Решение по делу № 2а-1751/2018 от 22.01.2018

Дело № 2а-1751/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа    в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Садчиковой У.А.,

с участием представителя административного истца Старовойтова А.А., действующего на основании доверенности от 24.07.2014 г. и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика прокуратуры Воронежской области – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Воронежской области советника юстиции Кривцова В.А., действующего на основании доверенности от 20.02.2018 г. и диплома о высшем юридическом образовании,

            рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Рыжовой Любови Васильевны к прокуратуре Воронежской области, прокурору Воронежской области Шишкину Н.А., начальнику управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецову В.В. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в рассмотрении обращения незаконными, возложении обязанности рассмотреть обращение в течение 5 дней с момента вступлении решения суда в законную силу,    признании решения, действия (бездействия) по не надлежащему рассмотрению обращения не законными, возложении обязанности надлежащим образом рассмотреть обращение, возложении обязанности рассматривать обращение в установленные законом сроки, признании решения, действия (бездействия) по передаче жалобы на рассмотрение начальнику управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецову В.В. незаконными, признании решения, действия (бездействия) по передачи на рассмотрение жалобы в ГУ МВД России по Воронежской области незаконными, возложении обязанности рассмотреть обращение в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу, признании решения, действия (бездействия) по нарушению сроков направления ответов на обращение не законными, возложении обязанности рассматривать обращения в установленные законом сроки, признании решения, действия (бездействия) по не надлежащей регистрации обращений, возложении обязанности регистрировать обращения в соответствии с действующим законодательством, признании решения, действия (бездействия) по не надлежащему применению инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» от 30.01.2013 №45 – незаконным; возложении обязанности применять положения инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» от 30.01.2013 №45 в соответствии с действующим законодательством, о признании    решения,    действия    (бездействия) по не надлежащему рассмотрению обращения не законными, возложении обязанности рассмотреть обращения в соответствии с действующим законодательством в течение 5 дней, с момента вступления решения суда в законную силу, признании решения,    действия (бездействия) по передаче рассмотренного обращения на повторное рассмотрение в ГУ МВД России по Воронежской области - не законными, возложении обязанности не передавать рассмотренные обращения на рассмотрение в другие органы, признании    решения,    действия по не разъяснению в ответе её прав на обжалование «ответа» - не законными, возложении обязанности разъяснять в ответах порядок обжалования данного обращения, признании решения,    действия    (бездействия)    по не рассмотрению обращения законными, возложении обязанности рассмотреть обращение в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Рыжова Л.В. обратилась в суд с административным иском прокуратуре Воронежской области, прокурору Воронежской области Шишкину Н.А. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в рассмотрении обращения незаконными, возложении обязанности рассмотреть обращение в течение 5 дней с момента вступлении решения суда в законную силу,    признании решения, действия (бездействия) по не надлежащему рассмотрению обращения не законными, возложении обязанности надлежащим образом рассмотреть обращение, признании решения, действия (бездействия) по нарушению сроков рассмотрения обращения не законными, возложении обязанности рассматривать обращение в установленные законом сроки.

В обосновании заявленных требований указав, что 17 октября 2017 г. на личном приеме была подана жалоба в Воронежскую областную прокуратуру по факту незаконных действий начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В., однако до настоящего времени ответ не получен.

Ссылаясь на ст. ст. 9, 10, 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» полагает, что действия прокуратуры Воронежской области, прокурора Воронежской области нарушают действующее законодательство и ее права (л.д. 7-8).

