Решение по делу № 21-129/2022 от 09.02.2022

Судья Макарова И.С. Дело № 21-129/2022

    

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск     8 апреля 2022 года

Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу защитника заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Гурмания» Соколовой З.А. - Чамина В.М. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 5 августа 2021 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Мурманску № * от 21 июня 2021 года должностное лицо – заместитель генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Гурмания» (далее – ООО «Гурмания», Общество) Соколова З.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 5 августа 2021 года указанное постановление административного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Чамин В.М. просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Указывает, что исходя из анализа положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержания должностной инструкции заместителя генерального директора ООО «Гурмания», Соколова З.А. не является субъектом административного правонарушения по факту выдачи заработной платы иностранным гражданам 30 сентября 2019 года, поскольку фактически выплата была произведена другим лицом - генеральным директором общества.

Соколова З.А., извещенная надлежащим образом, не явилась, что в силу статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствовало рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Чамина В.М., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя административного органа Желудковой А.В., прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Подпункт «б» пункта 9 части 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютную операцию определяет как приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.

Как следует из материалов дела основанием для привлечения Соколовой З.А. к административной ответственности послужили сведения о том, что 30 сентября 2019 года ООО «Гурмания», в нарушение части 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, согласно платежной ведомости от 30 сентября 2019 года №* выплатило иностранным гражданам, не имевшим вида на жительство, заработную плату наличными денежными средствами в размере *** рублей, а не через банковский счет в уполномоченном банке.

На основании трудового договора и приказа №* от 01 июля 2016 г. Соколова З.А. принята на работу в ООО «Гурмания» на должность заместителя генерального директора.

Из должностной инструкции заместителя генерального директора, следует, что Соколова З.А. осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества, а также обеспечивает своевременное предоставление и контроль исполнения документов, поручений и требований валютного контроля.

По факту осуществления заместителем генерального директора Соколовой З.А. незаконной валютной операции вынесено 21 июня 2021 года постановление №* о привлечении должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая жалобу защитника, судья районного суда также пришел к выводу о наличии в действиях Соколовой З.А. состава вмененного правонарушения.

Между тем, с выводами административного органа и судьи районного суда о виновности привлекаемого лица согласиться нельзя.

Так, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 25 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, директором ООО «Гурмания» является Ш.П.А.

В соответствии с общими положениями Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», директор Общества, являясь единоличным исполнительным органом общества, осуществляет общее руководство текущей деятельностью юридического лица, несет ответственность за надлежащее исполнение должностных обязанностей другими должностными лицами, является законным представителем юридического лица, имеющим право представлять интересы общества без доверенности.

В силу положений постановления Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью (часть 3 статьи 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Документом, подтверждающим выдачу денежных средств из кассы организации, является расходный кассовый ордер. Расходный кассовый ордер подписывается руководителем организации как лицом, уполномоченным на распоряжение денежными средствами организации, главным бухгалтером, кассиром. В расходном кассовом ордере указывается основание выдачи денежных средств. В указанном случае основанием являлось выплата заработной платы.

Так, согласно платежной ведомости от 30 сентября 2019 года №* денежные средства на выплату заработной платы выданы по расходному кассовому ордеру №* от 30 сентября 2019 года, на основании которого директор ООО «Гурмания» Ш.П.А.. распорядилась выдать денежные средства для выплаты заработной платы работникам.

Платежная ведомость в графе «выплату произвел» содержит сведения о директоре ООО «Гурмания» Ш.П.А.

В данном случае материалы дела не подтверждают, что на момент выплаты заработной платы иностранным гражданам А.Н.Д.., Ш.К.Ш.., М.Ф.Х.., М.Д.Х.., 30 сентября 2019 года, заместитель директора Соколова З.А., являясь должностным лицом, распоряжалась денежными средствами общества, в том числе в части выплаты заработной платы работникам, то есть является субъектом правонарушения.

Доказательств того, что Соколова З.А. в рамках своих должностных обязанностей не обеспечила контроль требований валютного контроля, а также определения формы такого контроля, при выплате заработной платы, в том числе иностранным гражданам, административный орган не представил.

Таким образом, административным органам неверно определен субъект данного правонарушения, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении не исследованы и не оценены в полном объеме имеющиеся доказательства, обстоятельства, имеющие существенное значение по делу.

Согласно представленным административным органом в материалы дела об административном правонарушении, доказательствам, которые составлены 30 сентября 2019 года, выплата заработной платы произведена на основании платежной ведомости №* и расходного кассового ордера №*.

При этом документальное подтверждение выплаты заработной платы 30 сентября 2019 года иностранным гражданам на основании платежной ведомости №* и расходного кассового ордера №*, которые указаны в постановлении № * от 21 июня 2021 года в качестве доказательства нарушения валютного законодательства, отсутствует.

Также административным органом статус нерезидента работников, которым произведена выплата заработной платы 30 сентября 2019 года, не проверялся.

Таким образом, привлекая Соколову З.А. к административной ответственности, административный орган, а судья районного суда при рассмотрении жалобы, не дали должной оценки достаточности представленных доказательств, мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняли, в связи с чем, пришли к необоснованному выводу о наличии в действиях указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина Соколовой З.А. в установленном законом порядке не доказана.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлиявшими на законность вынесенных по делу актов и влекущими их отмену.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу вышеизложенного обжалуемое постановление и судебное решение подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.3-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу защитника Соколовой З.А. - Чамина В.М. - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника ИФНС России по г. Мурманску № * от 21 июня 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 5 августа 2021 года в отношении Соколовой З.А. отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов

21-129/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Соколова Зоя Алексеевна
Другие
Чамин В.М.
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Кривоносов Дмитрий Валерьевич
Статьи

15.25

Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
09.02.2022Материалы переданы в производство судье
04.04.2022Судебное заседание
08.04.2022Судебное заседание
13.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2022Дело оформлено
14.04.2022Дело передано в экспедицию
08.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее