13 га сельхозугодий, на основании свидетельства на земельный участок, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
В результате выдела земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1.560.000 кв.м., по адресу: <адрес>, поле V-2, участок 1, кадастровый №, куда вошла и принадлежащая Агурееву В.А. земельная доля в натуральном выражении - 10 га, права всех участников долевой собственности, в том числе и истца, в оставшемся земельном участке с кадастровым номером: № прекращены 30 ноября 2006 года, и в соответствии с записью за №64-64-38/019/2006-848 от 30 ноября 2006 года зарегистрированы права общей долевой собственности на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером: № (в размере 5/78 доли). Данный факт не был оспорен другими участниками общей долевой собственности.
При этом, право Агуреева В.А. было прекращено на 1/654 долю (13 га в натуральном выражении), так как на оставшиеся части долей (3 га в натуральном выражении) заявление от него или от моих доверенных лиц в регистрирующий орган не поступало.
В силу пункта 2 статьи 53 Земельного кодекса РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
В соответствии с частью 1.1 статьи 19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности, на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Между тем, суд учитывает, что права истца Агуреева В.А. на 3 га пастбищ в натуральном выражении в праве общей долевой собственности на земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения, подтверждено правоустанавливающими документами: свидетельством на право собственности на землю. Таким образом, истцу Агурееву В.А. принадлежало право общей долевой собственности на долю на земельный участок 13 га в натуральном выражении, состоящий из пашни 10 га и 3 га пастбищ. В ходе выдела земельного участка в счет земельной доли истцу было определено местоположение земельного участка в виде пашни. При этом определение границ земельного участка, состоящего из доли истца в размере 3 га пастбищ в натуральном выражении, не проводилось. Доказательств того, что истец выразил добровольное волеизъявление о прекращении права общей долевой собственности на принадлежащие ему доли земельного участка в виде пастбищ в 3 га в натуральном выражении не представлено.
При проведении государственной регистрации права истцу Агурееву В.А. не было разъяснено регистрирующим органом о том, что при регистрации права на доли земельного участка прекращается право собственности на оставшиеся доли земельного участка в размере 3 га в натуральном выражении. Суд приходит к убеждению, что права общей долевой собственности (в части 3 га пастбищ) на земельный участок сельскохозяйственного назначения, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит восстановлению путем восстановления права на получение земельного участка в общую долевую собственность.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3 ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░-II №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░