УИД 10RS0011-01-2022-009177-58
№5-3028/2022
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 июля 2022 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Исраэлян Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Рыбакова Д. С., <данные изъяты> г. рождения, уроженца <адрес>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ. в помещении Отдела ИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску, расположенном по адресу: г<адрес> инспектором отдела ИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску, старшим лейтенантом полиции Урмановым Д.П. был выявлен факт публичного размещения в открытом доступе для других пользователей социальной сети материалов о ходе проведения специальной военной операции Вооруженными силами Российской Федерации на территории Украины, а именно на интернет-сайте «ВКонтакте» на странице пользователя под псевдонимом «ФИО9» (<данные изъяты>), зарегистрированной на Рыбакова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ. осуществлено размещение в сети Интернет публикации (репост), следующего содержания: «<данные изъяты>
В судебном заседании Рыбаков Д.С. вину в совершении правонарушения не признал, полагал, что отсутствует состав административного правонарушения.
Инспектор отдела ИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску Урманов Д.П., составивший протокол об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении поддержал в полном объеме, полагал, что имеется состав административного правонарушения.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, просмотрев находящуюся в свободном доступе видеозапись, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится, в том числе, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. №71 и №72 Донецкая и Луганская Народные Республики признаны в качестве суверенных и независимых государств. Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено провести с Донецкой и Луганской сторонами переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договоренность оформить соответствующими документами; Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечить осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Донецкой и Луганской Народных Республик функций по поддержанию мира (пункты 1, 2 и 4 Указов).
Согласно ратифицированным 22 февраля 2022 г. Договорам о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой, Луганской Народными Республиками Договаривающиеся Стороны решили, что будут тесно сотрудничать в области внешней политики, взаимодействовать в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности и регулярно проводить в этих целях консультации по международным и региональным проблемам, представляющим взаимный интерес. Они обязуются прилагать скоординированные усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы Договаривающихся Сторон.
Также Договаривающиеся Стороны договорились, что будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Донецкой, Луганской Народных Республик. Они будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, возникнет угроза нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны, поддержания мира и взаимной безопасности. В ходе этих консультаций будут определяться необходимость, виды и размеры помощи, которую одна Договаривающаяся Сторона окажет другой Договаривающейся Стороне в целях содействия устранению возникшей угрозы. Договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (пункт 1). В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 10.1 Федерального закона «Об обороне» решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами адрес от вооруженного нападения на них.
Согласно части 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 4 Федерального закона «Об обороне» Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороне»).
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об обороне» Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Конституции Российской Федерации (пункт «г» части 1 статьи 102).
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Статьей 27 Федерального закона «Об обороне» предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность Рыбакова Д.С. в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г., который отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет; рапортом инспектора ОИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску по результатам осмотра электронного ресурса от 15 апреля 2022 г., согласно которому на странице «ФИО9» (<данные изъяты>) в социальной сети «ВКонтакте» находится в свободном доступе спорная запись (репост), в тексте которой содрежаится информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации; скриншотом; справкой инспектора ОИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску по результатам осмотра электронного ресурса от 21 июня 2022 г. о пользователе страницы социальной сети «ВКонтакте» «Дмитрий Рыбаков»; иными материалами дела.
Достоверность и объективность приведенных доказательств у судьи сомнений не вызывает, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются между собой, дополняют друг друга, получены с соблюдением норм закона, облечены в надлежащую процессуальную форму и объективно фиксируют фактические данные, в связи с чем, судья находит данные доказательства допустимыми.
Рапорт и справка сотрудника полиции о выявленном административном правонарушении содержит необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности должностного лица, составившего рапорт и справку, материалы дела не содержат, а исполнение сотрудником правоохранительных органов своих служебных обязанностей, включая выявление административных правонарушений, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Рыбакова Д.С. деяния.
Допущенные в первом абзаце рапорта инспектора ОИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску по результатам осмотра электронного ресурса от 15 апреля 2022 г. опечатки в части указания даты материала КУСП и реквизитов страницы не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Между тем, в силу частей 1 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Критериями публичности выступают: неопределенный круг лиц и отсутствие направленности на совершение конкретных противоправных деяний.
Дискредитация есть умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что страница пользователя «ФИО9» (<данные изъяты>), зарегистрированная на Рыбакова Д.С., на которой последним были размещены спорная запись и фотографии, <данные изъяты>
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ то есть на дату обнаружения (а соответственно, и на дату совершения, учитывая, что правонарушение является длящимся) инкриминируемого административного правонарушения указанная страница находилась в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» в режиме доступа для неопределенного круга лиц. Последующее удаление страницы в социальной сети «ВКонтакте» не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая, что публикацией записи Рыбаков Д.С. явно выразил свое отношение к проводимой Российской Федерацией в Украине специальной военной операции, формировал негативное и несоответствующее действительности мнение у неопределенного круга лиц об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, которые проводят специальную операцию на основании решения Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, тем самым, осуществил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Несмотря на позицию Рыбакова Д.С. о целесообразности проведения лингвистического исследования, необходимости в назначении по делу какой-либо экспертизы, в том числе лингвистической, судья не усматривает, поскольку в ходе судебного процесса установлено, что Рыбаков Д.С. подменил цели и сведения о проводимой специальной операции Вооруженными Силами Российской Федерации за пределами Российской Федерации в рамках договоров о дружбе и сотрудничестве с ДНР и ЛНД в целях поддержания международного мира и безопасности.
Неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в пользу Рыбакова Д.С., не усматривается.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины Рыбакова Д.С. в инкриминируемом правонарушении и квалифицирует его действия по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7, 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о личности Рыбакова Д.С., его имущественное и семейное положение, степень вины нарушителя, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства в виде добровольного прекращения противоправного поведения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - 30000 рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением Рыбакова Д.С., не установлены. При таких обстоятельствах основания для применения части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижения размера предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказания отсутствуют.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.3.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 03100643000000010600 ░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░░), ░░░ 1001041280, ░░░ 100101001, ░░░ 018602104, ░░░░░ 86701000, ░░░ (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░) 18811601201019000140, ░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) 18880410220120013637, ░░░░░░░░░░░░░ №5-3028/2022.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (185910, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░.33, ░░░.100).
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 27) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░.33).
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░: 190900, ░. ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░ № 1413, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░. ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 26).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░