В последующем истцом требования не однократно уточнялись, с учетом уточнения исковых требований просит признать решения, действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области, прокурора Воронежской области Шишкина Н.А. по передаче жалобы на рассмотрение начальнику управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецову В.В. незаконными; признать решения, действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области, начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. по передаче на рассмотрение ее жалобы в ГУ МВД России по Воронежской области незаконными; обязать прокуратуру Воронежской области, прокурора Воронежской области Шишкина Н.А. рассмотреть ее обращение в течение 5 дней с момента вступления в законную силу; признать решения действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области, прокурора Воронежской области Шишкина Н.А. по нарушению сроков направления ответа на ее обращение незаконными; обязать прокуратуру Воронежской области, прокурора Воронежской области Шишкина Н.А. рассматривать обращения в установленные законом сроки; признать решения, действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области, начальника управления по соблюдению федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. по ненадлежащей регистрации обращений обращения Рыжовой Л.В. не законными, возложении обязанности на прокуратуру Воронежской области, начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Стеблецова В.В. регистрировать обращения Рыжовой Л.В. в соответствии с действующим законодательством; признать решения, действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области, прокурора Воронежской области Шишкина Н.А., начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. по ненадлежащему применению инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» от 30.01.2013г. № 45 незаконными, обязать прокуратуру Воронежской области, прокурора Воронежской области Шишкина Н.А., начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. применять положения инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» от 30.01.2013г. № 45 в соответствии с действующим законодательством; признать     решения,    действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области,    начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В.    по не надлежащему рассмотрению обращения Рыжовой Л.В. - не законными, обязании рассмотреть обращение Рыжовой Л.В. в соответствии с действующим законодательством, в течении 5 дней, с момента вступления решения суда в законную силу, признать решения, признать решения,    действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области, начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В.    по передаче на рассмотренного обращения Рыжовой Л.В. на повторное рассмотрение в ГУ МВД России по Воронежской области - не законными, обязать прокуратуру Воронежской области,    начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В.     не передавать рассмотренные обращения на рассмотрение в другие органы, признать     решения,    действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области,    начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В.    по не разъяснению Рыжовой Л.В. в ответе её прав на обжалование «ответа» - не законными, обязать прокуратуру Воронежской области,    начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В.     разъяснить Рыжовой Л.В. в ответах порядок обжалования данного обращения, признать     решения,    действия (бездействие) прокуратуры Воронежской области,    начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. по не рассмотрению обращения Рыжовой Л.В.- не законными, обязать прокуратуру Воронежской области,    начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В.    рассмотреть обращение Рыжовой Л.В., в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 46, 120, 121, 147).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от суда от 21 февраля 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ МВД России по Воронежской области (л.д. 51 об.).

Административный истец Рыжова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.

Представитель административного истца – Старовойтов А.А., действующий на основании доверенности от24 июля 2014 года (л.д. 10) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 11), административные исковые требования, уточненные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика прокуратуры Воронежской области – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном процессе прокуратуры Воронежской области Кривцов В.А., действующий на основании доверенности (л.д. 22), против удовлетворения заявленных требований возражал, представил письменные возражения на иск (л.д.71-77).

Заинтересованное лицо – ГУ МВД России по Воронежской области о месте и времени рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом (л.д. 153), представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, представлен письменные отзыв относительно заявленных требований (л.д. 122-123).

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

В соответствии с ч. 3 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.

В силу ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (часть 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры (пункт 2.3 Инструкции).

В соответствии с п. 3.1 указанной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения может быть принято, в том числе, решение о направлении обращения в другие органы.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем (п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ).

Установлено и подтверждается материалами дела, что 17 октября 2017 года Рыжовой Л.В. в лице ее представителя Старовойтова А.А. в прокуратуру Воронежской области на личном приеме предъявлена жалоба на не законные действия (бездействия) начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В., в которой просит: провести проверку, проверив законность и обоснованность действий (бездействий) начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. по факту не надлежащего рассмотрения обращения Рыжовой Л.В., а именно: отказу в приеме жалобы к рассмотрению и проведению по ней проверки, по не разъяснению в ответе порядка обжалования принятого решения, а также права на обращение в суд; по не привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения в установленном законом порядке; по нарушению установленного законом срока направления ответа на обращении Рыжовой Л.В., по передаче с обращением (одним сопроводительным письмом) документов не относящихся к ее обращению; привлечь начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. к ответственности; провести проверку в отношении начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. по факту умышленного не надлежащего рассмотрения запроса Рыжовой Л.В., и наличия в его действиях личной заинтересованности; провести проверку в отношении начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. по вопросу соответствия занимаемой должности; привлечь начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. к административной ответственности за нарушение требований действующего законодательства. При проведении проверки истребовать соответствующие документы (л.д. 9).

В жалобе представитель Рыжовой Л.В. - Старовойтов А.А. указывает на то обстоятельство, что 08 августа 2017 г. в Воронежскую областную прокуратуру была направлена жалоба от 08 августа 2017 г. на действия сотрудников Центра видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области. Согласно полученному ответу от 18 сентября 2017 г. № 7/1-542-2014 ее жалоба была передана на рассмотрение в другой орган, чем нарушило установленное законом право на рассмотрение обращения Воронежской областной прокуратурой. Согласно отметке на почтовом конверте ответ на обращение направлен в адрес Рыжовой Л.В. 26 сентября 2017 г., таким образом, нарушении срок направления ответа на обращение. В ответе прокуратуры Воронежской области от 18 сентября 2017 года №7/1-542-2014 на обращение Рыжовой Л.В. указано «на 3 л. и 2 конверта», однако ей подавалось одно обращение на 1 листе и высылалось оно в одном конверте. Данные незаконные действия противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца (л.д. 9).

