Дело № 2а-488/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Багаевская Ростовской области «18» июля 2017 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шкуратова Д.С.,
при секретаре Лазаревой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, административное дело по административному иску Прокурора Багаевского района Ростовской области к Администрации Багаевского района Ростовской области, третье лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РО» о признании бездействия администрации незаконным и обязании внести изменения в постановление №1 от 11.01.2013 г.,
установил:
Прокурор Багаевского района обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению Чебановой О.В., Мануковского А.Г.
По результатам проведенной проверки установлено, что Мануковский А.Г. на основании договора купли-продажи приобрел в собственность земельный участок и жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
При оформлении документов, заявителям 21.10.2014 вынесено решение о приостановке осуществления кадастрового учета по земельному участку с кадастровым номером № так как границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №. По истечению срока, причины повлекшие приостановление не были устранены, в связи с чем, 21.01.2015 было вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости №.
Постановлением № 1 Администрации Багаевского района от 11.01.2013 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории декларированной площадью 114501 кв.м., который в дальнейшем предоставлен в аренду Когут О.М.
При утверждении схемы, администрацией района не учтено расположение приобретенного в собственность Мануковским А.Г. земельного участка.
Koгут O.M. с целью устранения нарушенных прав Мануковского А.Г. произвел пере межевание земельного участка, предоставленного в аренду, однако ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости № на земельный участок с кадастровым номером № так как в представленных для осуществления кадастрового учета документах отсутствует обоснования уточнения местоположения границ земельного участка (отсутствуют обоснования исправления кадастровой ошибки), в составе приложения межевого плана отсутствуют документы, указанные в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре.
Согласно объяснению заместителя начальника ТО №8 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РО» для исправления кадастровой ошибки необходимо внести изменения в Постановление № администрации Багаевского района об утверждении границ земельного участка №, либо обратиться в Багаевский районный суд.
Мануковский А.Г. в августе 2016 года обратился в Багаевский районный суд с иском к Когут О.М. о признании границ земельного участка неустановленными. Однако указанный иск 08.07.2016 оставлен без движения, а 08.08.16 г. возвращен, так как не соблюден досудебный порядок.
В соответствии с ч. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Следовательно, внесение изменений в утвержденную схему, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, истец считает, что необходимо внести изменения в Постановление № 1 администрации Багаевского района от 11.01.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории декларированной площадью 114501 кв.м.
31.03.2017 года прокуратурой района в адрес главы администрации Багаевского района внесено представление об устранении выявленных нарушений. 04.05.2017 прокуратурой района получен отказ в удовлетворении требований прокурора.
Таким образом, считает, что прокуратурой района соблюден досудебный порядок для обращения в суд.
В связи с тем, что выявленные нарушения по результатам рассмотрения представления прокуратуры не устранены, в соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор считает, что имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) Администрации Багаевского района.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 218-219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истец просит суд:
1. Признать бездействие Администрации Багаевского района по невнесению изменений в постановление № 1 от 11.01.2013 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» незаконным;
2. Возложить обязанность на Администрацию Багаевского района внести изменения в постановление № 1 от 11.01.2013 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Багаевского района РО, заявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные требованиям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Прокипчина О.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила суду свои возражения на иск, просила в его удовлетворении отказать, нормами ЗК РФ не предусмотрено изменение или переутверждение первичной схема расположения земельного участка.
Представитель третьего лица - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РО», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим обстоятельствам.
Из части 1 статьи 4 КАС РФ, следует, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что в Прокуратуру Багаевского района 02.03.2017 г. поступило обращение Чебановой О.В. и Мануковского А.Г. о том, что они не могут поставить на учет земельный участок с домовладением, расположенные по адресу: <адрес>. (л.д. 26-27).
Указанное имущество было приобретено Мануковским А.Г. на основании договора купли-продажи, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 12, 23, 24).
Прокуратурой также было установлено, что при оформлении документов, заявителям 21.10.2014 вынесено решение о приостановке осуществления кадастрового учета по земельному участку с кадастровым номером № так как границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № По истечению срока, причины повлекшие приостановление не были устранены, в связи с чем, 21.01.2015 было вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости №.
Постановлением № 1 Администрации Багаевского района от 11.01.2013 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории декларированной площадью 114501 кв.м., который в дальнейшем предоставлен в аренду Когут О.М.
Также прокурор указывает, что при утверждении схемы, администрацией района не учтено расположение приобретенного в собственность Мануковским А.Г. земельного участка.
Koгут O.M. с целью устранения нарушенных прав Мануковского А.Г. произвел пере межевание земельного участка, предоставленного в аренду, однако, 31.08.2015 г. принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости № на земельный участок с кадастровым номером № как в представленных для осуществления кадастрового учета документах отсутствует обоснования уточнения местоположения границ земельного участка (отсутствуют обоснования исправления кадастровой ошибки), в составе приложения межевого плана отсутствуют документы, указанные в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре.
Согласно объяснению заместителя начальника ТО №8 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РО» для исправления кадастровой ошибки необходимо внести изменения в Постановление № 1 администрации Багаевского района об утверждении границ земельного участка №, либо обратиться в Багаевский районный суд.
Мануковский А.Г. в августе 2016 года обратился в Багаевский районный суд с иском к Когут О.М. о признании границ земельного участка неустановленными. Однако указанный иск 08.07.2016 оставлен без движения, так как не соблюден досудебный порядок, а 08.08.16 г. возвращен, в связи с неисполнением определения об оставлении иска без движения.
31.03.2017 года прокуратурой района в адрес главы администрации Багаевского района внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 29).
04.05.2017 прокуратурой района получен отказ Администрации района в удовлетворении требований прокурора, со ссылкой на нормы Земельного Кодекса РФ, а также с вариантом устранения допущенной реестровой ошибке (л.д. 30).
Таким образом, истец считает, что необходимо внести изменения в Постановление № 1 администрации Багаевского района от 11.01.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории декларированной площадью 114501 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В части 2 названной статьи указывается, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
При этом, вышеуказанной статьей, а также иными нормами земельного законодательства, внесение изменений в схему расположения земельного участка – не предусмотрено.
Исправить имеющуюся реестровую ошибку (ранее кадастровая ошибку), заявителю могут в ином порядке.
В настоящее время возможность устранения ошибок, допущенных при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков предусмотрена ч. 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (пункт 3).
Кроме того, Мануковский А.Г. при обращении в Багаевский районный суд РО, не устранил недостатки искового заявления, указанные в определении суда от 08.07.2016 г., в связи с чем оно и было возвращено. При этом он не лишен права вновь обратиться в суд.
Оспариваемый отказ (бездействие) Администрации по невнесению изменений в постановление № 1 от 11.01.2013 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» вынесен уполномоченным на то лицом, основан на законе, в связи с чем, не может быть признан судом незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Прокурора Багаевского района Ростовской области к Администрации Багаевского района Ростовской области, третье лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РО» о признании бездействия администрации незаконным и обязании внести изменения в постановление №1 от 11.01.2013 г. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2017 г.
Председательствующий Д.С. Шкуратов