Необходимо отметить, что жалоба, о которой указывала Рыжовой Л.В. в обращении от 17 октября 2017 г. была направлена в прокуратуру Воронежской области не 08 августа 2017 г., а 08 сентября 2017 г., что установлено решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25 декабря 2017 г. Указанное решение суда обозревалось в процессе рассмотрения дела.

Исходя из анализа обращения Рыжовой Л.В. от 17 октября 2017 г. следует, что она не согласна с действиями начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. по направлению письмом от 18 сентября 2017 г. № 7/1-542-2014 жалобы Рыжовой Л.В. от 08 сентября 2017 г. на действия Центра видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области на рассмотрение в ГУ МВД России по Воронежской области, а также с тем, что в письме необоснованно указано «ГУ МВД России по Воронежской области направляется 3 листа и 2 конверта».

Указанная жалоба, в соответствии с пунктом 2.3 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» 17 октября. 2017 г. была зарегистрирована прокуратурой Воронежской области рег. № ОФЛ-17263, что подтверждаются паспортом учета обращений (л.д. 24).

Жалоба Рыжовой Л.В. передана на рассмотрение в управление по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области.

19 октября 2017 года обращению Рыжовой Л.В. за подписью начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецовым В.В. за №7/1-542-2014 дан ответ. Ответ направлен Старовойтову А.А., поскольку именно от его имени, как от представителя, поступило обращение Рыжовой Л.В.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что в ответе от 17 октября 2017 года разъяснено, что указанное обращение письмом за № 7-69990 от 19 октября 2017 г. (л.д. 24), в числе прочих обращений, было направлено для рассмотрения ГУ МВД России по Воронежской области, что в силу п. 3.1 Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации имело явно ошибочный характер, и в связи с чем было возвращено в прокуратуру Воронежской области (л.д. 128).

Однако, в ответе на обращение Рыжовой Л.В. за подписью начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецова В.В. сообщено, что два обращения от 08 сентября 2017 г. на 3 листах и с приложением 2 конвертов на действия сотрудников ГИБДД 18.09.2017 г. на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения по существу направлены в ГУ МВД России по Воронежской области (л.д. 25). В судебном заседании представители Воронежской областной прокуратуры пояснили, что это является ответом на обращение Рыжовой Л.В. от 17 октября 2017 г.

Согласно п. 4.14 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений: "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; "удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения; "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; "разъяснено" - разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом; "принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка; "направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

В силу п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В силу части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Приведенные положения в полной мере распространяются на органы прокуратуры ввиду прямого указания на это в статье 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Пункт 2.4 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» также не допускает передачу обращения на разрешение лицу, чьи действия и (или) решения обжалуются.

Между тем, согласно терминологии, содержащейся в статье 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом жалобой гражданина следует считать его просьбу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Аналогичное определение дано в пункте 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Обращение Рыжовой Л.В. от 17 октября 2017 года не содержит просьбы о защите либо восстановлении нарушенных прав, свобод или законных интересов принадлежащих ей либо третьим лицам. В нем она указывает о нарушении законов, недостатках в работе государственного органа (прокуратуры Воронежской области) и его должностных лиц, в связи с чем, его следует расценивать в качестве обращения в форме заявления (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункт 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации).

Частью 6 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен запрет на направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется в виде жалобы.

При этом следует учесть, что указанный запрет не распространяется на обращение гражданина в форме заявления, с которым и обратилась Рыжова Л.В. в прокуратуру.

В соответствии с п. 6.5 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» в прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления    (отдела), старший помощник прокурора,    при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. Они же подписывают ответы заявителям

Таким образом, ответ за подписью прокурора области дается только в тех случаях, когда обжалуется ответ на обращение, подписанный заместителем прокурора области. В свою очередь заместителем прокурора области разрешается жалоба и соответственно подписывается ответ, когда предыдущая    жалоба была на разрешении    у начальника    структурного подразделения (управления, отдела на правах управления) и обжалуется ответ за подписью начальника управления.

В рассматриваемом случае ответа за подписью заместителя прокурора области не было, в связи с чем отсутствовали основания для передачи на разрешение жалобы Рыжовой Л.В. от 17 октября 2017 г. прокурору Воронежской области. Кроме того, по той же причине отсутствовали и основания для передачи жалобы от 17 октября 2017 г. и дачи    ответа на    нее    за подписью заместителя прокурора области, поскольку    в жалобе    от    17 октября 2017 г. не обжаловался какой-либо ответ начальника управления Стеблецова В.В.

Таким образом, жалоба Рыжовой от 08 сенттября 2017 г. не разрешалась Стеблецовым В.В. и ответ на нее им не давался. В связи с этим, на разрешение Стеблецовым В.В. была принята только жалоба Рыжовой Л.В. от 17 октября 2017 г., соответственно ответ на эту жалоб должен был быть подписан Стеблецовым В.В., как должностным лицом ранее не отвечавшим на подобную жалобу и уполномоченным п.6.5 Инструкцией на подписание ответов на первичные обращения.

В соответствии с пп.7 п. 1.9 Инструкции первичное обращение - обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры. Вопрос о законности перенаправления жалобы Рыжовой Л.В. от 08 сентября 2017г. в ГУ МВД России по Воронежской области до 17 октября 2017г. не рассматривался в прокуратуре Воронежской области.

Ответ Рыжовой Л.В., направленный ее представителю Старовойтову А.А., как не требующий дополнительной проверки, подготовлен и направлен почтой 30 октября 2017 г. в установленный 15-ти дневный срок, о чем свидетельствует реестр внутренних почтовых отправлений и почтовая квитанция (л.д. 26-28).

Несогласие административного истца с содержанием ответа, не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении обращений.

То обстоятельство, что административный истец, ссылаясь на приведенные ей законоположения, полагает недостаточно мотивированными данный ей ответ, применительно к названным нормам материального права, не имеет юридического значения, поскольку названные в исковом заявлении нормативные предписания не позволяют ей давать правовую оценку данным административным ответчиком письменных разъяснений.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Требования Рыжовой Л.В. о возложении обязанности надлежащим образом рассматривать ее обращения, рассматривать обращения в установленные законом сроки, регистрировать обращения в установленные законом сроки, не передавать обращения в другие органы, разъяснять в обращениях порядок обжалования, суд также находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Защита прав административного истца на будущее время носит предполагаемый характер и законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрена.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Рыжовой Л.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Рыжовой Любови Васильевны к прокуратуре Воронежской области, прокурору Воронежской области Шишкину Н.А., начальнику управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецову В.В. о признании решения, действия (бездействия) по отказу в рассмотрении обращения незаконными, возложении обязанности рассмотреть обращение в течение 5 дней с момента вступлении решения суда в законную силу,    признании решения, действия (бездействия) по не надлежащему рассмотрению обращения не законными, возложении обязанности надлежащим образом рассмотреть обращение, возложении обязанности рассматривать обращение в установленные законом сроки, признании решения, действия (бездействия) по передаче жалобы на рассмотрение начальнику управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Стеблецову В.В. незаконными, признании решения, действия (бездействия) по передачи на рассмотрение жалобы в ГУ МВД России по Воронежской области незаконными, возложении обязанности рассмотреть обращение в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу, признании решения, действия (бездействия) по нарушению сроков направления ответов на обращение не законными, возложении обязанности рассматривать обращения в установленные законом сроки, признании решения, действия (бездействия) по не надлежащей регистрации обращений, возложении обязанности регистрировать обращения в соответствии с действующим законодательством, признании решения, действия (бездействия) по не надлежащему применению инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» от 30.01.2013 №45 – незаконным; возложении обязанности применять положения инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» от 30.01.2013 №45 в соответствии с действующим законодательством, о признании    решения,    действия    (бездействия) по не надлежащему рассмотрению обращения не законными, возложении обязанности рассмотреть обращения в соответствии с действующим законодательством в течение 5 дней, с момента вступления решения суда в законную силу, признании решения,    действия (бездействия) по передаче рассмотренного обращения на повторное рассмотрение в ГУ МВД России по Воронежской области - не законными, возложении обязанности не передавать рассмотренные обращения на рассмотрение в другие органы, признании    решения,    действия по не разъяснению в ответе её прав на обжалование «ответа» - не законными, возложении обязанности разъяснять в ответах порядок обжалования данного обращения, признании решения,    действия    (бездействия)    по не рассмотрению обращения не законными, возложении обязанности рассмотреть обращение в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме принято 16 мая 2018 г.

2а-1751/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыжова Любовь Васильевна
Рыжова Л. В.
Ответчики
Прокуратура Воронежской области
Прокурор Воронежской области Шишкин Николай Иванович
Прокурор Воронежской области Шишкин Н. И.
Начальник Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Воронежской области Стеблецов В.В.
ГУ МВД России по ВО
Прокурор Воронежской области
Другие
Старовойтов Андрей Александрович
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронеж
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
kominternovsky.vrn.sudrf.ru
22.01.2018Регистрация административного искового заявления
22.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018Судебное заседание
22.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Судебное заседание
21.02.2018[Адм.] Судебное заседание
14.03.2018[Адм.] Судебное заседание
26.03.2018[Адм.] Судебное заседание
12.04.2018[Адм.] Судебное заседание
26.04.2018[Адм.] Судебное заседание
11.05.2018[Адм.] Судебное заседание
16.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
18.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее